1. Постановка учебных задач.
Учитель. Ребята! Сегодня мы заканчиваем работу над произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце». На этом уроке мы обобщим то, что узнали об особенностях сказового жанра, то есть все наши знания приведем в систему. Это главная задача урока. Ученик.
Если вы будете хорошо работать, в конце урока вас ждет приятный сюрприз.
2. Проверка домашнего задания.
«Озвучивание» детских иллюстраций: выразительное чтение отрывков, по которым выполнены рисунки.
Учитель. По содержанию сказа вы нарисовали иллюстрации. Я их посмотрела, и они помогли мне понять, как вы усвоили содержание, внимательно ли читали текст. А кто хочет озвучить свой рисунок?
(Рисунки и чтение к ним обсуждаются и оцениваются.
Отрывок может быть прочитан как одним учеником, так и группой ребят ).
3. Обобщение знаний об особенностях сказового жанра.
1. Просмотр фрагмента из мультфильма «Серебряное копытце» с заданием и обсуждением.
Учитель. Сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра, поэтому я вам приготовила видео загадку : вы посмотрите маленький фрагмент из одноименного мультфильма «Серебряное копытце». Дело в том, что постановщики мультфильма тоже поняли главную особенность сказа Бажова и решили сохранить ее в мультфильме. Интересно, а вы это заметите?
(Учитель включает видеозапись, ребята смотрят фрагмент, после чего обсуждение продолжается.)
Учитель. И так, какую же главную особенность сказа вы увидели и в мультфильме?
Ученик. В мультфильме тоже все повествование идет от рассказчика: мы слышим только его голос.
Учитель. Молодцы, не забыли, о чем мы говорили на первом уроке. Поскольку над сказом мы работаем уже третий урок, порам нам дать научное определение этого жанра. Дома в словаре Ожегова вы должны были посмотреть значение слова «сказ». Давайте прочитаем это определение.
Ученик. (читает по словарю или в тетради):
Сказ - 1. Народно эпическое повествование
2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Учитель. Именно эту особенность мы тоже наблюдали, когда читали «Серебряное копытце».
Наблюдение над фольклорной основой сказа.
Учитель. Ребята, а сюжет этого сказа реальный или сказочный?
Ученик. И реальный и сказочный.
Учитель. А чего больше? Каких картин больше: настоящих или волшебных? (Ученики высказываются.)
Учитель. Верно, у сказа двойственная природа: реальная основа и сказочные мотивы. Сейчас поговорим о том, а что же роднит сказ «Серебряное копытце» со сказкой. Есть ли здесь волшебные силы?
Ученик. Да, есть. Это козленок с серебряным копытцем.
Учитель. А почему вы думаете, что козел волшебный, сказочный? А может быть он самый обыкновенный? Можете вы это доказать?
Ученик. Да, я могу: ведь в настоящей жизни козлов с серебряным копытцем не бывает. Да еще таких, которые камни-самоцветы копытом выбивает. Явно, что этот персонаж волшебный.
Учитель. Ну, это ты нам так говоришь от себя, а давайте обратимся к тексту. Найдите в нем описание козлика. Каким его автор представляет нам в первый раз? Ученик (читает)
«Как ближе подкатился, разглядела - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек».
Здесь еще не понятно, что козлик волшебный, а вот во второе его появление автор пишет о нем так: « Отворила дверку, глядит, а козел - тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял - вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках»
Учитель. Но я и здесь не вижу ничего волшебного. То что у него серебряное копытце на ножке - ну и что . А может быть ему это копытце кто-нибудь подковал ? Ведь бывает же, что люди метят животных. Кто же меня убедит, что козленок - волшебный?
Ученик. Я могу. В конце произведения автор показывает его волшебные действия:
« Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие.
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана и не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и говит переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются и сыплются».
Учитель. А кошка - сказочный персонаж или она обыкновенная?
(Этим вопросом учитель выводит учащихся на спор). Чтобы решить этот вопрос, ребята перечитывают отрывки о кошке и высказывают свои предположения в отношении этого персонажа. Решающим ответом на этот вопрос являются слова текста : «Вдруг Муренка скок туда же! Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стал».
Эти строчки наводят читателя на мысль, что кошка Муренка, по-видимому, тоже существо чудодейственное, которое как-то было связано с другими волшебными силами сказки, с козлом, например, а возможно и с самой Хозяйкой Медной горы, - ведь самоцветы - это ее дары.
Нашлись и такие дети, которые высказали предположение, что под кошкой могла скрываться и сама Медной горы Хозяйка, которая любила превращаться в ящериц, змей и других животных по какой-то своей сказочной необходимости.
Учитель. А как вы думаете, зачем автор ввел сказочных персонажей, рассказывая эту историю?
Ученики. - Именно так автор через фантастику, введение волшебных элементов передает в сказах народные представления о земных богатствах, полезных ископаемых, их происхождении и местонахождениях. В данном случае автор поясняет появление камней хризолитов.
- А я еще думаю, что через чудодейственные силы автор показывает испытания человека.
Учитель. Например?
Ученики. - Например, не случайно, я думаю появляется кошка Муренка в доме, где жила Даренка, в таком виде («худая да ободранная») - чтобы испытать доброту людей.
- А еще в конце сказа мы видим, что, получив несметное количество самоцветов от Серебряного Копытца, Даренка просит деда оставить их, не трогать, чтобы полюбоваться на красоту камня при свете солнышка и дедушка соглашается, взяв только немножко для жизни.
- А я еще заметила, что во всех сказах волшебные силы помогают людям хорошим: добрым, трудолюбивым, нежадным и бескорыстным, бедным и обездоленным. А в этом сказе Даренка и ее дедушка именно такими и были, поэтому не случайно, что козленок Серебряное копытце показывает свои богатства им.
Учитель. А другие сказочные условности в этом произведении есть?
Ученики. - Да, есть, например троекратные повторы какого-то действия или картины.
Козленок три раза появлялся перед Даренкой.
А я хочу дополнить, что автор три раза повторяет одно и то же действие, но с изменяющимся и усиливающимся эффектом:
- первый раз Серебряное копытце только показался и тут же исчез;
- второй раз козел подпустил к себе поближе и дал возможность разглядеть серебряное копытце;
- а в третий раз он начал волшебным копытцем камушки выбивать, которые он приносит в дар Даренке и дедушке Коковане.
Учитель. (Обобщает ответы детей)
Молодцы ребята, все вы правильно поняли. Мы с вами уже говорили, что «Серебряное копытце» входит в сборник сказов «Малахитовая шкатулка», говорили и о том, почему сборник так называется. Ко всему сказанному на наших уроках я хочу прибавить еще одну мудрость, которую до сих пор хранят народы Сибири. А звучит она так: « Человек, что ларец: что в него сызмальства положишь, то в зрелости оттуда и достанешь».
Как объясните эту мудрую мысль? (Ребята обмениваются высказываниями)
Учитель. Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души. Так что же полезного мы взяли из сказа «Серебряное копытце»? Об этом вы сейчас и расскажите: чему же учит произведение?
3. Работа в группах по карточкам.
Учитель. Но сначала мысль о нравственных ценностях произведения вы обсудите внутри своей группы, а выводы и ответы очень кратко запишите на специальных карточках, которые я вам приготовила. Но карточки не простые, а вот с волшебным символом.
(Учитель выдает каждой группе листок с изображением малахитовой шкатулки. Ответы дети записывают на обратной стороне листа.)
- Так какие же уроки, полезные советы и выводы вы захотите положить себе на память в эту шкатулку? Записывайте, а потом обсудим, у какой группы таких нравственных ценностей будет больше. Но для этого вы еще раз должны вспомнить сюжет, образы.
(Дети работают в группах, результаты обсуждаются . Ниже приводятся примерные ответы с карточек.)
- Человек должен о ком-то заботиться ( Кокованя - о Даренке, Даренка - о Муренке )
- Человек должен стремиться к знаниям, быть любознательным. ( Образ Даренки ).
- Человек должен быть добрым и бескорыстным.
- Человек должен быть трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства.
- Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для будущих поколений.
- Красота не должна оцениваться деньгами, ею необходимо любоваться.
- К природным богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много.
- Доброта и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.
- Дети с малых лет должны себя считать ответственными членами семьи, во всем помогать взрослым.
4. Заключительная часть урока.
Учитель. Вот сколько полезного мы смогли взять из одного только произведения Бажова! А если прочитать все произведения? Это такое духовное богатство, из которого мы можем извлечь столько ценного и полезного для своей души и составить для себя жизненные правила. А знаете, мы так и сделаем. Вот я здесь приготовила для вас большой лист ватмана с надписью: «Уроки П.П. Бажова»
Здесь в уголочке есть и наша малахитовая шкатулка. Я вынесу на этот лист все наши мысли, записанные на карточках, а также мы будем дополнять, записывать сюда новые выводы из прочитанных книг. Надеюсь, что вы не расстанетесь с чудесными произведениями П.П. Бажова.
Ну а теперь, как я вам и обещала, сюрприз.
( Звучит сказочная музыка, и в класс входит героиня сказов Бажова - Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.)
Учитель. Ой, кто-то к нам сегодня пожаловал. Ребята, а вы узнали эту героиню? Ученики. Да! Это Хозяйка Медной горы.
Учитель. А как вы ее узнали? Почему вы думаете, что это она?
Ученик. А я читал о ней. Бажов даже портрет ее описывает:
«Коса иссиза-черная... На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь... А одежа...из шелкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Учитель. Верно, это так. В самом деле это Хозяйка Медной горы.
А давайте послушаем, что она нам скажет Хозяйка Медной горы. ( обращается к ребятам )
- Здравствуйте, ребята! Это хорошо, что вы меня узнали! За это я вас награжу. Я подарю вам эту чудесную шкатулку. Она будет памятью о чудесных произведениях великого русского сказителя Павла Петровича Бажова. Сказы Бажова, как камни-самоцветы, свет и доброту излучают, да и просто захватывают интересными сюжетами.
Читайте их, и они сделают вас добрее и мудрее.