Цели урока:
- Обучающая:
- обеспечить знания учащихся о явлениях испарения и конденсации, показать роль этих явлений в круговороте воды в природе, познакомить с применением этих явлений в быту и технике.
- Развивающая:
- создать условия для развития коммуникативных и мыслительных (умения анализировать, сравнивать и делать выводы) навыков учащихся.
Подготовка к уроку. Демонстрация воды в жидком и газообразном состоянии, вода, спирт или одеколон, предметные стекла, бумажный веер, пипетка.
Организация и ход урока
Индукция. Урок начинается с демонстрации воды в жидком и газообразном состояниях. Например: чайник с кипящей водой. Над водой виден поднимающийся вверх пар, снизу находится вода. Учитель просит учащихся определить явления, о которых пойдет речь на этом уроке и заполнить следующую таблицу:
Что я знаю об испарении |
Что я знаю о конденсации |
При этом учитель разъясняет значение этих явлений в жизни человека и в природе. Демонстрируется презентация.
Примеры:
- В среднем на земном шаре за год испаряется 5,77.105км3 воды, из них с поверхности Мирового океана - 5,05.105 км3, с поверхности рек, озер, водохранилищ и др. – 7,2.105 км3.
- Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряет около 2.103 м3 воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 1,5.104 м3 воды.
- В технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина, солярного масла).
- Процесс испарения лежит в основе работы двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а также в основе всех процессов сушки материалов.
- Спускаемые аппараты космических кораблей покрывают специальным быстро испаряющимся веществом, чтобы устранить их перегрев от трения при прохождении через атмосферу Земли.
Самоконструкция. Индивидуальная работа: заполнение таблицы
Социоконструкция. Работа в парах, затем в четверках: ребята сравнивают, уточняют, добавляют в свои таблицы новым материалом.
Социализация. От каждой группы выступает представитель. Учитель на доске фиксирует высказывания учеников. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы.
Учитель подводит учеников к выводу о том, знаний учащихся о явлениях испарения и конденсации недостаточно для их полного описания, для объяснения понятия динамического равновесия. Каждый ученик определяет свою область «знания» и «незнания» по данной теме. Учитель комментирует выступления представителей групп. Поясняет зачем необходимо изучать эту тему. Показывает роль этих явлений в природе и быту и условий, от которых зависят процессы испарения и конденсации.
Совместная постановка цели урока.
Деконструкция. Предлагаю учащимся в парах провести мини лабораторные работы:
- Капните из пипетки каплю воды на предметное стекло и разотрите ее стеклянной палочкой. То же самое проделайте с каплей спирта на втором стекле. Наблюдайте за испарением жидкостей.
- Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости, например одеколона, Одно стекло отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером. Какой мазок высохнет быстрее?
- Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте пламенем спиртовки (свечи) снизу одного из стекол. Какое пятно быстрее высохнет?
- Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол и, наклоняя его. Заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произойдет быстрее?
Реконструкция. Каждый ученик в тетради дает письменный ответ на вопрос: От каких факторов зависит процесс испарения? Как можно объяснить эти явления с точки зрения МКТ? Попробуйте найти графическое представление процессов испарения и конденсации.
Социализация. Работа в парах, а затем в четверках: взаимное консультирование; ребята сравнивают, уточняют. Обогащают новым материалом свои ответы на поставленные вопросы. На листах формата А4 учащиеся изображают графическое представление процессов испарения и конденсации.
Афиширование. Представители групп вывешивают на доске графическое представление процессов испарения и конденсации и объясняют свои рисунки.
Социализация. От каждой группы выступает представитель. На доске учитель фиксирует факторы, от которых зависит процесс испарения и конденсации.
Самоконструкция. Учитель просит учеников привести примеры процессов испарения и конденсации в природе и повседневной жизни. Какую роль играют эти процессы для жизни человека?
Разрыв. Сравнивая процессы испарения и конденсации, приходим к выводу что в природе преобладает процесс испарения. А что будет происходить в закрытом сосуде? Фронтальное обсуждение. Здесь каждый имеет право высказать свою точку зрения. Выслушав мнения ребят, учитель подводит их к понятию динамического равновесия между жидкостью и паром. Дает определение насыщенного пара, как пара, находящегося в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Учитель предлагает учащимся дать графическое представление динамического равновесия. Учащиеся записывают определение в тетрадь и зарисовывают рисунок.
Рефлексия. Обсуждение в группах, затем фронтально, чему научились на данном уроке, что узнали нового и что хотелось бы еще узнать.
Домашнее задание: Найдите ответ на вопрос: «Могут ли испарятся твердые тела?», параграф 72.