Интеллектуальная игра на тему: "Эти забавные животные"

Разделы: Начальная школа


Тема: "Эти забавные животные"

Цели:

  1. Проверить осведомленность учащихся о жизни животных и птиц Ханты-Мансийского округа-Югры, расширять кругозор.
  2. Развивать мыслительные операции учащихся: анализировать, сравнивать, обобщать, интерес к изучению окружающего мира.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, сотрудничество.

Оборудование: табло, бананы и кости – это очки, эмблемы команд, презентация.

Подготовительная работа: выставка рисунков, фотографий зверей и птиц ХМАО-Югры, чтение художественных и научно-популярных книг, несколько детей готовят чтение наизусть стихотворений, кратких докладов о животных, формирование двух команд, разработка названий, девизов, выбор капитанов.

Ход игры

Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы не встретилась нам красота.

Т.А. Пушкарев

1. Организационный момент

Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». На протяжении многих столетий человек ведет наблюдение за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные. Итак, мы начинаем игру «Эти забавные животные».

Класс разбит на две команды. Каждая команда придумала название и эмблему: «Хищники» и «Травоядные».

Ваш девиз, «Хищники»: «Хищники лучше всех, победят всегда и всех!».

Ваш девиз, «Травоядные»: «Травоядные, вперед, вас в конце победа ждет!».

В течение игры справедливый судья будет фиксировать все правильные ответы и подведет итог всего мероприятия.
За ходом игры будут следить наши эксперты - юные натуралисты. Они будут оценивать работу каждой группы на определенном этапе, сообщать предварительные результаты.
А теперь представляем капитанов команд.

Просмотр музыкального клипа «В мире животных». (Автор Герланд Е.В. viki.rdf.ru)

Созвучие прекрасных чувств и дум
(по страницам удивительных книг).

Познакомьтесь с ними. Вчитайтесь и вдумайтесь в эти строки. Каждая из них дышит любовью и восхищением, каждое слово – гимн вечно прекрасному миру Жизни, всему, что живет, дышит, радуется и радует каждого, кто умеет и хочет видеть и слышать, чья душа открыта добру и свету.

«В этот вечер барсук принес яйцо степной курочки и положил его нетронутым перед ребёнком. Мальчик охотно съел его и снова утолил жажду, напившись от дождевой лужицы. Ночью шел дождь, и Гарри, наверно, сильно замерз бы, но пришел барсук и свернулся калачиком возле него. Один или два раза он лизнул мальчика в лицо.
Отныне у мальчика появились две привычки. Гарри прятался от людей, которые днем проходили мимо норы, и ждал барсучиху, которая кормила и оберегала его. Часто пища оказывалась ему совсем не по вкусу: барсучиха приносила дохлых мышей и бурундуков. Но иногда ей попадались пчелиные соты с медом, яйца домашних птиц, а однажды кусок хлеба, который выпал, вероятно, на дорогу из сумки случайного путника. Главная беда заключалась в нехватке воды. Лужа почти совсем высохла, на ее месте осталась липкая грязь, и мальчик безуспешно пачкал в ней свои губы и язык. Возможно, барсучиха-мать недоумевала, почему новый детеныш отвергал ее молоко. Впрочем, дожди шли достаточно часто, чтобы спасти мальчика от серьезных мучений».               (Эрнест Сетон-Томпсон. МОИ ДИКИЕ ДРУЗЬЯ.)

Знакомство с выставкой художественных и научно-популярных книг о животных и растениях края.

2. Первый тур «Загадки»

Угадайте загадки:

1. Впрок маслят набрать стараюсь,                   
Нанизать их на сучки,                                        
Словно делать собираюсь                                 
Я грибные шашлычки. (Белка)

2. Живет в лесу,
Ухает как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)                         

3. Чтоб здоровье было лучше,                           
Пух роняя в сосняке,                                          
Кувыркаюсь я на сучьях,                                    
Как гимнаст на турнике. (Тетерев)                  

4. Мех наш очень прочен, ценен.
Шуба ценится сто лет.
Он когда-то вместо денег
Расходился по Руси. (Куница)

В презентацию можно включить видеофрагменты о животных и птицах, перечисленных в загадках. (Современная мультимедиа-энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 год)0

Подведение итогов первого тура.

3. Второй тур «Экология устами младенца»

Малыши детского сада подготовили для вас вопросы.

  1. Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета. (Солнце)
  2. Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)
  3. Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк)
  4. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник)

Подведение итогов второго тура.

4. Третий тур «Эрудит»

-  К каждому вопросу будут предложены ответы. Выберите правильный вариант ответа.

1. Чем комар может быть полезен?

а)  Опылением растений;
б) служит пищей рыбам и птицам;
в) только вреден.

Ответ: (а). Назойливые, кусачие комары могут быть полезны? Оказалось, могут. Совсем недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам и самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей.

2. Почему шмели лохматые?

а) Чтобы походить на медведя;
б) чтобы отличаться от пчел;
в) чтобы было потеплее.

Ответ: (в). Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 градусов. И чем севернее летает шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются.

3. Как рыбы разговаривают?

а) Молча;
б) тайно;
в) шепотом.

Ответ: (в). Шепот – это когда голосовые связки не при чем. У рыб они и не при чем. Скрипят пузырями, жаберными крышками, скрежещут зубами, щелкают костяшками. А слышат как! Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырек с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.

4. Зачем рыбе жабры?

а) Чтобы поесть и поболтать;
б) чтобы лучше слышать;
в) только для дыхания.

Ответ: (а). Жабры нужны рыбам не только для дыхания, но и для болтовни (скрежещут ими), для еды и для питья (как через сито, отцеживают разную мелкую живность, да и вода становится чище). Не зря у селедки чувствительными вкусовыми луковицами не только рот усажен, но и жабры.

5. Что крот делает зимой?

а) Спит;
б) трудится так же, как и летом;
в) трудится, но не так, как летом.

Ответ: (в). Нет, крот зимой не спит, трудится, копается так же, как и летом, только больше не в земле, а … в снегу. А в снегу-то зачем, там же нет червей? В покрытой ледяной коркой почве тоннель не пробьешь, вот он и обходит препятствия, делая ходы под снегом. А дырки в снегу – это вентиляционные отверстия, через них наружу углекислый газ выходит. Много его при тяжкой работе выделяется.

6. Почему дрожит мышка?

а) Потому, что боится кошку;
б) чтобы согреться;
в) чтобы проветрить шкурку.

Ответ: (б). Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. Вот, оказывается, где следствие важнее причины. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется уж не так и много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.
Подведение итогов третьего тура.

5. Четвёртый тур «Гонка за лидером»

  • На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси).
  • Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).
  • Кто собирает яблоки спиной? (Ежик).
  • Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки).
  • У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).
  • Какая птица выше всех летает? (Орел).
  • Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
  • Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).
  • Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).
  • Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).
  • Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
  • Самый чистоплотный зверек. (Барсук).
  • Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).
  • Животное, которое строит дом на реке. (Бобр).
  • Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей).
  • Небольшой зверек, родственник белки. (Белка-летяга).
  • Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).
  • Как называют гнездо белки? (Гайно).
  • Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата).
  • У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см).

Подведение итогов четвертого тура.

6. Пятый тур «Кто это?»

- Назовите животных по портрету.

Песец.                                         Норка.
Синица.                                      Клест.
Барсук.                                       Выдра.

Заранее подготовленные ученики сообщают краткую информацию о зверях и птицах.

Песец

В сравнении с лисицей тело песца менее вытянутое и более приземистое, а голова более круглая, с короткой мордой. Уши короткие, закругленные, хвост пышный. Меховой покров пышный, у большинства особей чисто-белый, а у отдельных -  «голубой».  Белые песцы летом приобретают бурый цвет спины и грязно-желто-белый цвет брюшка.  Живут в норах со сложным лабиринтом отнорков. В рационе питания преобладают лемминги и полёвки. Голос напоминает лай собаки.

Барсук

Приземистый и неуклюжий зверь. Туловище толстое,  голова удлиненная. Мех грубый и редкий со слабо развитым подшерстком. Окраска спины и боков серебристо-серая, испещренная рябью, низ черноватый. Барсук- пример аккуратности: возле норы у него всегда чисто, нет следов и остатков еды. Подстилку в гнезде – сухие листья и мох – барсук меняет по нескольку раз за лето. Он ведет спокойную размеренную жизнь: днём спит, ночью бродит по лесу. Поедает как животные, так и растительные корма.

Клест

Птицы немного крупнее воробья, с коротким вырезанным хвостом. Клюв с перекрещивающимися концами, позволяет клесту отгибать чешуи шишек ели, сосны, лиственницы и липким языком извлекать семена. Окрас самцов красный или красно-малиновый, самок – зеленоватый, молодые птенцы – серые в пестринах. Лесные птицы, держатся стайками. Гнезда хорошо утепленные, размещают на деревьях под защитой густых ветвей. Клесты играют положительную роль в лесной жизни, распространяя семена, подлежат охране.

Синица

Небольшие и очень мелкие лесные птицы плотного сложения с коротким клювом. Ноги крепкие с развитыми пальцами и сильно загнутыми когтями, хорошо приспособленными для лазания по ветвям деревьев. Гнезда в дуплах, за отставшей корой, в старых гнездах белок. Корм – различные насекомые, их яйца, личинки и куколки, семена травянистых растений, ягоды и плоды. Приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей леса.

Норка

В регионе – 2 вида, отличающиеся размерами: европейская и американская.  Тело норки тонкое, вытянутое, гибкое, конечности короткие. Мех густой, блестящий, однотонный бурого цвета, темнеющий на конечностях и хвосте. Норки питаются рыбой, мелкими млекопитающими, птицами и их яйцами, лягушками, раками насекомыми. Оба вида тесно связаны с лесной зоной, предпочитают селиться по речкам, озёрам, болотам. Хорошо плавают и ныряют.

Выдра

Тело вытянутое, очень гибкое. Общий  тон окраски темно-коричневый, но низ тела серебристого цвета, и эта контрастность усиливается с возрастом. Выдра прекрасно приспособлена к жизни в воде и никогда от нее не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных, земноводных и даже на мелких млекопитающих.

Подведение итогов пятого тура.

7. Шестой тур «Заморочки из бочки»

1. Почему ласточки перед дождем летают низко?

Ответ: Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле.

2. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

Ответ: Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромное местечко.

3. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

Ответ: Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело дрозда остро пахнущей муравьиной кислотой.

4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

Ответ: Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.

5. Почему волка называют «санитаром леса»?

Ответ: Добывает прежде всего больных, ослабленных животных.

6. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда?

Ответ: Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается липкая кашица. Когда она высыхает, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом писать.

Подведение итогов шестого тура.

8. Седьмой тур «Жалоба»

Командам предлагается вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы», животного, определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Ответ: В этой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба 2.

Ох, и не любят же меня люди. Голос видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.

Ответ: Во второй – о сове. Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить тонну зерна.

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам представители: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы и другие. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.
Подведение итогов седьмого тура.

9. Итог всей игры

Подведение итогов всей игры

Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.
Награждение команд.

Список использованной литературы и медиа ресурсов:

  • Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль «Академия развития», 1997 г.
  • Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва «ВАКО», 2004 г.
  • Волина В. Загадки от А до Я. Москва «ОЛМА-ПРЕСС». 1999 г.
  • Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. Москва «Вако». 2004г.
  • Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. Книга природы. Москва «Детская литература», 1990 г.
  • Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2007 г.
  • Филипенко А.В. и др. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. 3 тома. Ханты-Мансийск. 2000г.
  • Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. Москва «Вако». 2004г.
  • Мультимедийный компакт-диск «Люби и знай свой край». ХМАО. 2006 год.
  • Мультимедийный компакт-диск «Природа России». Справочно-информационная система. 2006 год.
  • Современная мультимедиа-энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 год. (6CD-ROM)
  • Интернет ресурсы
  • Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль. «Академия развития». 1997 г.
  • Филипенко А.В. и др. Югория. Энциклопедия ХМАО. 3 тома. Ханты-Мансийск. 2000 г.