Цель:
- Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского.
- Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей.
- Дать знание об актерских началах.
- Учить импровизировать, фантазировать под музыку.
- Обогащать словарный запас, прививать навыки культуры поведения.
Ход мероприятия
Дети сидят вокруг журнального столика, на котором стоит подсвечник с незажженными свечами.
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня я пригласила вас на необычный вечер классической музыки. Мы будем слушать волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
(Показ портрета П. И. Чайковского)
У него много написано произведений, и вы уже слушали некоторые из них. Но мне хотелось бы, чтоб вы запомнили, и, услышав по телевизору, или по радио сразу узнавали.
Для детей у П. И. Чайковского создан специальный «Детский альбом», в котором собраны музыкальные пьесы для детей - это такие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора, а там более компьютера. Ездили они на лошадях. Играли с деревянными игрушками.
А написал он свой « Детский альбом» для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано.
До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют его пьесы из «Детского альбома» и если вы пойдете в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Музыка П. И. Чайковского известна не только у нас в России, но и всему миру.
И вот сегодня она будет звучать для вас.
А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем?(оловянные солдатики)
(показ иллюстрации оловянных солдатиков)
Давайте вспомним, как ходят оловянные солдатики. Они двигают руками или крутят головой?
Давайте встанем и промаршируем, как оловянные солдатики, но сначала скажите: Сколько частей в музыке П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков?»
Мы с вами уже слушали это произведение. Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика.
(Выбираем барабанщика)
«МАРШ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют и затем садятся.)
(Вносится кукла, которую я качаю на руках)
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П.И.Чайковский,
Вы даже услышите, как слезки капают, а называется она « Болезнь куклы»
«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
Какая музыка по характеру?
А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.Кто хочет развеселить куклу?
(отдаю девочке куклу, она ее качает)
Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.
« ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
(слова и музыка Л. Абелян Журнал "Музыкальный руководитель" №2-2004г).
Ну вот, куколка и поправилась. ( Стук в дверь)
Кто-то к нам в гости пришел. (Вношу другую куклу)
Вот и новая кукла пришла.
Как вы думаете, какое настроение теперь у кукол?
П. И. Чайковский написал пьесу, называется « Новая кукла»
Как вы думаете, какая музыка будет музыка по характеру?
Сейчас мы послушаем эту пьеску, называется « Новая кукла», а девочки покажут как радуются куклы (отдаю девочкам куклы)
«НОВАЯ КУКЛА»
Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку П. И. Чайковского.
Тихо, тихо сядем рядом -
входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
разноцветном, голубом.И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется « Сладкая греза». Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка.
Сидите спокойно, я зажигаю свечи. Можно смотреть на огонь и представлять, можно закрыть глаза слушать и мечтать. Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали
(зажигаю свечи, выключается свет.)
« СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?
П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы догадаетесь про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам подскажет, на кого из сказочных героев она похожа.
«БАБА – ЯГА»
(В конце пьесы забегает Баба- Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга:
Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель:
Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать, подумать. Прискакала сюда. Раскричалась « Моя музыка, моя музыка!» (передразнивает) Все равно слушают ее все.
Ребята, догадались? Чья это музыка? Как называется?
Правильно! Эта пьеса так и называется « Баба- Яга»
Музыкальный руководитель:
Бабка-Яга, а ты нашу музыку послушай. Написал ее тоже П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга:
Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель:
А вот это мы сейчас посмотрим!
Мальчики приглашайте девочек на вальс
«ВАЛЬС»
(Дети танцуют вальс, Баба-Яга присоединяется к ним и танцует, то с одним ребенком, то с другим)
Баба-Яга:
Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?
(Дети говорят фамилию композитора )
Спасибо. (Доходит до двери, останавливается.)
Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
(Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.
Музыкальный руководитель:
Вот мы, ребята, и побывали в мире волшебной и красивой музыки композитора П. И. Чайковского.
Какая пьеса вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
А теперь вам задание.
Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась.
Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я должна отгадать какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наш вечер закончен, встретимся завтра.