ЦЕЛИ УРОКА.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Совершенствование навыков и умений в решение задач по теме “Площадь”, формирование видения изученной закономерности в различных ситуациях.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие умений сопоставлять, систематизировать знания. Развитие умения строить логическую цепочку, ведущую к умозаключению.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитание активности, наблюдательности, культуры умственного труда.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: линейка, плакаты, раздаточный материал, карточки, доска – задачи на готовых чертежах.
СТРУКТУРА УРОКА
- Организационный момент
- Сообщение темы, целей и задач урока
- Актуализация знаний и умений
- Систематизация знаний
- Применение учащимися знаний в стандартных условиях
- Первичное применение приобретенных знаний в самостоятельной работе
- Итоги урока и сообщение домашнего задания.
а) теоретический опрос
б) решение задач по готовым чертежам
Ход урока
- Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме “Площади треугольника и трапеции”.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Теоретический опрос.
Учитель: Сформулируйте теоремы о площадях треугольника и трапеции.
Ученик 1: Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту:
S=1/2a·h
Ученик 2: Площадь трапеции равна полусумме ее оснований на высоту:
S=1/2(a+в)h
Учитель: Существуют ли еще какие-нибудь формулы для вычисления площади треугольника?
Ученик 3: Формула Герона:
=р(р-а)(р-в)(р-с),
где р=(а+в+с)/2, а, в и с — стороны треугольника
Ученик 4: Формула для вычисления площади прямоугольного треугольника:
S=1/2а·в,
где а и в катеты треугольника.
2. Решение задач по готовым чертежам (фронтальная работа с классом).
Учитель: Теперь рассмотрим несколько задач (доска оформлена заранее).
Найдите площади фигур.
Деятельность ученика
а) АВСД — трапеция, АД=16см
Рассмотрим СКД — прямоугольный, Д=30о, СК=1/2, СД=4см (по свойству прямоугольного треугольника)
SАВСД=1/2(2+16)?4=36см2
Ответ: 36см2
б) АВСД - трапеция
Рассмотрим СКД — прямоугольный, равнобедренный, т.к. КСД=90о-45о=45о свойство прямоугольного треугольника)
Значит, СК=5см, ВС=5см (АВСК - прямоугольник)
SАВСД=1/2(10+5)·5=37,5см2
Ответ: 37,5см2
в)
АВС — прямоугольный
SАВС=1/2·6·5=24см2
Ответ: 24см2
г) АС=15см
Рассмотрим ?СКД — прямоугольный,
А=30о; ВК=1/2; АВ=4см (по свойству прямоугольного треугольника)
SАВС=1/2·15·4=30см2
Ответ: 30см2
д) АВ=10см
СКД — прямоугольный и равнобедренный, т.к. 1=45о (СК — биссектриса, по свойству равнобедренного треугольника)
А=90о-45о=45о (по свойству прямоугольного треугольника)
Значит, АК=КВ=СК=5см
SАВС=1/2·10·5=25см2
Ответ: 25см2
III. Закрепление изученного материала
Учитель: Запишем в тетрадях число и решим задачу №480(б) (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Дано:
АВСД — трапеция
АВ=2см, ДС=10см, АД=8см, Д=30о
Найти: SАВСД
Решение:
1. Проведем высоту АК
2.Рассмотрим ДАК: Д=30о. Значит, АК=4см (свойство прямоугольного треугольника)
3. SАВСД=1/2·(2+10)·4=24см2
Ответ: 24 см2
Учитель: Задачу №469 решите, пожалуйста, самостоятельно. Свое решение можно будет сверить с верным (заранее верное решение записано на доске).
Дано:
АВС, АВ=16см, ВС=22см, АМ и СД — высоты АВС, СД=11см
Найти: АМ
Решение:
S?АВС=1/2АВ·СД=1/2·16·11=88см2.
С другой стороны, АВС=1,2ВС?АМ
Значит, 88=1,2?22?АМ, АМ=8см
Ответ: 8см
IV. Самостоятельная работа
Учащиеся работают с тестами (Приложение 1, Приложение 2) и по окончании работы сдают учителю на проверку.
Ответы к тесту
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
I в. |
б |
в |
а |
в |
б |
б |
а |
в |
II в. |
в |
б |
в |
а |
б |
б |
а |
в |
№9 (I в.)
Дано:
АВСД — параллелограмм
АВ=6см, АД=8см, А=30о
Решение:
1. Проведем высоту ВК.
2. Рассмотрим АВК — прямоугольный, А=30о, ВК=1/2АВ=3см (по свойству прямоугольного треугольника), ВС=АД=8см (по свойству параллелограмма)
3. Значит, SАВС=3·8=24см2
Ответ: 24см2
№9 (II в.)
Дано:
АВСД — параллелограмм
АВ=4см, ВС=7см
В=170о
Найти: SАВСД
Решение:
1. А=30о, т.к. А и В — односторонние углы при параллельных прямых АД и ВС и секущей АВ.
2. Проведем высоту ВК.
3. Рассмотрим АВК — прямоугольный, А=30о. Значит, ВК=1/2АВ=2см (по свойству равнобедренного треугольника).
АД=ВС=7см (как противоположные стороны параллелограмма)
SАВСД=АД?ВК=7·2=14см2
Ответ: 14см2
IV. Подведение итогов урока.
- Оценить работу учащихся
- Домашнее задание: п. 52, 53; №466, 467, 476 (б).
Учитель: Урок окончен! До свидания!