Цели урока:
- познакомить детей с образованием сложных слов (путем сложения основ),
- развивать творческую активность детей, речь, мышление учащихся,
- воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Фронтальная работа
Повторение изученногоАнна, перрон, аккуратный, сумма,
– Какое слово лишнее?
(Анна – имя собственное, аккуратный – имя прилагательное, перрон – нулевое окончание, аккуратный – четыре слога.)
Чистописание
– Догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Они являются безударными гласными в корнях слов.
(“е”, “а” ) Запишите, продолжив закономерность.
– Что написано на доске? (Пословица)
В пустом амбаре и мыши не живут.
Когда так говорят? Запишите пословицу.
Проверка творческих работ. (Нарисованные пословицы, поговорки, фразеологизмы)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Работа над темой
Лесостепь, лесопарк, лесотундра.
– Что общего в этих словах? (Общая часть – лес)
– Подчеркнем основу лес. Чем отличаются слова? (Второй частью)
– Выделите основу во второй части. Какая буква соединила эти две части? (“о”)
– Эта буква так и называется – соединительная гласная. Ученые назвали такие
слова сложными. Как вы думаете почему?
– Как образуются сложные слова?
– Прочитайте правило на стр. 12. Что нового вы узнали из правила? (Буква “е”
тоже может быть соединительной гласной)
4. Закрепление изученного
Игра “Составь слово”
– Составьте сложные слова из записанных на доске.
Пыль – сосать Лед – колоть Рыба – ловить |
сам – варит пар – ходить буря – ломать |
– Запишите слова. Подчеркните соединительные гласные. Выделите основы.
Самостоятельная работа. Упр. 172, 173.
5. Домашнее задание. Стр.13, упр. 174.
6. Итог урока. Что узнали нового? Какими знаниями можем поделиться с друзьями?