Согласование числительного и существительного множественного числа в творительном падеже

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:
    – Образование словосочетаний из числительного и существительного множ. числа в творительном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголом в предложении;
    – Развитие слухового внимания, вербально-логического мышления;
    – Формирование звуко-слогового анализа слов (структура трудного слова “коллекционировать”);
    – Развитие пространственных ориентировок;
    – Закрепление количественного счета;
    – Формирование обобщающих понятий;
    – Уточнение семантики слов.
  2. Образовательные:
    – Закрепление представлений детей о животных, насекомых.
  3. Воспитательные:
    – Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Лексический материал:

  1. Слова, сложные по семантике:
    – конференция (большое собрание или совещание)
    – коллекционировать (собирать какие – либо предметы: марки, монеты, открытки пр.)
    – нектар (сладкий сок, выделяемый цветами)
    – киоск (палатка для мелкой торговли: газетный киоск, цветочный киоск)
  2. Слова, сложные по слоговой структуре:
    – коллекционировать

Оборудование:

– Открытки с тремя бананами, с четырьмя апельсинами, с четырьмя конфетами, с тремя бочками меда, с пятью яблоками, с тремя баранками, с двумя банками варенья, с двумя автомобилями, с тремя мячами, с тремя барабанами (отвлекающие внимание открытки);
– “Угощение” для гостей: две морковки, четыре орешка, три грибочка, две косточки, две рыбки, пять яблочек;
– “Шапочки – отгадки”
– Конверт с письмом;
– Кассеты с музыкой;
– Декорации для “солнечной полянки”

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся и больше отвлекаться не будем”.

2. Сообщение темы занятия

(введение в тему).

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

На опушке лесной,
Виден домик расписной
Ух! Ух! Ух! Здесь живет наш … Винни-Пух!

Логопед берет на себя роль Винни-Пуха.

Правильно, ребята! У меня для вас сюрприз! Закройте глаза и считайте до пяти. (Дети считают. Логопед в это время надевает костюм Винни-Пуха: меховая тужурка и ушки. Дети на счет пять открывают глаза) Ух! Ух! Ух! Перед вами…?

Дети: Винни-Пух!

Логопед: Сегодня, друзья, у меня день рождения!
Будут танцы, угощение!

Кого я приглашу на свой день рождения, вы узнаете, отгадав загадки. А “шапочки – отгадки” лежат перед вами. Кто первым отгадает загадку, “отгадку” надевает на голову.

По снегу бежит, петляет.
К лету шубу он меняет.
На снегу его не видно –
Волку и лисе обидно! (Зайка)

Пушистый маленький зверек
По деревьям прыг да скок
Мелькнет меж ветвей –
Всех проворней и быстрей. (Белка)

В густом лесу, под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой. (Ежик)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везет, как грузовик. (Ослик)

3. Игра “Киоск открыток”

Логопед: К имениннику приходят в гости с чем? Правильно, с подарками. Я, друзья, люблю, когда мне дарят открытки. Я их коллекционирую. Слово “коллекционировать” можно заменить другим словом – “собирать”. Я люблю собирать открытки. Но слово “собирать” легко произнести, а вот слово “коллекционировать” произнести трудно. Это сложное слово. Давайте его прохлопаем по частям: кол – лек – ци – о – ни – ро – вать.

Дети отхлопывают.

Логопед: Друзья, а вы что любите собирать?

Ребенок: Я люблю собирать машинки.

Логопед: (Имя ребенка) что коллекционирует … (имя ребенка)?

Ребенок:… (имя) коллекционирует машинки.

Логопед: Девочки, а у кого дома есть много заколок? Кто собирает заколки?

И т.д.

Логопед: А я коллекционирую открытки. Открытки вы можете купить в нашем лесном киоске. “Киоск”, друзья, – это маленький магазинчик.

(Логопед вместе с детьми подходит к “киоску” с открытками.)

Логопед: Чтобы купить открытку, надо правильно назвать, что на ней изображено.

Всем известно, что Вини-Пух большой сладкоежка, поэтому, пожалуйста, выбирайте для меня открытки с разной вкуснятиной. Кто открытку для меня выберет? Зайка, ты что выбираешь?

“Зайка”: Я выбираю открытку с тремя бочками меда.

Дети выбирают открытки.

Логопед: А теперь мне очень хочется, чтобы вы меня поздравили и преподнесли ваши открытки в качестве подарка. Я хочу подарить вам очень полезный совет от Вини-Пуха:

Не приходите без подарков
В день рождения!
Кому нужны такие прихождения?!
Кто не приносит нам
Подарка в день рождения, -
Тот нам, увы, приносит
Только огорчения!
Не приходите без подарка
В день рождения!

Логопед: Друзья, кто хочет меня поздравить? Зайка поздравляй!

“Зайка”: Дорогой Винни, поздравляю тебя с днем рождения, прими, пожалуйста, открытку с тремя бочками меда. И т.д.

Логопед: Большое спасибо вам, друзья, за “сладкие” подарки. Я тоже не остался перед вами в долгу и приготовил для вас любимые лакомства. Приглашаю всех за стол.

Дети садятся за стол.

Логопед: Тебе, зайка, две морковки. Похвались всем, чем тебя угостил Винни-Пух.

“Зайка”: Меня Винни-Пух угостил двумя морковками.

Логопед: Тебе, белочка, четыре орешка.

“Белка”: Меня Винни-Пух угостил четырьмя орешками.

Логопед: Тебе,ежик, три грибочка.

“Ежик”: Меня Винни-Пух угостил тремя грибочками.

Логопед: Тебе,собачка, две косточки.

“Собака”: Меня Винни-Пух угостил двумя косточками.

Логопед: Тебе,кошечка, две рыбки.

“Кошка”: Меня Винни-Пух угостил двумя рыбками.

Логопед: Тебе,ослик, пять яблочек.

“Ослик”: Меня Винни – Пух угостил пятью яблочками.

4. Динамическая пауза.

Логопед: Поели-попили, а теперь я приглашаю вас на солнечную полянку, где повеселимся под музыку.

Дети поют и танцуют под музыку.

Ручку правую вперед,
А потом назад,
А потом вперед,
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем круги
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело.
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело.

Ножку левую вперед,
А потом назад,
А потом вперед,
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги – вуги,
Поворачиваем круги
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело.
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело
Ухо правое вперед,
А потом назад,
А потом вперед,
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем круги
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело.
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело

5. Игра “На солнечной полянке”

Логопед: Ух! Устали! Давайте отдохнем, сядем на полянку, расслабимся!

Дети садятся на “солнечную полянку”, слушают звуки леса: пение птиц, жужжание пчел и т.д.

Логопед: Ах, как хорошо на природе! Оглянитесь вокруг! Какая красота! Давайте понаблюдаем за природой. Ой, смотрите, муравей ползет, да не один, а целых три! За кем мы наблюдаем? Зайка, отвечай!

“Зайка”: Мы наблюдаем за тремя муравьями.

Логопед: А вот две пчелки нектар собирают. Друзья, нектар – это сок. А сок пчелка берет из цветочка. А сок этот сладкий, вкусный. А кто знает, что потом получается из нектара?

Дети: Мед.

Логопед: Правильно, мед! А кто больше всех на свете любит мед?

Дети: Вини-Пух!

Логопед: Это мое самое любимое лакомство. За кем мы сейчас наблюдаем? “Белка”, отвечай!

“Белка”: Мы наблюдаем за двумя пчелками.

Логопед: А вот три бабочки над ромашкой порхают. За кем мы наблюдаем? “Ежик”, отвечай!

“Ежик”: Мы наблюдаем за тремя бабочками.

Логопед: А вот три жучка по листику ползут. За кем мы наблюдаем? “Собачка”, отвечай!

“Собака”: Мы наблюдаем за тремя жучками.

Логопед: Ой, друзья, посмотрите мне на лапку сели две божьих коровки. За кем мы наблюдаем? “Ослик”, отвечай!

“Ослик”: Мы наблюдаем за двумя божьими коровками.

Логопед: А вот три кузнечика под листиком спрятались. За кем мы наблюдаем? “Кошка”, отвечай!

“Кошка”: Мы наблюдаем за тремя кузнечиками.

Логопед: Друзья, бабочек, кузнечиков, жучков, муравьев как назвать одним словом?

Дети: Насекомые!

Логопед: Ах! Какие вы молодцы!

6.Сюрпризный момент.

Логопед: Ой, друзья, я слышу чьи-то шаги. Кто-то к нам идет.

Входит почтальон Печкин и вручает “Винни-Пуху” конверт с письмом от Пятачка.

Почтальон Печкин: Вот вы где, на полянке. А я вам письмо принес от Пятачка.

Логопед: Спасибо, почтальон Печкин. Ребята, давайте почитаем, что он пишет.

“Здравствуй, Винни! Извини, что не могу присутствовать на твоем дне рождения. Сейчас я в Африке, на конференции, где мы обсуждаем вопрос о пользе меда для здоровья животных во всем мире…”

Почтальон Печкин: Ой! А что такое конференция?

Логопед: Это, Почтальон Печкин, большое собрание специалистов, которые хорошо разбираются в каких-то вопросах. На конференции, где присутствует Пятачок, собрались специалисты по меду. Давайте, дальше почитаем, что он пишет.

“…На конференции я познакомился со многими животными: я встретился с “два жирафами”, с “пять слонами”, с “два антилопами” и с “четыре зебрами”. Привет всем из Африки. Пока!”.

Почтальон Печкин: Ой, зверята, я не понял, с кем же встретился Пятачок?

Логопед: Наверно, Пятачок, когда писал письмо, очень торопился и допустил ошибку. Давайте еще раз, повнимательней, почитаем и поправим его. Пятачок пишет, что встретился с “два жирафами”. Ребята, мы так говорим “с два жирафами”?

Дети: Нет! Надо сказать с двумя жирафами. И т.д.

Почтальон Печкин: Какие вы молодцы, все знаете! Ну, я пошел дальше письма разносить. До свидания, зверята!

Дети: До свидания!

Логопед: До свидания, почтальон Печкин. Друзья, подошло время сказать до свидания и нашим гостям.

7. Итог занятия.

Логопед: Друзья, к кому вы сегодня пришли на день рождения?

Кому что понравилось на моем дне рождении?

(Ответы детей)

Логопед: Молодцы! Вы заслужили настоящее угощение.

Вносится поднос со сладостями. Каждый ребенок, беря, сладости проговаривает, чем он угощается:

“Я угощаюсь двумя конфетками”,

“Я угощаюсь двумя шоколадками”

“Я угощаюсь двумя мармеладками” И т.д.