Методические основы обучения младших школьников созданию теста в жанре сказки

Разделы: Начальная школа


Детские волшебные сказки - занимательные повествования о необыкновенных событиях и приключениях, отличающиеся сложным переплетением вымышленного и реального, того, что существует в современном мире.

Как показал анализ детская сказка, как правило, начинается с присказки или зачина. Заметим: зачин в той или иной форме обязателен для любой сказки, тогда как присказка может изменяться, а может и не изменяться. Заканчивается сказка концовкой.

Самым действенным средством создания удивительного в детской сказке является ее сюжет, который начинается с интригующей завязки, с необычайного события, в котором главную роль играет какое - нибудь волшебное существо, обладающее чудодейственной силой. Необычным является и герой волшебной сказки, и место его действия. Рано или поздно герой вступает в определенные взаимоотношения со злыми фантастическими силами. На столкновении, на борьбе противоположного строится сюжет. Герой сказки сталкивается с большими трудностями, преодолевает препятствия. В связи с этим юные сказочники используют чувственные поэтические приемы: трудные задания, троекратные повторы, всевозможные превращения. Трудные задания герой, как правило, выполняет посредством вмешательства самых различных существ и предметов.

Дети используют сказочные формулы, общие места - описания героев и их помощников, постоянные эпитеты синоптические повторы слов, устойчивые сравнения и т.д.

«Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывая ее, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого - нибудь предлога, и, тем не менее, сказка, видимо, дает ему обильные сведения о языке. Силясь понять сказку, он одновременно прилагает усилия и к тому, чтобы понять слова, из которых она состоит, проводить между ними аналогии, делать выводы, расширять или сужать, уточнять или корректировать границы морфемы, протяженность синонимического ряда, сферу влияния прилагательного. В этом процессе «расшифровки» момент языковой активности – отнюдь не побочный, а такой же решающий, как и другие. Я говорю об «активности», чтобы лишний раз подчеркнуть: ребенок берет из сказки, из данной ситуации, из каждого жизненного события то, что его интересует, в чем он нуждается, ни на минуту не прекращая работы по отбору», - писал Джани Родари. Благодаря сказке дети становятся чувствительней к красоте слова, потому что в сказках с необычайной щедростью, во всем великолепии представлены сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников. Создание на уроках постоянного элемента сказочности, как в содержании материала, так и в методах подачи способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимосвязь разных явлений языка.

Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка: использование сказок в качестве дидактического материала; использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее; сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.

Сказки - один из самых популярных жанров школьных сочинений. Чтобы научить школьников писать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ними детей.

Какие же особенности сказки должны быть учтены при обучении их созданию? По мнению Л.Е. Туминой, во - первых, сочинение сказки - это создание текста художественного стиля, т.е. текста эмоционального, конкретного, хорошо представляемого. Для такого текста характерны слова с переносным значением, эмоционально окрашенные, средства, которые помогают не просто сообщать о событиях, а рисовать их. Во - вторых, сказки невозможны без «очеловечивания» происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов сказочного сравнения и т.п. Умения выполнять эти «сказочные» требования обязательно нужно детям.

Конечно же, работа над сочинением - сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию, использования приемов, активизирующих эти технологические процессы.

Итак, воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.

В.А. Сухомлинский замечал: «В школе сейчас изучаются сказки, но учащихся почти не обучают умению сочинять сказки, в то время, как сказка - это радость мышления; и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению».

Но почему народные сказки могут быть средством достижения этой цели?

Во - первых, народные сказки более других произведений фольклора известны детям. Сказки в числе любимых книг учащихся разных классов. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах – самолетах, в одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников, простых тружеников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Первое впечатление долго сохраняется, помогая школьникам понять и оценить не только сказки, но и другие литературные произведения. Характеризуя эту особенность детского восприятия, В.Г. Белинский писал « …посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, приведениях, волшебствах. Что это доказывает? - потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии…».

Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. Примечательно, что, когда для ребенка важнее всего становится содержание, сказка уже меньше интересует ребенка. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения, и что в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.

Во - вторых, в процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого - нибудь предлога, и, тем не менее, сказка дает ему обильные сведения о языке.

В - третьих, сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко»), и о времени («давно - сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня - завтра»). Традиционное начало сказки «жил - был когда - то» ничем не отличается от «это было тогда - то» подлинной истории, хотя мир сказки - и ребенок очень скоро это обнаруживает – иной, чем тот, в котором он живет.

Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения, она – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

В наше время, может быть, никто так проникновенно, как В.А. Сухомлинский, не писал о той роли, которую играет сказка в духовной жизни ребенка и коллектива. В.А. Сухомлинский не представлял «обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки».

«Творчество учителя, мысль, воплощенная в художественное слово, является искринкой, зажигающей огонек детского творчества. Глаза ребенка становятся внимательнее, взгляд - пристальнее, мысль - пытливее. Ребенок видит вокруг себя необычные, сказочные взаимосвязи между предметами и явлениями. В детском сознании творится сказка. Она происходит, как вспышка молнии, как светлое сияние. Сказка рождается в детской головке как единство образов. Увидев вокруг себя сказку, ребенок переживает волнующую радость. Ему хочется донести свою мысль до товарищей, выразить себя в слове. Ребенок рассказывает свою сказку товарищам – это ярчайший этап творения и вместе с тем тончайшие духовные отношения, когда бурной, напряженной жизнью живет мысль каждого ребенка. Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»,

В.А. Сухомлинский придавал большое значение школьному творчеству. Он считал, что первое место в жизни детей должно принадлежать словотворчеству. «Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев». Благодаря ему дети становятся чувствительней к красоте слова, потому что в сказках с необычной щедростью, во всем великолепии представлены сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.

Поэтому В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если Вы хотите, чтобы воспитанник Ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего в сказке. Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Увлекательный мир сказки способствует развитию воображения и фантазии ребенка, воспитывает милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла. Увлекательные тексты развивают многочтение, совершенствуют навыки чтения.

Итак, сочинение повествовательного текста в жанре сказки - это творческая работа; она требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего - то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии - весь этот комплекс сложных действий требует от ученика не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником ни как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслами и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста.

Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.

Известный методист М.Р. Львов описывает долю самостоятельности учащихся в процессе обучения их связной речи.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т.е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В 1 классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а также в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.

Во 2 классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуальные темы для рассказов и сочинений, а в работе над общеклассными темами все меньше и меньше место занимает подготовительная работа в рамках всего класса или написанием сочинения.

В 3 классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают, а описание играет вспомогательную роль. Однако роль описания растет с годами обучения.

Рассмотрим понятие «тема сочинения», которое в последние годы находится в центре многих публикаций ученых (М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской и др.).

Тема - это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет набор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие не всегда совпадают в словесном выражении.

«Идейный замысел» школьных сочинений состоит в следующем: их авторы не ставят перед собой цели воздействовать на читателя. Однако и дети стремятся выразить свое отношение к фактам, свои чувства, поделиться ими. В школьных сочинениях отражается внутренний мир детей, содержатся оценки поступков людей, жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов и сочинений: в них отражается позиция авторов. Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Узкая тема приучает ребенка не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, ученик сам накапливает материал и располагает его.

Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы - неумение найти ее границы: тема оказывается не точно понятой. Дети пишут обо всем, что хотя бы отдаленно, по их мнению, связывается с темой.

Следующей неотъемлемой частью сочинения является план. План - необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая свою речь, особенно монолог, человек, всегда намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть монолога, и споры о том, нужен ли план сочинения, по - видимому, должны быть переведены в несколько иной план: нужно ли записывать план сочинения? Насколько подробно он составляется? Может ли он изменяться в процессе составления текста?

По мнению М.Р. Львова, в начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений; исключение составляют зарисовки картин природы и другие сочинения - миниатюры. В тоже время не следует забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (например, решает, о чем сказать сначала, о чем - после).

Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем - дальше, о чем - потом, чем нужно закончить свой рассказ. План составляется в виде вопросов, в виде повествовательных полных, и, наконец, в виде номинативных предложений. Могут составляться также смешанные планы. План имеет не только служебное, вспомогательное, но и самостоятельное значение. Поэтому иногда работа над темой ограничивается составлением более или менее подробного плана; текст не составляется. Этот прием помогает детям понять назначение плана: если составлен хороший план, то текст по нему составить намного легче. Не следует давать учащимся готовых планов. Конечно, по готовому плану детям легче писать сочинение или рассказывать устно; но их работа оказывается не самостоятельной. Ученик, привыкший писать сочинения по готовому плану, продиктованному учителем, не разовьет самостоятельного мышления и не будет готов к жизненным ситуациям, в которых никто не подскажет готового плана доклада, отчета или статьи.

Подготовка к сочинению как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Протекает она на различных уроках и во внеклассное время. Очень важно, чтобы учащиеся имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания (или устного рассказывания).

Однако независимо от вида сочинения достаточно четко выделяются три этапа подготовки к нему:

  • накопление материала (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

  • отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);

  • словесное, речевое оформление, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителем.

Планируя уроки по обучению сочинению, учитель помнит главную их цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над связным текстом.

Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного.

Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во - первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во - вторых составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Напоминаем, что проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижет самостоятельность тех учащихся класса, которые подготовлены хуже.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению может иметь множество вариантов, отключений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.

Ступени работы над письменным сочинением, по мнению М.Р. Львова, таковы: мобилизовать свою память, использовать все подготовленное; рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование; попытаться представить себе читателей, вообразить ситуацию диалога с ними; подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана (если он записывается), следить за почерком, каллиграфией, орфографией; стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления; делить текст на абзацы, делая отступ - «красную строку»; проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю. Эти предложения М.Р. Львова учитель может оформить в виде плаката – памятки.

Учитель в свою очередь, должен время от времени проходить вдоль рядов парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно на этапе завершения и редактирования.

При экспериментальной проверке эффективности самостоятельного редактирования в начальной школе установлено: эта работа в простейших вариантах доступна всем школьникам, включая учащихся 1 класса. В круг умений редактирования входит: во - первых, совершенствование содержания и логики текста, восполнение чего - то пропущенного, устранение лишнего и повторов, попытки выразить мысль яснее и ярче, устранение многословия; во - вторых, замена неудачно подобранных слов другими, более точными для данной ситуации, исправление неудачно построенных предложений, связывание их между собой, в - третьих, выверка орфографии и пунктуации.

Чтобы помочь детям в редактировании, рекомендуется на первых порах предлагать им краткие памятки в виде плакатов:

ПРОВЕРЬ!

  1. Ясно ли передал свою мысль?

  2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

  3. Все ли слова употреблены удачно?

  4. Проверь безударные гласные, все трудные слова, знаки препинания!

Проверять рекомендуется не торопясь, два раза: с целью редактирования содержания, построения текста, исправления речевых ошибок и с орфографическими целями - поиск трудных слов, выделение орфограмм, их проверка, можно обратиться к словарям, это разрешается.

Редактирование приучает школьника к самооценке и уменьшает количество ошибок, повышает оценки (если они ставятся).

Таким образом, подытоживая сказанное, следует отметить: необходима обоснованная с научной точки зрения система, обеспечивающая развитие у учащихся навыков создания текста повествовательного типа в жанре сказки;