Урок музыки по теме: "Вечер волшебной музыки"

Разделы: Музыка


Цель:

  1. Прививать любовь к классической музыке, к творчеству  П.И.Чайковского.
  2. Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей.
  3. Дать знание об актерских началах.
  4. Учить импровизировать, фантазировать под музыку.
  5. Обогащать словарный запас, прививать  навыки культуры поведения.

Ход мероприятия

Дети сидят вокруг журнального столика,  на котором стоит подсвечник с незажженными свечами.

Музыкальный руководитель:

Ребята,  сегодня я пригласила вас на необычный вечер классической музыки. Мы будем слушать волшебную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

(Показ портрета П. И. Чайковского)

У него много написано  произведений,  и вы уже слушали некоторые из них. Но мне хотелось бы, чтоб вы запомнили,  и,  услышав по телевизору, или по радио сразу узнавали.

Для детей у П. И. Чайковского создан специальный «Детский  альбом», в котором собраны музыкальные пьесы для детей - это такие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора, а там более компьютера. Ездили они на лошадях. Играли с деревянными игрушками.
А написал он свой « Детский альбом» для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано.
До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют его пьесы из «Детского альбома»  и если вы пойдете в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Музыка П. И. Чайковского известна не только у нас в России, но и всему миру.
И вот сегодня она будет звучать для вас.
А сейчас я вам загадаю загадку:

Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем?

(оловянные солдатики)

(показ иллюстрации оловянных солдатиков)

Давайте вспомним, как ходят оловянные солдатики. Они двигают руками или крутят головой? 

Давайте встанем и промаршируем, как оловянные солдатики, но сначала скажите:  Сколько частей в музыке П. И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков?»  

Мы с вами уже слушали это произведение. Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть -   для командира- барабанщика.

(Выбираем барабанщика)

Картинка

«МАРШ  ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

(дети маршируют  и затем садятся.)
(Вносится кукла, которую я качаю на руках)

Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»

Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)

Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал  П.И.Чайковский,
Вы даже услышите, как слезки капают, а называется она « Болезнь куклы»

«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»

Картинка 

Какая музыка по характеру?

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась,  и ей стало весело?   (ответы детей)

Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.

Кто хочет развеселить куклу?

(отдаю девочке куклу, она ее качает)

Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.                                                    

« ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»                          
 (слова и музыка Л. Абелян  Журнал "Музыкальный руководитель" №2-2004г).

Ну вот, куколка и поправилась. ( Стук в дверь)
Кто-то к нам в гости пришел. (Вношу другую куклу)
Вот и новая кукла пришла.

Как вы думаете, какое настроение теперь у кукол?

П. И. Чайковский написал пьесу, называется « Новая кукла»

Как вы думаете, какая музыка будет музыка по характеру?

Сейчас мы послушаем эту пьеску, называется « Новая кукла», а девочки покажут как радуются куклы (отдаю  девочкам куклы)

Картинка

«НОВАЯ КУКЛА»

Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку П. И. Чайковского.

Тихо, тихо сядем рядом -
входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
разноцветном, голубом.

И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.

Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется « Сладкая греза».  Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно, я  зажигаю свечи. Можно смотреть на огонь и представлять, можно закрыть глаза слушать и мечтать. Потом мне  расскажите, о чем хорошем вы мечтали

(зажигаю свечи, выключается свет.)

« СЛАДКАЯ ГРЕЗА»

Картинка

Помечтали? Теперь расскажите,  о чем же вы мечтали?

П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы    догадаетесь про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам подскажет,  на кого  из сказочных  героев она  похожа.

 

Картинка

«БАБА – ЯГА»

(В конце пьесы забегает Баба- Яга и начинает прыгать и  скакать.)

Баба- Яга:

Это моя музыка!  Я под нее танцую!

Музыкальный руководитель:

Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать, подумать. Прискакала сюда. Раскричалась « Моя музыка, моя музыка!»  (передразнивает)  Все равно слушают ее все.

Ребята,  догадались? Чья это музыка?  Как называется?

Правильно!  Эта пьеса так и называется « Баба- Яга»

Музыкальный руководитель:

Бабка-Яга, а ты нашу музыку послушай. Написал ее тоже П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.

Что ребята, покажем,  как мы умеем красиво танцевать вальс?

 Баба- Яга:

Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!

Музыкальный руководитель:

А вот это мы сейчас посмотрим!
Мальчики приглашайте девочек на вальс

«ВАЛЬС»

Картинка

(Дети танцуют вальс, Баба-Яга присоединяется к ним и танцует, то с одним ребенком, то с другим)

Баба-Яга:

Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла? 

(Дети говорят фамилию композитора )

Спасибо. (Доходит  до  двери,  останавливается.)

Ой,  еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?

(Идет и  повторяет) Чайковский, Чайковский,  все, запомнила! Спасибо! До свидания.

Музыкальный руководитель:

Вот мы,  ребята,  и  побывали в мире волшебной и красивой музыки композитора  П. И. Чайковского.

Какая пьеса вам больше всего понравилась?  Чем она вам запомнилась?

А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в  группу,  и вы мне покажите,  я должна  отгадать какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наш вечер закончен, встретимся завтра.

Приложение 1