Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения детей-сирот

Разделы: Социальная педагогика


Одной из наиболее приоритетных национальных проблем является решение проблемы сохранения генофонда нации. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в гораздо большем внимании и заботе. В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство от числа детей, оставшихся без попечения родителей, причем  60% из них рождены несовершеннолетними матерями [6, 61].

В РФ существует целый ряд социальных программ, направленных на защиту детства, укрепление здоровья детей, развитие их творческих способностей и активности.  С ослаблением воспитательной функции семьи, деформацией внутрисемейных отношений наблюдается поверхностная образовательного, воспитательного и социокультурного  потенциала семьи,   тревогу вызывает также тот фактор, что во многих российских семьях царит взаимное равнодушие, рукоприкладство, жестокость, насилие. О массовости этих явлений свидетельствует статистика насилия над детьми в семье: ежегодно около 2 миллионов российских детей и подростков жестоко избиваются в семье, более 50 тысяч убегают из дома, спасаясь от побоев и ругани родителей, 2 тысячи заканчивают жизнь самоубийством [1].

В настоящее время в социальных и педагогических словарях наряду с общепринятым термином «сиротство» соседствует другой, ставший уже привычным – «социальное сиротство». Так, в «Толковом словаре русского языка»  находим следующее определение: «Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя». В других словарях можно найти определение сиротства, как состояния одиночества.

Сиротство – это социальное явление и имеет такую же давнюю историю, как и вся история человеческой цивилизации, являясь ее неотъемлемым элементом. Дети оставались сиротами во время моров, войн, стихийных бедствий, голода и т.д. Гибель родителей при данных обстоятельствах приводила к тому, что дети оставались сиротами. В дальнейшем, родители, которые не могли осуществлять по каким – либо причинам уход за своими детьми, заниматься их воспитанием, осуществлять полный цикл родительских обязанностей, устранялись от воспитания ребенка, тем самым делая его сиротой. Истории об этом мы можем найти в Библии, например Моисей, воспитывающийся вместе с сыном египетского фараона, в русской и мировой литературе. И сегодня проблема социального сиротства стала актуальной во всем мире, причем не только в развивающихся, но и в развитых странах. В середине ХХ века сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, по данным ООН заметный рост числа брошенных детей наблюдается в странах Западной и Восточной Европы [5].

Сегодня проблема социального сиротства стала актуальной во всем мире, причем, не только в развивающихся, но и в развитых странах. Жизнь ребенка вне семьи – одна из самых серьезных проблем мирового уровня. По мнению аналитиков это происходит по многим причина, в том числе:

  1. Бедность и социальная незащищенность семьи, что может проявляться в виде массовой нищеты в странах третьего мира, и региональных показателей развитых стран.
  2. Войны и социальные потрясения.
  3. Структурные изменения в семье, когда большинство многопоколенческих семей превратились в нуклеарные, ослабевают родственные связи и формы родственной поддержки.
  4. Несовершеннолетние матери. При  появлении ребенка у несовершеннолетней мамы, заботу о нем, как правило, берут на себя ее родственники. Но нередко эти дети сразу после рождения попадают в категорию «отказных детей» и воспитываются в государственных учреждениях.
  5. Насилия и злоупотребления. Многие виды насилия над детьми в семьях приводят к тому, что дети вынуждены оставлять свой дом, становиться беспризорниками или воспитанниками государственных учреждений.

По данным специалистов сегодня Россия переживает третью волну детского социального сиротства и занимает первое место в мире по этому показателю:

Согласно статистическому отчету, в Краснодарском крае действует 86 учреждений для детей, среди них: 34 детских дома и школ – интернатов для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 кадетских корпуса, 50 коррекционных школ – интернатов. В Краснодарском крае причины социального сиротства такие же, как и по стране в целом: социальные потрясения; социально – экономические преобразования; падение уровня жизни населения; рост малообеспеченных и неблагополучных семей; отсутствие действующей системы подготовки молодежи к семейной жизни. Находясь в учреждении интернатного типа, ребенок общается в ограниченном кругу своих сверстников и взрослых людей, у него слабо выражен механизм идентификации, в результате чего появляется замкнутость, ранимость, повышенная уязвимость, агрессия. Очень тяжело ребенок переносит смену учреждений, вместе  со сменой микросреды происходит травмирование его психики, может быть вызван стресс, нервный срыв, ребенку снова приходится пережить сложнейший период адаптации к другой среде и другому коллективу [2].

В последнее время в мировой практике появилось новое понятие: «Скрытое сиротство». К данной категории относятся безнадзорные дети, чье положение скрыто от государства и они долгое время не получают от государства и общества помощи. В современной России  дети все чаще вытесняются из семьи на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В современных условиях многие дети являются «продуктами улицы», ее воспитанниками, для таких детей существует определение «дети улицы». Как правило, это те дети, которые при живых родителях, в силу ряда причин, оказались без их попечения. Улица является для них домом, а детские и подростковые уличные коллективы – критерием поведенческих стереотипов. В последнее время выделяют и психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству и т.д. (см. рис.2)

Исследования показывают, что постоянная смена макросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный интернат – интернат для детей школьного возраста) наносит  существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить, разговаривать, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников учреждений интернатного типа способны осваивать школьную программу в полном объеме. Основными критериями воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа становятся формирование коллективности, демократизм, атмосфера доверия, взаимопомощь, нравственная, трудовая и эстетическая направленность. Особое значение стало придаваться социальной деятельности, смысл которой состоит в воспитании гражданина, социально зрелого, осознающего свое общественное [6].

Формирование правового поля системы защиты детей происходит в рамках основных направлений государственной  семейной и социальной политики. В России в настоящее время сложилась и действует определенная система помощи таким детям. За последние годы принят ряд основополагающих документов, в которых определены дополнительные льготы для данной категории детей, сформированы требования к качеству условий их проживания, образования и воспитания, предоставления педагогического, психологического и медицинского сопровождения, профессиональному уровню специалистов, работающих с этими детьми.

Не смотря на то, что в данной области за последние годы произошли позитивные изменения, проблема формирования личности ребенка в условиях учреждения закрытого типа остается очень острой и актуальной. Исследования показывают, что, лишение материнской любви ведет к задержке развития ребенка и может проявиться симптомами физических и психических заболеваний [3].

Комплексное социально – педагогическое сопровождение призвано решить две основные цели: социальную и педагогическую, направленные на преодоление трудностей, возникающих у ребенка, воспитывающегося в учреждении интернатного типа. В последнее время основу такой работы составляет социально-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на  формирование социально-здоровой среды, экологически чистой, содержательно и событийно насыщенной, основанной на отношениях взаимного принятия, равенства и справедливости.

Литература:

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61-72
  2. Дети улицы. Образование  и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
  3. Иванова Н.П. Условия повышения успешности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни //Вестник университета Российской академии образования. – 2004 – № 4. – с. 26-35.
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  5. Петров С.М. Детский дом–школа для детей – сирот в новом образовательном пространстве // Дефектология. – 2006.– 178с.
  6. Пятин В.Ф. К проблеме адаптации детей –сирот //Современные технологии образования. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2006 – 216 с.