Тема: "Эти забавные животные"
Цели:
- Проверить осведомленность учащихся о жизни животных и птиц Ханты-Мансийского округа-Югры, расширять кругозор.
- Развивать мыслительные операции учащихся: анализировать, сравнивать, обобщать, интерес к изучению окружающего мира.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, сотрудничество.
Оборудование: табло, бананы и кости – это очки, эмблемы команд, презентация.
Подготовительная работа: выставка рисунков, фотографий зверей и птиц ХМАО-Югры, чтение художественных и научно-популярных книг, несколько детей готовят чтение наизусть стихотворений, кратких докладов о животных, формирование двух команд, разработка названий, девизов, выбор капитанов.
Ход игры
Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы не встретилась нам красота.
Т.А. Пушкарев
1. Организационный момент
Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». На протяжении многих столетий человек ведет наблюдение за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные. Итак, мы начинаем игру «Эти забавные животные».
Класс разбит на две команды. Каждая команда придумала название и эмблему: «Хищники» и «Травоядные».
Ваш девиз, «Хищники»: «Хищники лучше всех, победят всегда и всех!».
Ваш девиз, «Травоядные»: «Травоядные, вперед, вас в конце победа ждет!».
В течение игры справедливый судья будет фиксировать все правильные ответы и подведет итог всего мероприятия.
За ходом игры будут следить наши эксперты - юные натуралисты. Они будут оценивать работу каждой группы на определенном этапе, сообщать предварительные результаты.
А теперь представляем капитанов команд.
Просмотр музыкального клипа «В мире животных». (Автор Герланд Е.В. viki.rdf.ru)
Созвучие прекрасных чувств и дум
(по страницам удивительных книг).
Познакомьтесь с ними. Вчитайтесь и вдумайтесь в эти строки. Каждая из них дышит любовью и восхищением, каждое слово – гимн вечно прекрасному миру Жизни, всему, что живет, дышит, радуется и радует каждого, кто умеет и хочет видеть и слышать, чья душа открыта добру и свету.
«В этот вечер барсук принес яйцо степной курочки и положил его нетронутым перед ребёнком. Мальчик охотно съел его и снова утолил жажду, напившись от дождевой лужицы. Ночью шел дождь, и Гарри, наверно, сильно замерз бы, но пришел барсук и свернулся калачиком возле него. Один или два раза он лизнул мальчика в лицо.
Отныне у мальчика появились две привычки. Гарри прятался от людей, которые днем проходили мимо норы, и ждал барсучиху, которая кормила и оберегала его. Часто пища оказывалась ему совсем не по вкусу: барсучиха приносила дохлых мышей и бурундуков. Но иногда ей попадались пчелиные соты с медом, яйца домашних птиц, а однажды кусок хлеба, который выпал, вероятно, на дорогу из сумки случайного путника. Главная беда заключалась в нехватке воды. Лужа почти совсем высохла, на ее месте осталась липкая грязь, и мальчик безуспешно пачкал в ней свои губы и язык. Возможно, барсучиха-мать недоумевала, почему новый детеныш отвергал ее молоко. Впрочем, дожди шли достаточно часто, чтобы спасти мальчика от серьезных мучений». (Эрнест Сетон-Томпсон. МОИ ДИКИЕ ДРУЗЬЯ.)
Знакомство с выставкой художественных и научно-популярных книг о животных и растениях края.
2. Первый тур «Загадки»
Угадайте загадки:
1. Впрок маслят набрать стараюсь,
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлычки. (Белка)2. Живет в лесу,
Ухает как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)3. Чтоб здоровье было лучше,
Пух роняя в сосняке,
Кувыркаюсь я на сучьях,
Как гимнаст на турнике. (Тетерев)4. Мех наш очень прочен, ценен.
Шуба ценится сто лет.
Он когда-то вместо денег
Расходился по Руси. (Куница)
В презентацию можно включить видеофрагменты о животных и птицах, перечисленных в загадках. (Современная мультимедиа-энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 год)0
Подведение итогов первого тура.
3. Второй тур «Экология устами младенца»
Малыши детского сада подготовили для вас вопросы.
- Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета. (Солнце)
- Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)
- Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк)
- Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник)
Подведение итогов второго тура.
4. Третий тур «Эрудит»
- К каждому вопросу будут предложены ответы. Выберите правильный вариант ответа.
1. Чем комар может быть полезен?
а) Опылением растений;
б) служит пищей рыбам и птицам;
в) только вреден.
Ответ: (а). Назойливые, кусачие комары могут быть полезны? Оказалось, могут. Совсем недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам и самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей.
2. Почему шмели лохматые?
а) Чтобы походить на медведя;
б) чтобы отличаться от пчел;
в) чтобы было потеплее.
Ответ: (в). Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 градусов. И чем севернее летает шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются.
3. Как рыбы разговаривают?
а) Молча;
б) тайно;
в) шепотом.
Ответ: (в). Шепот – это когда голосовые связки не при чем. У рыб они и не при чем. Скрипят пузырями, жаберными крышками, скрежещут зубами, щелкают костяшками. А слышат как! Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырек с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.
4. Зачем рыбе жабры?
а) Чтобы поесть и поболтать;
б) чтобы лучше слышать;
в) только для дыхания.
Ответ: (а). Жабры нужны рыбам не только для дыхания, но и для болтовни (скрежещут ими), для еды и для питья (как через сито, отцеживают разную мелкую живность, да и вода становится чище). Не зря у селедки чувствительными вкусовыми луковицами не только рот усажен, но и жабры.
5. Что крот делает зимой?
а) Спит;
б) трудится так же, как и летом;
в) трудится, но не так, как летом.
Ответ: (в). Нет, крот зимой не спит, трудится, копается так же, как и летом, только больше не в земле, а … в снегу. А в снегу-то зачем, там же нет червей? В покрытой ледяной коркой почве тоннель не пробьешь, вот он и обходит препятствия, делая ходы под снегом. А дырки в снегу – это вентиляционные отверстия, через них наружу углекислый газ выходит. Много его при тяжкой работе выделяется.
6. Почему дрожит мышка?
а) Потому, что боится кошку;
б) чтобы согреться;
в) чтобы проветрить шкурку.
Ответ: (б). Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. Вот, оказывается, где следствие важнее причины. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется уж не так и много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.
Подведение итогов третьего тура.
5. Четвёртый тур «Гонка за лидером»
- На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси).
- Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).
- Кто собирает яблоки спиной? (Ежик).
- Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки).
- У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).
- Какая птица выше всех летает? (Орел).
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
- Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).
- Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).
- Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
- Самый чистоплотный зверек. (Барсук).
- Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).
- Животное, которое строит дом на реке. (Бобр).
- Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей).
- Небольшой зверек, родственник белки. (Белка-летяга).
- Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).
- Как называют гнездо белки? (Гайно).
- Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата).
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см).
Подведение итогов четвертого тура.
6. Пятый тур «Кто это?»
- Назовите животных по портрету.
Песец. Норка.
Синица. Клест.
Барсук. Выдра.
Заранее подготовленные ученики сообщают краткую информацию о зверях и птицах.
Песец
В сравнении с лисицей тело песца менее вытянутое и более приземистое, а голова более круглая, с короткой мордой. Уши короткие, закругленные, хвост пышный. Меховой покров пышный, у большинства особей чисто-белый, а у отдельных - «голубой». Белые песцы летом приобретают бурый цвет спины и грязно-желто-белый цвет брюшка. Живут в норах со сложным лабиринтом отнорков. В рационе питания преобладают лемминги и полёвки. Голос напоминает лай собаки.
Барсук
Приземистый и неуклюжий зверь. Туловище толстое, голова удлиненная. Мех грубый и редкий со слабо развитым подшерстком. Окраска спины и боков серебристо-серая, испещренная рябью, низ черноватый. Барсук- пример аккуратности: возле норы у него всегда чисто, нет следов и остатков еды. Подстилку в гнезде – сухие листья и мох – барсук меняет по нескольку раз за лето. Он ведет спокойную размеренную жизнь: днём спит, ночью бродит по лесу. Поедает как животные, так и растительные корма.
Клест
Птицы немного крупнее воробья, с коротким вырезанным хвостом. Клюв с перекрещивающимися концами, позволяет клесту отгибать чешуи шишек ели, сосны, лиственницы и липким языком извлекать семена. Окрас самцов красный или красно-малиновый, самок – зеленоватый, молодые птенцы – серые в пестринах. Лесные птицы, держатся стайками. Гнезда хорошо утепленные, размещают на деревьях под защитой густых ветвей. Клесты играют положительную роль в лесной жизни, распространяя семена, подлежат охране.
Синица
Небольшие и очень мелкие лесные птицы плотного сложения с коротким клювом. Ноги крепкие с развитыми пальцами и сильно загнутыми когтями, хорошо приспособленными для лазания по ветвям деревьев. Гнезда в дуплах, за отставшей корой, в старых гнездах белок. Корм – различные насекомые, их яйца, личинки и куколки, семена травянистых растений, ягоды и плоды. Приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей леса.
Норка
В регионе – 2 вида, отличающиеся размерами: европейская и американская. Тело норки тонкое, вытянутое, гибкое, конечности короткие. Мех густой, блестящий, однотонный бурого цвета, темнеющий на конечностях и хвосте. Норки питаются рыбой, мелкими млекопитающими, птицами и их яйцами, лягушками, раками насекомыми. Оба вида тесно связаны с лесной зоной, предпочитают селиться по речкам, озёрам, болотам. Хорошо плавают и ныряют.
Выдра
Тело вытянутое, очень гибкое. Общий тон окраски темно-коричневый, но низ тела серебристого цвета, и эта контрастность усиливается с возрастом. Выдра прекрасно приспособлена к жизни в воде и никогда от нее не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных, земноводных и даже на мелких млекопитающих.
Подведение итогов пятого тура.
7. Шестой тур «Заморочки из бочки»
1. Почему ласточки перед дождем летают низко?
Ответ: Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.
2. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
Ответ: Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромное местечко.
3. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?
Ответ: Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело дрозда остро пахнущей муравьиной кислотой.
4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
Ответ: Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.
5. Почему волка называют «санитаром леса»?
Ответ: Добывает прежде всего больных, ослабленных животных.
6. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда?
Ответ: Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается липкая кашица. Когда она высыхает, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом писать.
Подведение итогов шестого тура.
8. Седьмой тур «Жалоба»
Командам предлагается вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы», животного, определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. |
Ответ: В этой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2.
Ох, и не любят же меня люди. Голос видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. |
Ответ: Во второй – о сове. Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить тонну зерна.
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам представители: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы и другие. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.
Подведение итогов седьмого тура.
9. Итог всей игры
Подведение итогов всей игры
Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.
Награждение команд.
Список использованной литературы и медиа ресурсов:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль «Академия развития», 1997 г.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва «ВАКО», 2004 г.
- Волина В. Загадки от А до Я. Москва «ОЛМА-ПРЕСС». 1999 г.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. Москва «Вако». 2004г.
- Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. Книга природы. Москва «Детская литература», 1990 г.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2007 г.
- Филипенко А.В. и др. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. 3 тома. Ханты-Мансийск. 2000г.
- Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. Москва «Вако». 2004г.
- Мультимедийный компакт-диск «Люби и знай свой край». ХМАО. 2006 год.
- Мультимедийный компакт-диск «Природа России». Справочно-информационная система. 2006 год.
- Современная мультимедиа-энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 год. (6CD-ROM)
- Интернет ресурсы
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль. «Академия развития». 1997 г.
- Филипенко А.В. и др. Югория. Энциклопедия ХМАО. 3 тома. Ханты-Мансийск. 2000 г.