(анализ художественных произведения и отрывков из них с целью определения разнообразных функций имён прилагательных в речи)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Формирование умений и навыков исследовательской деятельности.
- Формирование умений правильно собирать и оформлять материал, умения защищать свою работу во время отчётных мероприятий воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
- Развитие интереса к поэзии, формирование эстетического вкуса, воспитание интереса к родному языку.
- Знание особенностей поэтической речи, стихотворных размеров, средств художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Вступительное слово учителя.
- Сообщение 1 группы исследователей по теме: «Сравнение прилагательных – постоянных народных эпитетов и поэтических эпитетов В.А.Жуковского и Е.Баратынского.
- Сообщение 2 группы исследователей по теме: «Прилагательные – синтетические эпитеты, их сюжетная роль».
- Сообщение 3 группы исследователей по теме: «Непревзойдённые мастера создания «цветовой» лексики с помощью прилагательных – И.А Бунин и М.Цветаева.
- Сообщение 4 группы исследователей по теме: «Создание фонда прилагательных – эпитетов к существительным «звук» и «бархат»
- Подведение итогов работы. Заключительное слово учителя.
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.
А.И. Куприн
Ребята, из многих «мудрых мыслей» я хочу предложить вам именно эту.
- В чём смысл этого предложения?
- Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили, что они есть?
- К какому разряду относятся имеющиеся в этом предложении прилагательные?
- Запишите предложение и сделайте его синтаксический разбор. Какими членами предложения являются имена прилагательные?
Знаменитые слова Н.Рыленкова о русской природе:
«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»
и
«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…»
мы сегодня соотнесём с работой над ролью имен прилагательных в русском языке.
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зёрнышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы, лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы на чистые
Да на дела хорошие.
- Какова основная мысль стихотворения?
- Почему здесь так много имён прилагательных?
- Какую роль они играют в тексте?
Согласитесь, что без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили,что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. Употребление имён прилагательных помогает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, передать настроение поэта или писателя.
Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употреблённые в переносном значении.
Такими необыкновенными «меткими, озаряющими» словами мы сегодня и будем заниматься.
ТВОРЧЕСКИЕ ОТЧЁТЫ ГРУПП
Группа 1. «Сравнение прилагательных- постоянных эпитетов и поэтических романтических эпитетов русских поэтов».
У имён прилагательных есть очень важная роль в художественной литературе. Часто они бывают эпитетами. Это волшебное свойство прилагательных. Благодаря эпитетам возникают прекрасные стихи и сказки, повести и рассказы. Вспомним, что такое эпитет. Эпитетом называется художественное определение, дающее яркую, выразительную авторскую характеристику предметам.
Среди эпитетов есть постоянные (старинные, народные), которые живут в произведениях устного народного творчества. Да вы и сами их хорошо знаете! Давайте вспомним, как характеризуются в сказках следующие предметы (запишите постоянные эпитеты):море в сказках всегда какое?) – синее, зима – лютая, лук – тугой, разрывчатый, молодцы –добрые, девицы – красные.
Мы выбрали постоянные эпитеты, которые широко используются в произведениях устного народного творчества: сказках, песнях, былинах:
Поле широкое, чистое.
Сердце ретивое, милое, горячее, верное.
Кудри русые, шелковые, черные.
Слёзы горючие, крупные.
Мечи острые, булатные.
Кони добрые, удалые, ретивые, гнедые, вороные.
Ветры буйные, осенние.
Месяц светлый, ясный.
Солнце красное, закатное.
Звёзды ясные, светлые, частые, небесные.
Степи широкие, раздольные, вольные.
Горы высокие, крутые.
Шуба бархатная, соболья.
Головушка буйная, молодецкая, печальная, неразумная, бесталанная.
Житьё привольное, молодецкое, богатое, одинокое.
В поэзии романтиков особенно употребительными оказываются прилагательные тихий, святой, унылый, прекрасный. Причём эти слова в разных контекстах получают особое смысловое наполнение. Чтобы убедиться в этом, опишем значение слова тихий, употреблённого в отрывках из разных произведений В.Жуковского:
Светлых взоров тихий пламень
Стал в душе моей пожаром. («Победитель»)И сова перелетала по небу тихому от колокольни.
(«деревенский сторож в полночь»)Ручей, вьющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна! («Вечер»)Придёт сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой. («Вечер»)О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! («Вечер»)
В языке русских романтиков широко использовались постоянные поэтические эпитеты типа любовь нежная, пылкая; мечта тихая, нежная, сладостная; поля пустынные; мрак густой и др. В 20-е годы 19 века в поэзии Е.Баратынского всё резче проявляется стремление к смысловой точности. «Что касается до слога,- надобно помнить, что для того пишем, чтобы передавать друг другу мысли: если мы выражаемся неточно, нас понимают ошибочно или вовсе не понимают: для чего же писать?»
Группа 2. «Прилагательные – синтетические эпитеты, их сюжетная роль».
«Прилагательные – определения в поэтических и прозаических текстах А.С.Пушкина указывают на такие качества предмета, которые определяют его сущность. Поэтому их можно назвать синтетическими эпитетами».
Пушкин, как правило, не употребляет в прозе прилагательных субъективно-оценочного типа. «От этого проза приобретает доказательный, документальный характер, убеждая читателя в подлинности описанных событий и фактов. Этой цели служат и аналитические определения, выраженные относительными прилагательными:
Лубочные крылья, бревенчатый забор, отдалённый холмик, оренбургская крепость, походные лафеты и др.
Удивительный лаконизм и образность пушкинской прозы восхищали Н.В.Гоголя:
«Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собою, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».
И тем не менее и Пушкин, и другие поэты 19-20 вв. достаточно широко и полно вовлекают в тексты своих произведений прилагательные, максимально используя их образные и семантические возможности: краснощёкое здоровье, веков завистливая даль, бескрылое желанье, в пустыне мрачной и пустой, жизни мышья беготня, ветреная судьба (А.С.Пушкин); серебряная ночь, серебряная тишь (А.А.Фет).
Особый интерес представляют такие произведения, в которых имена прилагательные выполняют ведущую, сюжетную роль.
Всё кругом.
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко-тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое,стыдное, низкое, тесное,
Явно – довольное, тайно – блудливое,
Плоско – смешное и тошно – трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское…
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
(З.Гиппиус)
Привлекает внимание необычность языка этого стихотворения: оно состоит почти из одних прилагательных. А что изображает поэтесса? Чему посвящено стихотворение? (рассказ подготовленного уч-ся).
Следующее стихотворение К.Бальмонта может стать блестящей иллюстрацией использования эпитетов из тройного сочетания слов:
Волны морей, беспредельно – пустынно – шумящие,
Бог – Океан, многогласно – печально – взывающий,
Пенные ткани, бесцельно – воздушно – летящие,
Брызги с воздушностью, призрачно – сказочно – тающей.
Горькие воды, туманно – холодно – безбрежные,
Долгий напев, бесконечно – томительно – длительный,
Волны морей, без конца – без конца – безнадёжные,
Бог – Океан, неоглядно – темно – упоительный.
Группа 3. «Непревзойдённые мастера создания «цветовой» лексики с помощью прилагательных – И.А.Бунин и М.Цветаева.
Интересные наблюдения над использованием прилагательных можно провести на произведениях М.Цветаевой. Учёные подсчитали, сколько раз употреблены ею в поэтических текстах прилагательные, обозначающие цвета: чёрный (151 раз), белый (132), красный (117), синий (92), зелёный (51), лазурный, лазоревый (37), золотой (25), серебряный (22), седой (21), ржавый (19), розовый (18), пурпурный (17), алый (13) и т.д.
Изучая вопрос об использовании прилагательных в качестве эпитетов в художественных произведениях, нельзя обойти вниманием прозу И.Бунина. Он был непревзойдённым мастером создания «цветовой лексики». В его текстах мы можем встретить целые скопления прилагательных, которые служат своеобразными эпитетами, позволяющими точно, образно передать тончайшие оттенки изображаемого, живописать словами, а не красками цветные картины природы.
Эта особенность творческого почерка И.А.Бунина позволила Горькому сказать:»Все рассказы написаны так, будто он делает рисунки пером».
Запишите текст: «Солнце успело скрыться, восточное небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зелёному огненно-оранжевыми полосами, над ними же в бездонной глубине ткани облаков, легчайшие, как дамасский газ, окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение всё опять изменилось: восточный небосклон стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на небосклоне закатном. Когда же, с быстро набегающим вечером, превратилось в фиолетовое и западное море, эти полосы раскалились, как темно-рдяное железо в горне». (И.Бунин).
Насыщение текста цветовыми прилагательными помогает передать изменчивую картину заката солнца на море. В этом отрывке много прилагательных, которые рисуют живую природу, окружающую и восхищающую человека. (Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите разряд прилагательных, одно прилагательное разберите морфологически, два – по морфемам).
Группа 4. «Создание фонда прилагательных-эпитетов к существительному «звук» и к слову «бархатный».
Очень интересно создавать фонд эпитетов, например, к существительному «звук». Организовать наблюдение позволяют, например, такие отрывки из произведений:
«В одной избе стоял шум, слышались визгливые звуки гармошки, нестройный галдёж и песни». (В.Короленко).
«Н-ну?- промычал товарищ прокурора, потянув в себя воздух и издавая жевательные звуки». (А.Чехов).
«Чистая дробь незаметно и быстро переходит в сплошной жёсткий и резкий звук, похожий скорее на скрежет, чем на шипение». (А.Куприн).
«Ясные, хрустальные звуки колоколов один за другим покатились вниз». (В.Катаев).
«Где-то частыми ударами палки выбивали пыль из ковров и меховой одежды – дробные звуки сыпались в воздух». (М.Горький).
«Покорная природа цепенела в молчании… Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка». (А.Чехов).
«Из-под его больших, толстых пальцев, неторопливо перебирающих клавиши и клапаны гармоники, непрерывно текут мелкие, жиденькие звуки. (А.Чехов).
Меж тем вдали то грустный, то весёлый
Раздался звук обычной баркаролы. (М.Лермонтов).И тих был голос, но таил
В себе магические звуки. (Я.Полонский).Лишь моря шум твердит родные звуки,
Да есть родное в высях дальних гор. (В.Брюсов).
Анализ эпитетов-прилагательных можно построить и по-другому: рассматривать разнообразные художественные сочетания с конкретными прилагательными, например, в словосочетаниях типа бархатный + сущ. Фонд эпитетов русского литературного языка включает в свой состав немало подобных сочетаний: бархатная трава (И.Тургенев(, бархатное небо (С.Надсон), бархатные ресницы (А.Фет), бархатный снег, бархатный бас (И.Бунин), бархатная темнота (А.Куприн), бархатная мурава (А.Кольцов), бархатная постель (К.Бальмонт), бархатные глаза (М.Лермонтов), бархатное слово (И.Гончаров) и др
Подведение итогов работы. Заключительное слово учителя.
Мы познакомились с различными функциями имен прилагательных в художественной литературе.
Исследования показали, что работа это интересная, но трудная и кропотливая, по плечу только таким читателям, о которых мечтает каждый писатель и поэт.
Неисчерпаемы возможности уроков «изящной словесности», потому что «…всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства». (К.Ушинский).