Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.
Обязательный минимум содержания образования предполагает, что выпускник начального общего образования должен иметь начальные представления о структуре и содержании художественного мира человека, формируемого в процессе изучения достижений мирового, отечественного искусства, творчества местных художников, поэтов, писателей, музыкантов. На этой ступени обучения происходит знакомство с основными языками искусства, понимание роли искусства в развитии эстетических вкусов человека, формируются потребности к деятельности на основе законов красоты, гармонии.
Из этого возникает ряд противоречий:
- между требованиями к выпускнику начальной школы и недостаточностью часов на развитие умения понимать и ценить музыкальное наследие классиков;
- между относительно хорошей подготовкой дошкольников к поступлению в первый класс и неготовностью слушать, чувствовать и понимать классическую музыку;
- между огромными возможностями классической музыки в плане развития духовных качеств и почти полным отторжением произведений классики подростками.
Цель: исследование музыкально-цветового воздействия на развитие личности ребенка, на уровень непосредственно-эмоциональной активности восприятия музыки.
Объект исследования: педагогический процесс формирования музыкально-цветового восприятия, как составляющей фактора развития музыкальной культуры личности.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального восприятия музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста через цветовое отражение.
Гипотеза:
На процесс развития музыкальной культуры личности ребенка оказывает влияние цветомузыкальное восприятие.
Положения для экспериментальной проверки:
- эмоциональная активность восприятия музыки у детей индивидуальна и характеризуется определенной возрастной динамикой;
- в зависимости от характера и уровня эмоционального воздействия педагог может оказывать влияние на процесс развития способности музыкально-цветового восприятия музыки и, следовательно, изменять естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей;
- музыкальное восприятие детей зависит от использования творческих методов обучения и от эмоционального преподнесения музыкального материала.
Методы исследования:
- анализ теоретических и экспериментальных данных в научных источниках;
- диагностика по выявлению особенностей восприятия музыки детьми;
- психолого-педагогические методы (наблюдение, анализ детских работ, замеры длительности слушания музыки) на различных этапах опытно-экспериментальной работы
- математическая и компьютерная обработка результатов исследования.
Теоретические задачи исследования:
- на основе анализа научных публикаций по проблеме личности выделить основные факторы (Д.В. Толпа) педагогического воздействия в процессе музыкального восприятия;
- на основе экспериментальной деятельности выделить аспекты влияния цвета на полноценное музыкальное восприятие ребенка.
Экспериментальные задачи исследования:
- исследовать возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей;
- исследовать эмоциональное восприятие музыки детьми через музыкально-цветовое воздействие;
- оценить зависимость непосредственно-эмоциональной активности музыкального восприятия от уровня и характера воздействия педагога.
Практическая значимость: теоретические положения и методические приемы, могут быть рекомендованы для повышения эффективности педагогического процесса на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях.
Взаимодействие музыки и цвета в жизни.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей;
- освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
- овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пласти-ческая и вокальная импровизация;
- воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Как известно, почти 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Мы переходим дорогу, когда видим зеленый свет; узнаем время, глядя на часы; догадываемся об очередных политических изменениях, заметив растущие цифры в пунктах обмена валюты. Мы читаем книги и газеты, смотрим на экраны телевизоров и компьютеров, любуемся картинами живописцев. Вся наша жизнь строится на визуальных впечатлениях.
Мы слушаем музыку - и забываем о привычной 80-процентной визуальности нашей жизни. Отсутствие картинки не уменьшает художественного воздействия музыкальных произведений, звучащих на домашних аудиосистемах, а не, скажем, в концертном зале. Никто из аудиофилов не сетует на недостаточность впечатлений, получаемых при домашнем прослушивании, что с позиций общепринятого представления о восприятии может показаться странным. Эта странность объясняется тем, что музыка не существует вне визуального мира. И композитор, и слушатель живут в видимом мире, а музыка - как и любой другой вид искусства - является отражением идей, предметов, событий этого мира. Значит, в каждом музыкальном сочинении присутствует определенная доля зрительности. Это ясно ощущается и воспринимается в программных произведениях (фортепианный цикл "Карнавал" Р.Шумана; "Фантастическая симфония" Г.Берлиоза; симфонические картины "Волшебное озеро", "Кикимора" А.Лядова и др.); в элементах звукописи (колокольчики в пьесах "Перезвон колокольчиков Кифары" Ф.Куперена и "На тройке" П.И.Чайковского; пение птиц в "Каталоге птиц" О.Мессиана; звуки работающих механизмов в "Пасифике 231" А.Онеггера, "Заводе" А.Мосолова и т.п.) На всем протяжении существования музыкальной культуры люди, ощущая на некоем подсознательно-эмоциональном уровне взаимодействие невидимой музыки и видимого мира, стремились упорядочить и узаконить их отношения, стремились увидеть музыку и отразить свои впечатления в цвете.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку учащимися начальных классов.
Одним из методов формирования эмоционально-образного восприятия музыки и активизации процессов художественного развития является метод комплексного воздействия искусств. Об этом говорят работы многих крупнейших деятелей педагогики. Этот метод осуществляется в условиях использования игрового элемента, стимулирующего творческую активность, и представляет целостную систему формирования качественно нового уровня эмоционально-образного восприятия у детей в художественно- творческой деятельности.
Психологическое воздействие цвета двоякое:
- первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-то впечатление (лёгкость, тепло, влажность);
- вторичное, воздействующее через ассоциации.
Все цвета, так или иначе, влияют на функциональные системы человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествующего опыта.
Исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки.
Модель деятельности учителя по эмоциональному восприятию музыки учащимися в процессе преподавания предмета “Музыкальное искусство” с использованием музыкально-цветового воздействия
Проведение комплексной педагогической диагностики |
||
Выявление образовательных потребностей учащихся: Познавательные интересы; Предпочтительные виды деятельности |
Выявление у школьников структурных компонентов компетенций: Музыкальных знаний, умений, ценностных ориентаций, опыта деятельности |
Изучение состояния образовательной среды: Школы (наличие эстетически оборудованных классов) Дома (профессии родителей, наличие ТСО) Региона (имеющиеся центры культуры, музеи) |
Цели обучения |
||
Содержание учебного материала |
||
Выбор форм деятельности учащихся |
||
Оценка сформированности ключевых компетенций |
Выявлены образовательные потребности учащихся начальных классов по изучению предмета “Музыкальное искусство”
Исследования Л.Н.Мироновой подтверждают, что: “Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называется - цветовые ассоциации, которые индивидуальны и накапливаются в процессе приобретения жизненного опыта”
Цветовые ассоциации (по Л.Н. Мироновой) разделяются на физические и эстетические.
Физические ассоциации:
Весовые |
лёгкий, тяжёлый, невесомый |
Температурные |
тёплые, холодные |
Фактурные |
мягкие, гладкие, колючие |
Акустические |
тихие, громкие, глухие |
Пространственные |
выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные |
Эстетические ассоциации:
Позитивные |
весёлые, приятные, бодрые, оживлённые, лирические |
Негативные |
грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные |
Нейтральные |
безразличные, спокойные, уравновешенные |
Данная характеристика эстетических ассоциаций, вызываемых цветом, свидетельствует об эмоциональной отзывчивости субъекта на те или иные цветовые тона.
В результате анализа методик психологических исследований взаимосвязи музыки (Л.Н. Мироновой) – эмоции – цвета был разработан эксперимент, необходимый для проверки выдвинутых гипотез.
Мною установлено, что степень адекватности цветового решения к музыкальному произведению может выступать в качестве показателя эмоциональной активности восприятия у детей.
Основной эксперимент заключался в выборе учащимися ряда цветовых карт, вследствие прослушанных музыкальных произведений. Необходимо было подобрать цветовой индикатор эмоционального состояния, соответствующего характеру заданного для прослушивания музыкального произведения. (примеры музыкального материала в приложении)
Закономерная связь между эмоциями и цветом позволила составить ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Красный |
торжественный, восторженный |
Оранжевый |
Радостный, солнечный |
Желтый |
яркий, цветущий |
Зелёный светлый |
спокойный, весенний |
Зелёный тёмный |
пугающий, грозный |
Голубой |
прозрачный, небесный |
Синий |
уверенный, твердый |
Сиреневый |
нежный, добрый |
Фиолетовый |
тучный, тревожный |
Песочный |
спокойный, жаркий |
Коричневый |
глухой, деревянный |
Чёрный |
злой, коварный |
При работе над экспериментальной частью предполагалось, что детям свойственно особое отношение к музыке и цвету, которое обусловлено психофизиологическими закономерностями. Следовательно, музыкально-цветовое восприятие детей проявляется как спонтанная объективная в зрительных и слуховых представлениях эмоциональной реакции, которая зависит от характера музыкального произведения.
Для выявления возрастной динамики музыкально-цветового восприятия музыки детьми было проведено исследование. В нем приняли участие учащиеся начальных классов школы в количестве 70 человек в течение 3 лет.
Сначала был выстроен спектр оттенков соответствующих различным эмоциональным состояниям, выражающих музыкальное восприятие эмоциональным отношением.
Детям 1-2 классов были представлены музыкальные произведения различных жанров. Прослушав произведение, ребенок должен был определить цветовое отношение, подобрать цвет по эмоциональному состоянию. Произведения представлены простые одночастные, без видимых динамических оттенков, без сложного эмоционального развития.
Постепенно задача усложнялась. Произведения разной формы вызывали разный эмоционально-цветовой отклик, то есть от количества частей в музыкальном произведении зависело количество выбора цветовых оттенков.
Детям 3 классов предлагались для прослушивания музыкальные жанры, формы со сложной динамикой, сменой эмоциональных настроений (симфоническая музыка, рондообразная, вариативная, 2-3 частная формы изложения музыкальной мысли) основная творческая задача детей при прослушивании музыкального произведения “нарисовать” сложную динамику эмоциональных состояний.
Так от множества музыкальных композиций зависело множество эмоциональных отношений и, следовательно, множество цветовых символов. Ключевым в эксперименте является множество эмоциональных состояний.
На занятиях детям систематически предлагалось нарисовать
- иллюстрации к музыкальным произведениям;
- цветовую гамму музыкального произведения.
В ходе исследования было выявлено, что при движении от 1 к 3 классу результат работы учащихся над музыкальным произведением претерпевает следующие изменения:
- рисунки учащихся всё более точно начинают отражать содержание музыкального произведения;
- цвета для эмоционального изображения услышанного к концу 3 класса подбираются младшими школьниками осознанно.
Этот прием художественного творчества, как и прием “цвет-настроение” позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто рисуют на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.
В результате мною было установлено, что в 1-2 классах с возрастом процент правильного цветового восприятия музыки возрастает от занятия к занятию, но младшие школьники делают свой выбор быстро, хоть и правильно, но на интуитивном уровне.
В 3 классах так же наблюдается увеличение процента адекватного цветового восприятия музыки, но выбор уже происходит осознанно, хотя на него уходит больше времени, поскольку дети начинают рассуждать, вдумываться в смысл музыкальных произведений.
Факторы педагогического воздействия.
В процессе качественного музыкально-цветового восприятия я выделила факторы педагогического воздействия на эмоциональный отклик учащихся на музыкальное произведение:
- Подбор музыкального материала
- Информация о создании музыкального произведения
- Информация о структуре и содержании музыкального произведения
- Качество подготовки урока, его форма и структура
- Количество музыкального материала
- Количество времени
- Способ изложения музыкального материала
- Индивидуальные способности учащихся
- Эстетические условия
Моя гипотеза о роли учителя в восприятии музыки ребенком в цветовом смысле так же подтвердилось. Мне удалось доказать, что педагог влияет на эмоциональную отзывчивость ученика и на выбор им цветовой гаммы в процессе прослушивания музыкального произведения.
Для исследования я взяла одну параллель классов. Учащиеся классов с разным эмоциональным восприятием музыки. Структура уроков, содержание, подбор музыкального материала был одинаков для всех детей. Но качество исполняемого материала постоянно менялся. Я предлагала музыкальные произведения для слушания в разных вариантах:
- Оркестровом
- Инструментальном сольном
- Вокальном сольном
- На мультимедийном диске
- В живом исполнении
- Исполнение с визуальной поддержкой
В результате исследования я выяснила, что живое исполнение с визуальной поддержкой оказывает более полное эмоциональное впечатление на учащихся при восприятии музыкальных произведений.
Таким образом, в результате эксперимента установлено, что в младшем школьном возрасте отчетливо проявляется музыкально-цветовой отклик детей на музыку. Способность ребенка сравнить, подобрать и отразить цветовое решение на эмоциональное восприятие музыкального произведения позволяет вызвать более глубокий эмоциональный отклик при одновременном восприятии музыки и цвета.