Разработка урока по теме: "Испарение и конденсация"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обучающая:
    • обеспечить знания учащихся о явлениях испарения и конденсации, показать роль этих явлений в круговороте воды в природе, познакомить с применением этих явлений в быту и технике.
  • Развивающая:
    • создать условия для развития коммуникативных и мыслительных (умения анализировать, сравнивать и делать выводы) навыков учащихся.

Подготовка к уроку. Демонстрация воды в жидком и газообразном состоянии, вода, спирт или одеколон, предметные стекла, бумажный веер, пипетка.

Организация и ход урока

Индукция. Урок начинается с демонстрации воды в жидком и газообразном состояниях. Например: чайник с кипящей водой. Над водой виден поднимающийся вверх пар, снизу находится вода. Учитель просит учащихся определить явления, о которых пойдет речь на этом уроке и заполнить следующую таблицу:

Что я знаю об испарении

Что я знаю о конденсации

   

При этом учитель разъясняет значение этих явлений в жизни человека и в природе. Демонстрируется презентация.

Примеры:

  1. В среднем на земном шаре за год испаряется 5,77.105км3 воды, из них с поверхности Мирового океана - 5,05.105 км3, с поверхности рек, озер, водохранилищ и др. – 7,2.105 км3.
  2. Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряет около 2.103 м3 воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 1,5.104 м3 воды.
  3. В технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина, солярного масла).
  4. Процесс испарения лежит в основе работы двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а также в основе всех процессов сушки материалов.
  5. Спускаемые аппараты космических кораблей покрывают специальным быстро испаряющимся веществом, чтобы устранить их перегрев от трения при прохождении через атмосферу Земли.

Самоконструкция. Индивидуальная работа: заполнение таблицы

Социоконструкция. Работа в парах, затем в четверках: ребята сравнивают, уточняют, добавляют в свои таблицы новым материалом.

Социализация. От каждой группы выступает представитель. Учитель на доске фиксирует высказывания учеников. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы.

Учитель подводит учеников к выводу о том, знаний учащихся о явлениях испарения и конденсации недостаточно для их полного описания, для объяснения понятия динамического равновесия. Каждый ученик определяет свою область «знания» и «незнания» по данной теме. Учитель комментирует выступления представителей групп. Поясняет зачем необходимо изучать эту тему. Показывает роль этих явлений в природе и быту и условий, от которых зависят процессы испарения и конденсации.

Совместная постановка цели урока.

Деконструкция. Предлагаю учащимся в парах провести мини лабораторные работы:

  1. Капните из пипетки каплю воды на предметное стекло и разотрите ее стеклянной палочкой. То же самое проделайте с каплей спирта на втором стекле. Наблюдайте за испарением жидкостей.
  2. Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости, например одеколона, Одно стекло отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером. Какой мазок высохнет быстрее?
  3. Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте пламенем спиртовки (свечи) снизу одного из стекол. Какое пятно быстрее высохнет?
  4. Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол и, наклоняя его. Заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произойдет быстрее?

Реконструкция. Каждый ученик в тетради дает письменный ответ на вопрос: От каких факторов зависит процесс испарения? Как можно объяснить эти явления с точки зрения МКТ? Попробуйте найти графическое представление процессов испарения и конденсации.

Социализация. Работа в парах, а затем в четверках: взаимное консультирование; ребята сравнивают, уточняют. Обогащают новым материалом свои ответы на поставленные вопросы. На листах формата А4 учащиеся изображают графическое представление процессов испарения и конденсации.

Афиширование. Представители групп вывешивают на доске графическое представление процессов испарения и конденсации и объясняют свои рисунки.

Социализация. От каждой группы выступает представитель. На доске учитель фиксирует факторы, от которых зависит процесс испарения и конденсации.

Самоконструкция. Учитель просит учеников привести примеры процессов испарения и конденсации в природе и повседневной жизни. Какую роль играют эти процессы для жизни человека?

Разрыв. Сравнивая процессы испарения и конденсации, приходим к выводу что в природе преобладает процесс испарения. А что будет происходить в закрытом сосуде? Фронтальное обсуждение. Здесь каждый имеет право высказать свою точку зрения. Выслушав мнения ребят, учитель подводит их к понятию динамического равновесия между жидкостью и паром. Дает определение насыщенного пара, как пара, находящегося в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Учитель предлагает учащимся дать графическое представление динамического равновесия. Учащиеся записывают определение в тетрадь и зарисовывают рисунок.

Рефлексия. Обсуждение в группах, затем фронтально, чему научились на данном уроке, что узнали нового и что хотелось бы еще узнать.

Домашнее задание: Найдите ответ на вопрос: «Могут ли испарятся твердые тела?», параграф 72.

Приложение