Цель:
- познакомить учащихся с историей изобретения и появления в Москве Деда Мороза.
Задачи:
- обогащение словарного запаса уч-ся,
- развитие любознательности,
- познавательной активности,
- воспитание чувства сопереживания,
- расширение кругозора.
Оборудование:
- круг “Поле чудес”,
- юла,
- таблички с буквами алфавита и ручки для каждого участника,
- задания для игры со зрителями,
- 2 новогодних подарочных мешочка,
- призы.
Содержание игры:
- три отборочных тура,
- финальный тур,
- суперигра.
Ход игры
У дверей класса учащихся встречает Дед Мороз и Снегурочка. У них в руках волшебный сундучок, в котором лежат номера участников игры. 3 карточки – 1-й тур, 3 карточки – 2-й тур, 3 карточки – 3-й тур. Дети выбирают карточки из сундучка. Те, кому повезет, примут участие в игре.
Ведущим может быть учитель, родитель, старшеклассник, переодетый в сказочного героя Деда Мороза или Снегурочку.
Ведущий | - Здравствуйте дорогие гости,
участники нашей игры и конечно
болельщики!
- Встреча Нового года – один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы, другие приписывают это древним германцам, а третьи полагают, что это были римляне. - Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на первое января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее, обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесет с собой хорошую новую жизнь. А сегодня хочется пожелать удачи игрокам, а гостям и болельщикам – хорошего настроения. |
1-й тур игры | Прошу первую тройку игроков.
Для определения последовательности участия игроков в тройке предлагается отгадать загадки. |
Загадки: |
С последовательностью участия определились, прошу игроков занять свои места. (Участники каждой тройки игроков представляются и дарят свои подарки в виде стихов, песен, сценок, рисунков, поделок и т.д.) Тема нашей сегодня игры “Символ Нового года Дед Мороз”. Немного из истории и вопрос 1-го тура. - Скорее всего, Деда Мороза “изобрели” тогда же, когда и всех языческих богов. Был он в те времена коварен, корыстен и злопамятен. После принятия Христианства Морозу в новом празднике места не нашлось. О нем забыли, но потом к середине Х1Х века пришлось у немцев занимать его заново и адаптировать под себя заново. Заемный Дед Мороз сначала был всего лишь одной из елочных игрушек. Но вскоре он стремительно русифицируется – серый полушубок превращается в серебристую боярскую шубу, борода отросла, и еще появился неотъемлемый атрибут – это ……………. Назовите его. В этом слове 5 букв. Дети крутят барабан и отгадывают слово. П О С О Х |
Запасной вариант | Название месяца “декабрь” в старину –
СТУДЕНЕЦ.
С Т У Д Е Н Е Ц Награждение, рекламные паузы или игры со зрителями проводятся с болельщиками на усмотрение учителя (сценки, песни, стихи, танцы, конкурсы, шарады и т.д.) |
2-й тур игры
Ведущий |
Приглашается вторая тройка
игроков
(Определяется очередность в тройке) |
Загадки для 2-й тройки: |
В легендах древних славян – это старик небольшого роста с белыми волосами, длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет, жди жестокой стужи. З И М Н И К |
Запасной вариант: | Название января месяца в
старину – ПРОСИНЕЦ
П Р О С И Н Е Ц (Награждения, рекламная пауза). |
3-й тур игры
Ведущий: |
Приглашается 3-я тройка игроков
(Определяется очередность участия в тройке) |
Загадки для 3-й тройки: |
Участники третьей тройки занимают свои места |
- Этого персонажа приносили в
жертву Морозко, привязывая к дереву
глубоко в лесу, где он замерзал. Корни
появления его идут к языческому обряду
поклонения духу мороза. Если дети
затрудняются , то надо сказать, что у
древних славян это богиня, “снежная
царица” и новогодний персонаж русских
легенд. Рисунок 3.
С Н Е Г У Р О Ч К А |
|
Запасной вариант: | Название месяца февраль в
старину – БОКОГРЕЙ.
Б О К О Г Р Е Й |
Суперигра: | Приглашаются финалисты.
(Определяется очередность в тройке) |
Вопрос для 1-го слова: |
2. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц). Финалисты занимают свои места. - Вспомним предисторию Деда Мороза и добавим, что игрушка Деда Мороза в конце концов оживает, чтобы участвовать в костюмированных праздниках. Появления старика с мешком были в Москве истинно русскими “Вдруг зала осветилась красным огнем, и мы увидели старика, едущего на больших санях, запряженных медведем, с громадною елкою в руках”. Старик в белой или голубой шубе появлялся на праздниках до 1927 года. Борьба с религией ему тоже не помешала. Мороз постепенно менял окрас шубы.(“Из белой или, в крайнем случае, сине-голубой она становилась красной. Красной она, к сожалению, остается и до сих пор” - эта информация дается ведущим на усмотрение учителя). Вопрос: Как называли Деда Мороза? К Р А С Н О Ш У Б |
Вопрос для 2-го слова: | Назовите имя святого
архиепископа, который в давние времена
помогал всем нуждающимся – НИКОЛАЙ.
Н И К О Л А Й |
Вопрос для 3-го слова: | Для суперигры предлагается
отгадать 3 слова.
- Ехал Дед Мороз из лесу не с пустыми руками. Вез он пушистую красавицу. Как называли его в тот момент – ЁЛКИЧ - После того, как народ увидел Деда Мороза в санях, запряженных медведем, его стали называть ласково. Как? – МОРОЗКО. - Да, в те далекие времена Дед Мороз был коварен, корыстен, злопамятен. Матери пугали им детей: “Погоди, вот придет Мороз, он тебе ужо задаст!” Приходил Мороз в праздник зимнего солнцестояния, который назывался (дети должны будут отгадать -КАРАЧУН), в виде наряженного в вывороченный тулуп и страшную харю (маску) мужика с мешком. Мешок предназначался не для раздачи подарков, а для гнусного шантажа: “Хозяйка, сыпь в мешок чем богата, а те то детей отберу!” После принятия христианства этот день заменили Рождеством, и Морозу в новом празднике места не нашлось. КАРАЧУН. |
Подсчет очков финалиста. Награждение участников игры, выбор приза. Приветствие всех участников игры. Далее классный руководитель заканчивает игру по своему плану. |
Источники:
- О.Белый “Дед – красношуб. Кто изобрел Деда Мороза и когда он проявился в Москве?” “Аргументы и факты” 14.12.2005 г.
- А.Ликум “Все обо всем” том 3 стр. 476 М. 1994г. Популярная энциклопедия для детей.