ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Как часто мы слышим слова:
первый учитель, первый хлебороб, первый
футболист, первый солист…
Всегда ли слово «первый» обозначает
порядковый номер?
Издавна первый считался лучшим: первый
баянист на деревне – самый лучший деревенский
музыкант.
– А теперь вы, ребята, постарайтесь продолжить
логическую цепочку:
первая балерина театра – …,
первая ракетка тенниса – …,
первый скрипач оркестра – …,
первый архитектор города – …,
первый конструктор завода – …..
Учитель: Из истории нашей страны нам известно, что много поступков, событий произошло впервые: первая экспедиция к Северному полюсу, первое восхождение на Эверест, первое погружение на дно океана, первое кругосветное путешествие. Этот список можно продолжать бесконечно. Всегда кто-то будет впереди, а первым всегда быть трудно. Так, как они совершают то, что до них этого никто ещё никогда не делал.
(Дети распределены по группам – экипажам).
1 экипаж «Первый космонавт» (Приложение 1. Слайды 4-7)
1 ученик: 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звёздам. Он стал первым человеком, совершившим полёт в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был ПЕРВЫМ кто доказал, что человек может работать в космосе. (Слайд – 4-6)
2 ученик:
Полетел! Полетел!
На «Востоке» поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко…
За один только час
Стал навеки веков легендарен
Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной – Гагарин!
3 ученик: ПЕРВЫМ конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение и совершила полёт вокруг Земли, был Сергей Павлович Королёв. Он воплотил в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.
4 ученик: Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели – созданию корабля пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели. (Слайд 7)
Учитель: После старта Ю.А.Гагарина прошло 48 лет, за это время много изменилось в космонавтике: и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся по 2 – 3 месяца. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. Да и самих космонавтов становится всё больше и больше. И сейчас, в минуты, когда идёт наш классный час, где – то далеко- далеко в космическом пространстве, высоко – высоко над нашими головами космонавты несут свою важную и трудную вахту. Но начиналось всё это 12 апреля 1961 года. Этот день - самый важный в истории космонавтики. Давайте вспомним события этого ВЕЛИКОГО дня.
2 экипаж «Хроника Великого дня». (Приложение 1. Слайды 8-17)
1 ученик: 3.00 – на стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королёв.
2 ученик: 5.30 – Гагарина разбудили.
– Юра, пора вставать…
Тот вскочил, поднялся и Герман Титов. После
физзарядки – завтрак. Космонавты отведали из туб
мясное пюре, смородиновый джем и кофе. Юра
пошутил:
– Такая пища хороша только для невесомости – на
земле с неё можно протянуть ноги…
3 ученик: 6.00 – Началось заседание государственной комиссии, на котором было подписано полётное задание космонавту – 1. Гагарин и Титов одели скафандры. Работники космодрома попросили у Юрия Гагарина автограф. Он удивился – первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой. Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже мчался к стартовой площадке. (Слайд 8)
4 ученик: 6.50 – Каждый хотел на прощанье обнять Юру. Андриян Николаев, забыв, что Гагарин уже в шлеме, хотел поцеловать его и стукнулся лбом о козырёк, да так, что на лбу появилась шишка. Юрий Алексеевич доложил о готовности председателю Государственной комиссии. (Слайд 9)
5 ученик: Юрий Гагарин сделал заявление для радио и печати. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя 5 часов оно стало сенсацией.
1 ученик: Гагарин поднялся на железную
площадку перед входом в кабину, на прощание
приветственно поднял обе руки, потом скрылся в
кабине.
8.30 – Титову объявлено, что он может снять
скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже
собрались все специалисты. Фамилия человека,
который первым покинет планету, теперь известна
окончательно – ГАГАРИН.
2 ученик: 8.50 – Объявлена
десятиминутная готовность.
9.06 – Королёв: Минутная готовность, как вы
слышите?
Гагарин: Вас понял – минутная готовность.
Занял исходное положение.
3 ученик: 9.07. – Королёв: Даётся
зажигание, «Кедр».
Гагарин: Вас понял – даётся зажигание….
– П О Е Х А Л И ! (Слайд 10)
4 ученик: Все ждут доклада Гагарина, но в динамиках молчание. (Произошёл сбой связи). Мысли приходят невесёлые. Неожиданный голос Гагарина: Вижу Землю. Красо-та-то какая!
Рассвет ещё не знает ничего.
Обычные «Последние известия».
А он уже летит через созвездия!
Земля проснётся с именем его.
Только в эту минуту многие из присутствующих осознали: человек в космосе!
5 ученик: Радиосигналы космического корабля запеленговала американская станция на Алеутских островах. В Пентагон ушла шифровка. Предстоял доклад президенту – русские опередили американцев.
1 ученик: 10.13.– Телетайпы закончили передачу сообщения ТАСС о полёте человека в космос. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. «Новость века» должна была стать гвоздём всей сегодняшней прессы.
(Сообщение Юрия Левитана. Слайд 11).
2 ученик: 10.25 – Включилась
тормозная двигательная установка, корабль пошел
на спуск.
10.55 – Обгоревший железный шар стукнулся о
вспаханную почву, неподалёку от деревни
Смеловка. Рядом на парашюте опустился Юрий
Гагарин. Через несколько минут Гагарина
обнаружила группа поиска и на самолёте доставила
в город Куйбышев.
3 ученик: 22.00.– Был организован
земной ужин. Произносились тосты.
Гагарин:– День был такой длинный, и такой
короткий – всё произошло так быстро, что было
трудно поверить, уж не приснилось ли это. (Слайд
12.)
(Ученик читает стихотворение Л.Вышеславского «108 минут».)
4 ученик:
В скафандре, по-рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелеске, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё также низко облака бегут,
Всё также небо сосны стерегут,
Всё тот же день,
Часов всё та же мера…
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!
5 ученик: 14 апреля 1961 года Гагарина встречала восторженная Москва. Юрий доложил о выполнении Государственного задания Н.С.Хрущёву. (Доклад Ю.Гагарина). (СЛАЙД 13)
Учитель: Первый полёт человека в
космос был осуществлён в очень напряжённый для
страны период: русские и американцы стремились
опередить друг друга, запустив ракету в
космические просторы.
Королёв очень торопился, так как были данные, что
20 апреля 1961 года своего человека в космос
отправят американцы. И поэтому старт
планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961
года. Того, кто полетит в космос, определили в
последний момент, на заседании ГК, ими стали
Гагарин и его дублёр Титов. Старт был назначен на
12 апреля – в этой гонке мы выиграли. (Слайды
«Космическая гонка» 14-16.)
1 ученик:
Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И ПЕРВЫЙ из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Учитель: Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всём мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с российскими космонавтами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Германии, Кубы, Венгрии, Франции, Монголии. Индии. Всего более 30 стран. (Слайд 17)
3 экипаж «Почему Гагарин?» (Приложение 1. Слайды 18-27)
Учитель: Многих всегда интересовал вопрос: «ПОЧЕМУ Гагарин?» Почему именно он, один единственный, удостоился такой чести: стать ПЕРВЫМ космонавтом планеты Земля?
1 ученик: Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района, неподалёку от города Гжатск, который ныне город Гагарин Смоленской области. Является выходцем из крестьян: отец — Алексей Иванович Гагарин (1902 — 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 — 1984) — свинарка. Детство он прожил в деревне Клушино. (Слайд 19)
2 ученик: 1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и учёба прервалась. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. 24 мая 1945 года, семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года, Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы.
3 ученик: 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно, поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.(Слайд 20)
4 ученик: В августе 1951, Гагарин
поступает в Саратовский индустриальный
техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в
Саратовский аэроклуб.
В 1955 году, Юрий Гагарин добился значительных
успехов, закончил с отличием учёбу и
совершил первый самостоятельный полет на
самолете Як-18.
27 октября 1955 года, Гагарин был призван в армию и
отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное
училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября
1957года Гагарин окончил училище с отличием.
(Слайд 21-22)
5 ученик: 9 декабря 1959 года Гагарин
написал заявление с просьбой зачислить его в
группу кандидатов в космонавты.
Уже через неделю его вызвали в Москву для
прохождения всестороннего медицинского
обследования в Центральном
научно-исследовательском авиационном госпитале.
В начале следующего года последовала еще одна
специальная медкомиссия, которая признала
старшего лейтенанта Гагарина годным для
космических полетов.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС
Константина Андреевича Вершинина зачислен в
группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта
приступил к тренировкам. (Слайд 23)
Учитель: Время всех подготовительных
занятий показало, что у Юрия Гагарина самые
лучшие медицинские и физические показатели, отличные
успехи в научных занятиях. Скромный, обаятельный,
трудолюбивый, настойчивый, выносливый…Вывод
комиссии однозначный: «ЛЕТИТ ГАГАРИН!» (Слайд 24)
– Почему же Гагарин?
Нужно было родиться, быть и оставаться Гагариным,
чтобы стать ПЕРВЫМ.
1 ученик: Интересно, а мы можем стать такими как Гагарин?
2 ученик: Конечно, но для этого мы должны учиться на ОТЛИЧНО. Быть здоровыми и воспитать в себе следующие качества:
– сила воли;
– дисциплинированность;
– собранность;
– ответственность;
– внимательность;
– находчивость;
– трудолюбие….
1 ученик: Я предлагаю всем проверить, на сколько развито у нас внимание, это качество является очень важным в учёбе и в жизни.
2 ученик: Откройте свой Лист «Познай себя», (Приложение 2) прочтите текст и постарайтесь как можно быстрее найти ошибки, исправить их и записать количество исправленных ошибок.
(Дети работают по экипажам. Какой экипаж справится быстрее. Проверка результатов – слайд 29-30.)
3 ученик: Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете какой летательный аппарат, мы будем конструировать. (Лист «Познай себя») – Кроссворд.
Вопросы:
- Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковёр-самолёт.)
- Летит птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт.)
- Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)
- Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолёт.)
- Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земля в 1957 году. (Спутник.)
- Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)
4 ученик: А следующий тест позволит нам определить степень развития логического мышления и быстроту вашей реакции, чёткость выполнения последовательных действий.
5 ученик: Посмотрите
внимательно на геометрические фигуры. (Слайд 31).
За 1 минуту вы должны выбрать необходимые детали
из набора геометрических фигур, разложить их в
соответствующей последовательности и наклеить.
Интересно, чья ракета взлетит самой первой.
– По-е-ха-ли!
4 экипаж «Наш Гагарин». (Приложение 1. Слайды 28-35)
Учитель: Земля узнала имя героя, проложившего дорогу к звёздам, простого, обаятельного человека – гражданина нашей страны, который одновременно стал и первым гражданином Земли. (Слайд 25)
1 ученик: Гагарин открыл дорогу в космос, по которой прошли уже почти пятьсот человек из разных стран. В космос можно отправиться даже в качестве туриста.
2 ученик: Приглашаем вас, посетить галерею Космонавтики. (Слайд 26)
– Герман Титов (Слайд 41)
– Валентина Терешкова (Слайд 42)
– Алексей Леонов (Слайд 43)
– Владимир Джанибеков (Слайд 44)
3 ученик: Продолжаем проверять свои
способности: выясним объём словарного запаса,
вашу эрудицию. (Слайд 32)
Выигрывает тот экипаж, который составит самое
длинное слово и наибольшее количество слов.
Буквы добавлять нельзя. – По-е-ха-ли!
4 ученик: Гагарин был знаменит на весь мир. Его знали в каждом доме. В честь него называли детей, улицы, отряды… Но при всём этом он оставался порядочным, скромным, отзывчивым человеком. Его любили коллеги и друзья. Юрий Алексеевич был благодарным сыном, хорошим мужем, заботливым отцом. Заглянем в семейный альбом. (Слайд 27)
5 ученик: Настало время проверить свою
память. В этом нам поможет викторина
«Космонавтом хочешь стать,
Должен много – много знать!» (Слайды 33-35).
1 ученик: Имя Гагарина стало нарицательным для первооткрывателей в любой области деятельности. Его жизненным девизом была фраза: «Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Лётчик должен летать. ВСЕГДА ЛЕТАТЬ». (Слайд 28).
2 ученик: 27 марта 1968 года во время одного из тренировочных полётов на самолёте МиГ-15, при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Владимирской области погиб Юрий Алексеевич Гагарин.
3 ученик:
Славной Родины сын,
Достигая невиданной цели,
Он летел не один –
Он летел не один –
Миллионы сердец с ним летели!
Небывалый маршрут!
Человека прыжок дерзнавенный!
Это Разум и Труд!
Вознесли его к тайнам Вселенной!
Учитель:
Легко ли быть ПЕРВЫМ?
Легко ли стать ПЕРВЫМ?
Легко ли оставаться ПЕРВЫМ?
– Теперь вы сами можете ответить на этот вопрос. Загляните в листок «Познай себя» и оцените свои способности:
– 5 баллов – ты почти достиг своей цели;
– 3-4 балла – ещё потренируйся;
– 1-2 балла – работай над собой почаще.
Учитель:
Чтоб к неведомым далям стремиться,
Чтобы космос себе подчинить,
Надо много работать и много учиться.
Надо честно, по совести жить.