Внеклассное занятие на тему: "Суворовское чтение"

Разделы: Внеклассная работа


Тема:  «Суворовские  чтения»

Цель:  познакомить  с  жизнью  и  деятельностью  А.В.Суворова,  его  ролью  в  освоении  кубанских  земель,  в  свете  280-летия  полководца;  развивать  любознательность,  внимание,  память,  речь;  расширять  кругозор;  воспитывать  патриотизм,  гражданственность.

Оборудование:  портрет  А.В.Суворова,  презентация  по  теме,  выставка  книг,  компьютер,  отрывок  видеофильма  «История  Кубани».

Ход  мероприятия

1. Организационный  момент.

2. Беседа.

- Как  называется  край,  в  котором  мы  живём?
- Какой  город  является  столицей  нашего  края?  (Слайд 1)
- А  как  он  назывался  раньше?
- Почему?

3.  Рассказ  учителя.

- Город  Екатеринодар  был  основан  по  указу  императрицы  Екатерины II (Слайд 2).
- В  память  об  этом  событии  в  1907  году  был  установлен  памятник  императрице  Екатерине  II  (Слайд 3).
- На  высоком  постаменте  возвышается  бронзовая  фигура  императрицы  в  царственном  одеянии,  а  в  нижней  части  памятника  представлены  те  исторические  личности,  которые  имели  отношение  к  переселению  казаков  на  Кубань:
- князь  Потёмкин  (Слайд 4);
- войсковой   А. Головатый  (Слайд 5);
- первый  атаман  Сидор Белый (Слайд 6);
- второй  атаман Захарий  Чепега (Слайд 7).
- Шли  годы,  столетия…  Эпохи  сменялись  эпохами,  наша  малая  родина – Кубань  оставалась  «дорогой  жизни»  и  местом  обитания  многих  племён  и  народов.  Для  Кубани  началось  планомерное  заселение  (Слайд 8)территории  и  освоение  земель.  Это  событие  состоялось  благодаря  плодотворной  деятельности  многих  выдающихся  людей.  После  присоединения  Прикубанского  схода  направляется  для  командования  кубанским  корпусом  А.В. Суворов (Слайд 9 – портрет  на  доске)

4. Рассказ  о  жизни  и  деятельности  А.В. Суворова.

- А.В. Суворов – единственный  полководец  в  мировой  военной  истории, который  не  проиграл  ни  одного  сражения,  в  которых  ему  пришлось  участвовать.  Он  выиграл  все  93,  причём, в  большинстве  случаев,  он  воевал  против  превосходящих  сил  противника.  А. Суворов  родился  в  1729 году  в  городе  Москве  в   семье  отставного  генерала.  Дед  будущего  генералиссимуса  служил  при  Петре  Великом  писарем  Преображенского  полка,  а  отец   Василий  был  денщиком  этого  императора.  При  царице  Елизавете I  он  получил  чин  генерала.

Детство  Суворова  протекало  уединённом  имении  отца.  Мальчик  был  хилый  и  болезненный.  Долгие  часы  маленький  Саша  любил  проводить  в  домашней  библиотеке.  Любимым  чтением  были  книги  о  боевых  подвигах  и  знаменитых  полководцах.  Он  мечтал  с  ранних  лет  лишь  об  одном – служить  в  армии  и  стать  полководцем.  В  13  лет  А. Суворов  поступает  в  военную  школу  солдатом  (Звучит песня «Солдатушки, браво  ребятушки…»),   а  в  23  года  был  произведён  в  офицеры.  Суворов  изнутри  знал  солдатскую  службу,  поэтому  всегда  в  первую  очередь  заботился  о  солдатах.  С  именем А.В. Суворова  многие  победы  русской  армии.  В  первую  очередь – это  победа  сражениях  Русско-турецкой  войны:  при  Фокшанах  и  Рымнике,  под  Измаилом (Слайд  10).

...«Кубанский период» в жизни Суворова начался в один из последних дней ноября 1777 года.   Суворов был  назначен  командиром  Кубанского  корпуса.  Во  время  путешевствия на Тамань  Суворов  останавливался  в  Ейске  и  осматривал  находившиеся  здесь  укрепления.  6 января 1778 года войска Кубанского корпуса впервые увидели своего командира.    Суворов  не  только  умело  командывал  Кубанским  корпусом,  но  и  занимался  укреплением  южной  границы  империи. Руководил  строительством  крепостей и  проявил  себя  не  только  как  опытный  военоначальник, но продемонстрировал хорошие  инженерные  способности.

В 70  лет  А.В. Суворов  стал  генералиссимусом – это  наивысшее  воинское  звание  в  русской  армии.
Умер  А.В. Суворов  в  1900 году.  Похоронен  в  Александро-Невской  лавре  (Слайд 11).
А  после  него,  кроме  памяти  о  трудных  походах  и  замечательных  победах,  осталась  книга  «Наука  побеждать».  А  ещё  есть  в  России  училища,  которые  называются  суворовскими. В  этих  училищах  изучают  современную  «науку побеждать».

5. Обзор выставки  книг  (Слайд 12).

6. Чтение  стихотворений,  посвящённых  А.В. Суворову (детьми). (Слайд 13+фото).

***
Учиться  никогда  не  поздно,
Исправь  проступки  юных  лет;
То  сердце  прямо  благородно,
Что  ищет  над  собой  побед.
Смотри, как  в  ясный  день, как  в  буре
Суворов  тверд, велик  всегда!
Ступай  за  ним! - небес  в  лазури
Ещё  горит  его  звезда.
    (И. Державин)

***
Что  ты  заводишь  песню  военну,
Флейте  подобно, милый  снегирь?
С  кем  мы  пойдем  войной  на  гиену?
Кто  теперь  вождь  наш? Кто  богатырь?
Сильный  где, храбрый, быстрый  Суворов?
Северны  громы  в  гробе  лежат.
Кто  перед  ратью  будет, пылая,
Ездить  на  кляче, грызть  сухари;
В  стуже  и  в  зное  меч  закаляя,
Спать  на  соломе, бдеть  до  зари;
Тысячи  воинств, стен  и  затворов
С  горстью  россиян  все  побеждать?
Быть  везде  первым  в  мужестве  строгом;
Шутками  зависть, злобу  штыком,
Рок  низлагать  молитвой  и  Богом,
Скиптры  давая, зваться  рабом;
Доблестей  быв  страдалец  единых,
Жить  для  царей, себя  изнурять?
Нет  теперь  мужа  в  свете  столь  славна:
Полно  петь  песню  военну, снегирь!
Бранна  музыка  днесь  не  забавна,
Слышен  отвсюду  томный  вой  лир;
Львиного  сердца, крыльев  орлиных
Нет  уже  с  нами! – что  воевать? 
(И. Державин)

 

7. Чтение  и  обсуждение   произведений  из книги «Рассказы  о  Суворове»  С. Алексеева.  («Измаил», «Дерзость», «Переход»,  «Прошка»,  «Мишка» - во выбору  учителя)

8. Творческая  работа  детей.  Рисунки  по  впечатлениям.

9. Выставка  работ  учеников. (Слайд 14-фото)

10. Итог мероприятия.

- Как  зовут человека  выигравшего  все  сражения,  в  которых  участвовал?
- Какую  книгу  он  написал?
- Что  узнали  нового?