Тема: «Суворовские чтения»
Цель: познакомить с жизнью и деятельностью А.В.Суворова, его ролью в освоении кубанских земель, в свете 280-летия полководца; развивать любознательность, внимание, память, речь; расширять кругозор; воспитывать патриотизм, гражданственность.
Оборудование: портрет А.В.Суворова, презентация по теме, выставка книг, компьютер, отрывок видеофильма «История Кубани».
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Как называется край, в котором мы живём?
- Какой город является столицей нашего края? (Слайд 1)
- А как он назывался раньше?
- Почему?
3. Рассказ учителя.
- Город Екатеринодар был основан по указу императрицы Екатерины II (Слайд 2).
- В память об этом событии в 1907 году был установлен памятник императрице Екатерине II (Слайд 3).
- На высоком постаменте возвышается бронзовая фигура императрицы в царственном одеянии, а в нижней части памятника представлены те исторические личности, которые имели отношение к переселению казаков на Кубань:
- князь Потёмкин (Слайд 4);
- войсковой А. Головатый (Слайд 5);
- первый атаман Сидор Белый (Слайд 6);
- второй атаман Захарий Чепега (Слайд 7).
- Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами, наша малая родина – Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племён и народов. Для Кубани началось планомерное заселение (Слайд 8)территории и освоение земель. Это событие состоялось благодаря плодотворной деятельности многих выдающихся людей. После присоединения Прикубанского схода направляется для командования кубанским корпусом А.В. Суворов (Слайд 9 – портрет на доске)
4. Рассказ о жизни и деятельности А.В. Суворова.
- А.В. Суворов – единственный полководец в мировой военной истории, который не проиграл ни одного сражения, в которых ему пришлось участвовать. Он выиграл все 93, причём, в большинстве случаев, он воевал против превосходящих сил противника. А. Суворов родился в 1729 году в городе Москве в семье отставного генерала. Дед будущего генералиссимуса служил при Петре Великом писарем Преображенского полка, а отец Василий был денщиком этого императора. При царице Елизавете I он получил чин генерала.
Детство Суворова протекало уединённом имении отца. Мальчик был хилый и болезненный. Долгие часы маленький Саша любил проводить в домашней библиотеке. Любимым чтением были книги о боевых подвигах и знаменитых полководцах. Он мечтал с ранних лет лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. В 13 лет А. Суворов поступает в военную школу солдатом (Звучит песня «Солдатушки, браво ребятушки…»), а в 23 года был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. С именем А.В. Суворова многие победы русской армии. В первую очередь – это победа сражениях Русско-турецкой войны: при Фокшанах и Рымнике, под Измаилом (Слайд 10).
...«Кубанский период» в жизни Суворова начался в один из последних дней ноября 1777 года. Суворов был назначен командиром Кубанского корпуса. Во время путешевствия на Тамань Суворов останавливался в Ейске и осматривал находившиеся здесь укрепления. 6 января 1778 года войска Кубанского корпуса впервые увидели своего командира. Суворов не только умело командывал Кубанским корпусом, но и занимался укреплением южной границы империи. Руководил строительством крепостей и проявил себя не только как опытный военоначальник, но продемонстрировал хорошие инженерные способности.
В 70 лет А.В. Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии.
Умер А.В. Суворов в 1900 году. Похоронен в Александро-Невской лавре (Слайд 11).
А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». А ещё есть в России училища, которые называются суворовскими. В этих училищах изучают современную «науку побеждать».
5. Обзор выставки книг (Слайд 12).
6. Чтение стихотворений, посвящённых А.В. Суворову (детьми). (Слайд 13+фото).
***
Учиться никогда не поздно,
Исправь проступки юных лет;
То сердце прямо благородно,
Что ищет над собой побед.
Смотри, как в ясный день, как в буре
Суворов тверд, велик всегда!
Ступай за ним! - небес в лазури
Ещё горит его звезда. (И. Державин)***
Что ты заводишь песню военну,
Флейте подобно, милый снегирь?
С кем мы пойдем войной на гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, грызть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и Богом,
Скиптры давая, зваться рабом;
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?
Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снегирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами! – что воевать? (И. Державин)
7. Чтение и обсуждение произведений из книги «Рассказы о Суворове» С. Алексеева. («Измаил», «Дерзость», «Переход», «Прошка», «Мишка» - во выбору учителя)
8. Творческая работа детей. Рисунки по впечатлениям.
9. Выставка работ учеников. (Слайд 14-фото)
10. Итог мероприятия.
- Как зовут человека выигравшего все сражения, в которых участвовал?
- Какую книгу он написал?
- Что узнали нового?