Цели:
- Коррекционно-развивающие:
– Образование словосочетаний из числительного и существительного множ. числа в творительном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголом в предложении;
– Развитие слухового внимания, вербально-логического мышления;
– Формирование звуко-слогового анализа слов (структура трудного слова “коллекционировать”);
– Развитие пространственных ориентировок;
– Закрепление количественного счета;
– Формирование обобщающих понятий;
– Уточнение семантики слов. - Образовательные:
– Закрепление представлений детей о животных, насекомых. - Воспитательные:
– Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.
Лексический материал:
- Слова, сложные по семантике:
– конференция (большое собрание или совещание)
– коллекционировать (собирать какие – либо предметы: марки, монеты, открытки пр.)
– нектар (сладкий сок, выделяемый цветами)
– киоск (палатка для мелкой торговли: газетный киоск, цветочный киоск) - Слова, сложные по слоговой структуре:
– коллекционировать
Оборудование:
– Открытки с тремя бананами, с четырьмя апельсинами, с четырьмя конфетами, с тремя бочками меда, с пятью яблоками, с тремя баранками, с двумя банками варенья, с двумя автомобилями, с тремя мячами, с тремя барабанами (отвлекающие внимание открытки);
– “Угощение” для гостей: две морковки, четыре орешка, три грибочка, две косточки, две рыбки, пять яблочек;
– “Шапочки – отгадки”
– Конверт с письмом;
– Кассеты с музыкой;
– Декорации для “солнечной полянки”
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся и больше отвлекаться не будем”.
2. Сообщение темы занятия
(введение в тему).
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
На опушке лесной,
Виден домик расписной
Ух! Ух! Ух! Здесь живет наш … Винни-Пух!
Логопед берет на себя роль Винни-Пуха.
Правильно, ребята! У меня для вас сюрприз! Закройте глаза и считайте до пяти. (Дети считают. Логопед в это время надевает костюм Винни-Пуха: меховая тужурка и ушки. Дети на счет пять открывают глаза) Ух! Ух! Ух! Перед вами…?
Дети: Винни-Пух!
Логопед: Сегодня, друзья, у меня день рождения!
Будут танцы, угощение!
Кого я приглашу на свой день рождения, вы узнаете, отгадав загадки. А “шапочки – отгадки” лежат перед вами. Кто первым отгадает загадку, “отгадку” надевает на голову.
|
Пушистый маленький зверек По деревьям прыг да скок Мелькнет меж ветвей – Всех проворней и быстрей. (Белка) |
|
Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (Собака) |
|
У него большие уши, Он хозяину послушен. И хотя он невелик, Но везет, как грузовик. (Ослик) |
3. Игра “Киоск открыток”
Логопед: К имениннику приходят в гости с чем? Правильно, с подарками. Я, друзья, люблю, когда мне дарят открытки. Я их коллекционирую. Слово “коллекционировать” можно заменить другим словом – “собирать”. Я люблю собирать открытки. Но слово “собирать” легко произнести, а вот слово “коллекционировать” произнести трудно. Это сложное слово. Давайте его прохлопаем по частям: кол – лек – ци – о – ни – ро – вать.
Дети отхлопывают.
Логопед: Друзья, а вы что любите собирать?
Ребенок: Я люблю собирать машинки.
Логопед: (Имя ребенка) что коллекционирует … (имя ребенка)?
Ребенок:… (имя) коллекционирует машинки.
Логопед: Девочки, а у кого дома есть много заколок? Кто собирает заколки?
И т.д.
Логопед: А я коллекционирую открытки. Открытки вы можете купить в нашем лесном киоске. “Киоск”, друзья, – это маленький магазинчик.
(Логопед вместе с детьми подходит к “киоску” с открытками.)
Логопед: Чтобы купить открытку, надо правильно назвать, что на ней изображено.
Всем известно, что Вини-Пух большой сладкоежка, поэтому, пожалуйста, выбирайте для меня открытки с разной вкуснятиной. Кто открытку для меня выберет? Зайка, ты что выбираешь?
“Зайка”: Я выбираю открытку с тремя бочками меда.
Дети выбирают открытки.
Логопед: А теперь мне очень хочется, чтобы вы меня поздравили и преподнесли ваши открытки в качестве подарка. Я хочу подарить вам очень полезный совет от Вини-Пуха:
Не приходите без подарков
В день рождения!
Кому нужны такие прихождения?!
Кто не приносит нам
Подарка в день рождения, -
Тот нам, увы, приносит
Только огорчения!
Не приходите без подарка
В день рождения!
Логопед: Друзья, кто хочет меня поздравить? Зайка поздравляй!
“Зайка”: Дорогой Винни, поздравляю тебя с днем рождения, прими, пожалуйста, открытку с тремя бочками меда. И т.д.
Логопед: Большое спасибо вам, друзья, за “сладкие” подарки. Я тоже не остался перед вами в долгу и приготовил для вас любимые лакомства. Приглашаю всех за стол.
Дети садятся за стол.
Логопед: Тебе, зайка, две морковки. Похвались всем, чем тебя угостил Винни-Пух.
“Зайка”: Меня Винни-Пух угостил двумя морковками.
Логопед: Тебе, белочка, четыре орешка.
“Белка”: Меня Винни-Пух угостил четырьмя орешками.
Логопед: Тебе,ежик, три грибочка.
“Ежик”: Меня Винни-Пух угостил тремя грибочками.
Логопед: Тебе,собачка, две косточки.
“Собака”: Меня Винни-Пух угостил двумя косточками.
Логопед: Тебе,кошечка, две рыбки.
“Кошка”: Меня Винни-Пух угостил двумя рыбками.
Логопед: Тебе,ослик, пять яблочек.
“Ослик”: Меня Винни – Пух угостил пятью яблочками.
4. Динамическая пауза.
Логопед: Поели-попили, а теперь я приглашаю вас на солнечную полянку, где повеселимся под музыку.
Дети поют и танцуют под музыку.
|
Ножку левую вперед, А потом назад, А потом вперед, И немножко потрясем. Мы танцуем буги – вуги, Поворачиваем круги Буги-вуги, о кей. Мы танцуем, весело. Буги-вуги, о кей. Мы танцуем, весело |
Ухо правое вперед, А потом назад, А потом вперед, И немножко потрясем. Мы танцуем буги-вуги, Поворачиваем круги Буги-вуги, о кей. Мы танцуем, весело. Буги-вуги, о кей. Мы танцуем, весело |
5. Игра “На солнечной полянке”
Логопед: Ух! Устали! Давайте отдохнем, сядем на полянку, расслабимся!
Дети садятся на “солнечную полянку”, слушают звуки леса: пение птиц, жужжание пчел и т.д.
Логопед: Ах, как хорошо на природе! Оглянитесь вокруг! Какая красота! Давайте понаблюдаем за природой. Ой, смотрите, муравей ползет, да не один, а целых три! За кем мы наблюдаем? Зайка, отвечай!
“Зайка”: Мы наблюдаем за тремя муравьями.
Логопед: А вот две пчелки нектар собирают. Друзья, нектар – это сок. А сок пчелка берет из цветочка. А сок этот сладкий, вкусный. А кто знает, что потом получается из нектара?
Дети: Мед.
Логопед: Правильно, мед! А кто больше всех на свете любит мед?
Дети: Вини-Пух!
Логопед: Это мое самое любимое лакомство. За кем мы сейчас наблюдаем? “Белка”, отвечай!
“Белка”: Мы наблюдаем за двумя пчелками.
Логопед: А вот три бабочки над ромашкой порхают. За кем мы наблюдаем? “Ежик”, отвечай!
“Ежик”: Мы наблюдаем за тремя бабочками.
Логопед: А вот три жучка по листику ползут. За кем мы наблюдаем? “Собачка”, отвечай!
“Собака”: Мы наблюдаем за тремя жучками.
Логопед: Ой, друзья, посмотрите мне на лапку сели две божьих коровки. За кем мы наблюдаем? “Ослик”, отвечай!
“Ослик”: Мы наблюдаем за двумя божьими коровками.
Логопед: А вот три кузнечика под листиком спрятались. За кем мы наблюдаем? “Кошка”, отвечай!
“Кошка”: Мы наблюдаем за тремя кузнечиками.
Логопед: Друзья, бабочек, кузнечиков, жучков, муравьев как назвать одним словом?
Дети: Насекомые!
Логопед: Ах! Какие вы молодцы!
6.Сюрпризный момент.
Логопед: Ой, друзья, я слышу чьи-то шаги. Кто-то к нам идет.
Входит почтальон Печкин и вручает “Винни-Пуху” конверт с письмом от Пятачка.
Почтальон Печкин: Вот вы где, на полянке. А я вам письмо принес от Пятачка.
Логопед: Спасибо, почтальон Печкин. Ребята, давайте почитаем, что он пишет.
“Здравствуй, Винни! Извини, что не могу присутствовать на твоем дне рождения. Сейчас я в Африке, на конференции, где мы обсуждаем вопрос о пользе меда для здоровья животных во всем мире…”
Почтальон Печкин: Ой! А что такое конференция?
Логопед: Это, Почтальон Печкин, большое собрание специалистов, которые хорошо разбираются в каких-то вопросах. На конференции, где присутствует Пятачок, собрались специалисты по меду. Давайте, дальше почитаем, что он пишет.
“…На конференции я познакомился со многими животными: я встретился с “два жирафами”, с “пять слонами”, с “два антилопами” и с “четыре зебрами”. Привет всем из Африки. Пока!”.
Почтальон Печкин: Ой, зверята, я не понял, с кем же встретился Пятачок?
Логопед: Наверно, Пятачок, когда писал письмо, очень торопился и допустил ошибку. Давайте еще раз, повнимательней, почитаем и поправим его. Пятачок пишет, что встретился с “два жирафами”. Ребята, мы так говорим “с два жирафами”?
Дети: Нет! Надо сказать с двумя жирафами. И т.д.
Почтальон Печкин: Какие вы молодцы, все знаете! Ну, я пошел дальше письма разносить. До свидания, зверята!
Дети: До свидания!
Логопед: До свидания, почтальон Печкин. Друзья, подошло время сказать до свидания и нашим гостям.
7. Итог занятия.
Логопед: Друзья, к кому вы сегодня пришли на день рождения?
Кому что понравилось на моем дне рождении?
(Ответы детей)
Логопед: Молодцы! Вы заслужили настоящее угощение.
Вносится поднос со сладостями. Каждый ребенок, беря, сладости проговаривает, чем он угощается:
“Я угощаюсь двумя конфетками”,
“Я угощаюсь двумя шоколадками”
“Я угощаюсь двумя мармеладками” И т.д.