Цель: создание атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности по развитию творческих и познавательных способностей.
Задачи:
- расширять знания учащихся и их родителей;
- развивать познавательный интерес, интеллект;
- формировать дружеские отношения, навыки группового сотрудничества;
- развивать вычислительные навыки и логическое мышление учащихся и родителей.
Оборудование: на доске написан эпиграф к игре, приготовлены конверты с заданиями для 4-х команд.
Участники: учащиеся 5-го класса и их родители (3 команды детей и 1 команда родителей).
Состав команды: 6-7 человек.
Состав жюри (эксперты): учащиеся 11-го класса.
Ход урока
«Знания – дети удивления и любопытства»
Луи де Бройль«Изучайте математику! Если будете знать математику, будете знать всё!»
А.Крылов
Приветствие команд-участниц:
Играть не вредно – вредно не играть!
Творить не вредно – вредно не творить!
Мечтать не вредно – вредно не мечтать!
А самое главное – удачи и радости вам пожелать!
В ходе урока всем командам предстоит пройти несколько испытаний как математических, так и общих интеллектуальных.
1. Задание «Выбери название».
Каждая команда выбирает у ведущего конверт с уже приготовленным названием – «Круг», «Радиус», «Луч», «Дроби».
Задача участников – в течение 3-4 минут расшифровать и представить девиз своей команды, т.е. на каждую букву подобрать слово, характеризующее команду.
«Д» - добрые (доброжелательные, деловые) |
«Р» - радостные (радушные) |
«К» - коммуникабельные (крутые, красивые) |
«Л» - любознательные (любопытные) |
2. «Разминка».
Каждой команде предлагается 15 вопросов. Каждый правильный ответ приносит 1 очко.
Вопросы первой команде.
- Одна сотая часть метра. (1 см)
- Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)
- Чему равен периметр квадрата, если его сторона равна 4см? (16 см)
- х/5 является правильной дробью, если х = (1, 2, 3, 4)
- Сколько Козлят было у многодетной мамы? (7)
- Результат сложения. (сумма)
- Как найти делимое? (делитель умножить на частное)
- Третий месяц летних каникул. (август)
- 1,4кг= … г (1400г)
- Формула пути. ( S=V· t)
- Какой знак поставить в выражении 7/3 и 100/100 (больше)
- Сложить дроби с одинаковыми знаменателями – это значит (сложить их числители, а знаменатель оставить прежним)
- Наименьшее двузначное число. (10)
- 8/17 + 9/17 = (17/17=1)
- Сумма всех сторон – это (периметр)
Вопросы второй команде.
- Одна тысячная доля килограмма. (1 грамм)
- В каких единицах измеряется угол? (в градусах)
- Натуральные числа – это … (числа, возникшие в процессе счета)
- 1,2 м - …см (120см)
- а * 0 = (0)
- Какая дробь называется правильной? (числитель меньше знаменателя)
- Формула площади прямоугольника. (а·в)
- Какой знак надо поставить в выражении 7/9 и 5/4? (меньше)
- Что найдем, если 56:8? (7, частное)
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо… (произведение разделить на известный множитель)
- Наибольшее двузначное число. (99)
- На какое число нельзя делить? (0)
- В дуршлаге вмещается одна бочка воды. Как это возможно? (в дуршлаге дырки)
- Первый месяц зимы. ( декабрь)
- Как называется результат умножения? (произведение)
Вопросы третьей команде.
- Одна сотая часть дециметра. (1мм)
- Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
- Какое расстояние пройдет пешеход за 2 часа, если его скорость 5 км/ч? (10 км)
- 7/у – неправильная дробь, если у= (1, 2, 3, 4, 5, 6)
- Сколько раз в году всходит солнце? (365)
- Как найти неизвестное уменьшаемое? (разность прибавить вычитаемое)
- На какое наименьшее число делится любое число без остатка? (1)
- Очень плохая оценка. (1)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (правильная )
- Четырехугольник, у которого прямые углы. (прямоугольник )
- Формула площади прямоугольника. (а·в)
- Какая дробь меньше 1. (правильная)
- а – а? (0)
- Самая большая цифра. (9)
- Записная книжка ученика (дневник)
Вопросы для четвертой команды.
- Одна тысячная часть километра. (1м)
- Как называется прибор для построения окружности? (циркуль)
- Сколько м пройдет мальчик за 5 шагов, если длина его шага равна 40 см? (2м)
- Соперник нолика. (крестик)
- Результат вычитания. (разность)
- Как найти неизвестное слагаемое? (из суммы вычесть известное слагаемое)
- Последний месяц осени. (ноябрь)
- Какая дробь называется десятичной? (дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.)
- Самая маленькая цифра. (0)
- Что тяжелее 1кг меди или 1кг бумаги? (одинаково)
- Какая дробь больше 1? (неправильная)
- Основной документ учителя. (журнал)
- 12х = 48, х = (4)
- Какой поставить знак в выражении 2/2 и 200/200? (равно)
- Наименьшее трехзначное число. (100)
3. Задание «Вычисли автора».
Каждая команда получает карточку с высказываниями учёных-математиков и заданиями, решив которые угадывает автора высказывания. Девиз этого конкурса: «Учиться нелёгко, но интересно».
Задания 1-й команде.
«Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Чьи это слова?
1 | МЕ | |
2 | Й | |
3 | КО | Решить уравнение |
4 | КИ | |
5 | НС |
17 | 7,8 | |||
Задания 2-й команде.
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий». Чьи это слова?
1 | ЕВ | |
2 | РК | |
3 | МА | Решить уравнение |
4 | ИЧ | |
5 | УШ |
0,2 | ||||
Задания 3-й команде.
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» Чьи это слова?
1 | В | |
2 | Е | |
3 | Н | Решить уравнение |
4 | И | |
5 | Н |
0 | 0,6 | 25,9 | ||
Задания 4-й команде.
«Человек…родился быть господином, повелителем, царём природы, но мудрость, с которой он должен править…, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Чьи это слова?
1 | БА | |
2 | ИЙ | |
3 | ВСК | Решить уравнение |
4 | ЛО | |
5 | ЧЕ |
21 | 9 | 1 | 1,1 | |
4. Задание «Самый внимательный».
От каждой команды участвует один человек. Соревнуясь в паре с соперниками, они по таблицам считают от 1 до 35 (на время). Команда, показавшая лучшее (минимальное) время, получает 4 очка, остальные команды – от 3 до 1 очков.
В это время два человека от команды решают «Неразбериху». За выполненное задание – 13 баллов, скорость выполнения – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 13.
«Неразбериха»
Р | Е | Ш | М | И | Н | О | С | Т | О |
Е | Т | Е | Н | И | У | С | Т | А | К |
О | Р | Е | Ф | Е | У | Л | А | Р | А |
П | А | М | О | Р | М | Д | Я | Р | З |
Р | Д | Р | О | Б | Ц | Е | И | Н | Е |
И | М | Н | Ь | Ь | И | Ф | Р | Ь | Л |
Р | Е | Е | З | А | Ч | А | А | Л | Е |
К | О | Р | А | Д | М | О | Д | У | Д |
(Деление, дробь, задача, корень, минус, модуль, остаток, пример, разряд, решение, теорема, формула, цифра. Всего 13 слов.)
5. Задание «Расшифруй»
Каждой команде необходимо с помощью рисунка расшифровать изречение Галилея. (Для всех команд одинаковые задания). <Приложение 1>
Ответ: ЯЗЫК ПРИРОДЫ ЕСТЬ ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ.
Команда, первая выполнившая задание, получает 10 баллов, за 2-е место – 8 баллов, за 3-е – 6 баллов, за 4-е – 4 балла.
6. Задание «Математический алфавит».
Каждая команда отвечает на вопросы ведущего, называя слова на одну букву, которая достаётся команде по жребию. За выполненное задание – 6 баллов.
Вопросы первой команде: слова на букву К.
- Геометрическая фигура, четырехугольник. (квадрат)
- 1000м – это (километр)
- Число, которое делится на а без остатка. (кратное)
- Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле S = πR2 . (круг)
- Число, определяющее положение точки на прямой.(координата)
- Есть у растения и уравнения. (корень)
Вопросы второй команде: слова на букву Д.
- Арифметическое действие. (деление)
- Число, на которое делят. (делитель)
- Он есть у окружности. (диаметр)
- Она живет в двухэтажном доме. Бывает правильной и неправильной. (дробь)
- Они бывают обыкновенными и … (десятичными)
- Ее можно измерить с помощью линейки у отрезка. (длина)
Вопросы третьей команде: слова на букву Р.
- Он есть у окружности . (радиус)
- Если вместо переменной подставить корень, то получится верное … (равенство)
- Результат вычитания есть… (разность)
- Есть цифры … (римские)
- Любое число можно разложить на … (разряды)
- Есть закон … (распределительный)
Вопросы четвертой команде: слова на букву П.
- Сумма длин сторон. (периметр)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (правильная)
- Результат умножения. (произведение)
- Четырёхугольник, у которого все углы прямые. (прямоугольник)
- Произведение длины и ширины прямоугольника. (площадь)
- Число, которое имеет ровно два делителя. (простое число)
7. Задание «Математические человечки».
Каждой команде предлагается нарисовать «человечка», используя три геометрические фигуры – треугольник, окружность, прямоугольник.
Жюри, оценивая работы, делает расшифровку по количеству:
- треугольник - ум;
- окружность – доброта;
- прямоугольник – интеллигентность.
Пока жюри подводит итоги конкурсов, все участники выполняют оригами: модели «собачка» или «кошечка», с помощью которых проводится рефлексия урока: учащиеся, родители и гости пишут свои мнения об уроке, свои пожелания, дети выставляют себе и учителю отметку.