Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-го класса и их родителей по теме "Математический калейдоскоп"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель: создание атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности по развитию творческих и познавательных способностей.

Задачи:

  • расширять знания учащихся и их родителей;
  • развивать познавательный интерес, интеллект;
  • формировать дружеские отношения, навыки группового сотрудничества;
  • развивать вычислительные навыки и логическое мышление учащихся и родителей.

Оборудование: на доске написан эпиграф к игре, приготовлены конверты с заданиями для 4-х команд.

Участники: учащиеся 5-го класса и их родители (3 команды детей и 1 команда родителей).

Состав команды: 6-7 человек.

Состав жюри (эксперты): учащиеся 11-го класса.

Ход урока

«Знания – дети удивления и любопытства»
Луи де Бройль

«Изучайте математику! Если будете знать математику, будете знать всё!»
А.Крылов

Приветствие команд-участниц:

Играть не вредно – вредно не играть!
Творить не вредно – вредно не творить!
Мечтать не вредно – вредно не мечтать!
А самое главное – удачи и радости вам пожелать!

В ходе урока всем командам предстоит пройти несколько испытаний как математических, так и общих интеллектуальных.

1. Задание «Выбери название».

Каждая команда выбирает у ведущего конверт с уже приготовленным названием – «Круг», «Радиус», «Луч», «Дроби».

Задача участников – в течение 3-4 минут расшифровать и представить девиз своей команды, т.е. на каждую букву подобрать слово, характеризующее команду.

«ДРОБИ»

«Д» - добрые (доброжелательные, деловые)
«Р» - радостные (радушные)
«О» - отличные (обыкновенные, особенные, оригинальные)
«Б» - бравые (бодрые, быстрые, бойкие)
«И» - инициативные (ищущие)

«РАДИУС»

«Р» - радостные (радушные)
«А» - активные
«Д» - добрые (доброжелательные, деловые)
«И» - инициативные (ищущие)
«У»- умные (учёные, успешные)
«С» - способные (смышленые, спокойные)

«КРУГ»

«К» - коммуникабельные (крутые, красивые)
«Р» - радостные (радушные)
«У» - умные (учёные, успешные)
«Г» - гордые

«ЛУЧ»

«Л» - любознательные (любопытные)
«У» - умные (учёные, успешные)
«Ч» - человечные (чуткие, чудесные)

 

2. «Разминка».

Каждой команде предлагается 15 вопросов. Каждый правильный ответ приносит 1 очко.

Вопросы первой команде.

  1. Одна сотая часть метра. (1 см)
  2. Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)
  3. Чему равен периметр квадрата, если его сторона равна 4см? (16 см)
  4. х/5 является правильной дробью, если х = (1, 2, 3, 4)
  5. Сколько Козлят было у многодетной мамы? (7)
  6. Результат сложения. (сумма)
  7. Как найти делимое? (делитель умножить на частное)
  8. Третий месяц летних каникул. (август)
  9. 1,4кг= … г (1400г)
  10. Формула пути. ( S=V· t)
  11. Какой знак поставить в выражении 7/3 и 100/100 (больше)
  12. Сложить дроби с одинаковыми знаменателями – это значит (сложить их числители, а знаменатель оставить прежним)
  13. Наименьшее двузначное число. (10)
  14. 8/17 + 9/17 = (17/17=1)
  15. Сумма всех сторон – это (периметр)

Вопросы второй команде.

  1. Одна тысячная доля килограмма. (1 грамм)
  2. В каких единицах измеряется угол? (в градусах)
  3. Натуральные числа – это … (числа, возникшие в процессе счета)
  4. 1,2 м - …см (120см)
  5. а * 0 = (0)
  6. Какая дробь называется правильной? (числитель меньше знаменателя)
  7. Формула площади прямоугольника. (а·в)
  8. Какой знак надо поставить в выражении 7/9 и 5/4? (меньше)
  9. Что найдем, если 56:8? (7, частное)
  10. Чтобы найти неизвестный множитель, надо… (произведение разделить на известный множитель)
  11. Наибольшее двузначное число. (99)
  12. На какое число нельзя делить? (0)
  13. В дуршлаге вмещается одна бочка воды. Как это возможно? (в дуршлаге дырки)
  14. Первый месяц зимы. ( декабрь)
  15. Как называется результат умножения? (произведение)

Вопросы третьей команде.

  1. Одна сотая часть дециметра. (1мм)
  2. Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
  3. Какое расстояние пройдет пешеход за 2 часа, если его скорость 5 км/ч? (10 км)
  4. 7/у – неправильная дробь, если у= (1, 2, 3, 4, 5, 6)
  5. Сколько раз в году всходит солнце? (365)
  6. Как найти неизвестное уменьшаемое? (разность прибавить вычитаемое)
  7. На какое наименьшее число делится любое число без остатка? (1)
  8. Очень плохая оценка. (1)
  9. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (правильная )
  10. Четырехугольник, у которого прямые углы.  (прямоугольник )
  11. Формула площади прямоугольника.  (а·в)
  12. Какая дробь меньше 1. (правильная)
  13. а – а?  (0)
  14. Самая большая цифра.  (9)
  15. Записная книжка ученика (дневник)

Вопросы для четвертой команды.

  1. Одна тысячная часть километра.  (1м)
  2. Как называется прибор для построения окружности? (циркуль)
  3. Сколько м пройдет мальчик за 5 шагов, если длина его шага равна 40 см?  (2м)
  4. Соперник нолика.  (крестик)
  5. Результат вычитания. (разность)
  6. Как найти неизвестное слагаемое? (из суммы вычесть известное слагаемое)
  7. Последний месяц осени. (ноябрь)
  8. Какая дробь называется десятичной? (дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д.)
  9. Самая маленькая цифра. (0)
  10. Что тяжелее 1кг меди или 1кг бумаги? (одинаково)
  11. Какая дробь больше 1? (неправильная)
  12. Основной документ учителя.   (журнал)
  13. 12х = 48, х =   (4)
  14. Какой поставить знак в выражении 2/2 и 200/200? (равно)
  15. Наименьшее трехзначное число.  (100)

3. Задание «Вычисли автора».              

Каждая команда получает карточку с высказываниями учёных-математиков и заданиями, решив которые угадывает автора высказывания. Девиз этого конкурса: «Учиться нелёгко, но интересно».

Задания 1-й команде.

«Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Чьи это слова?

 1   МЕ 
2 Й
3 КО Решить уравнение
 
4 КИ
5 НС

          17   7,8 
         

Задания 2-й команде.

«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий». Чьи это слова?

 1   ЕВ   
 2 РК
3 МА  Решить уравнение 
 
4 ИЧ
5 УШ

             0,2 
         

Задания 3-й команде.

«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» Чьи это слова?

 1   В   
2 Е
3 Н  Решить уравнение 
 
4 И
5 Н

    0      0,6   25,9 
         

Задания 4-й команде.

«Человек…родился быть господином, повелителем, царём природы, но мудрость, с которой он должен править…, не дана ему от рождения: она приобретается учением». Чьи это слова?

 1  БА
2 ИЙ
3  ВСК   Решить уравнение 
 
4 ЛО
5 ЧЕ

 21      9   1   1,1 
         

4. Задание «Самый внимательный».

От каждой команды участвует один человек. Соревнуясь в паре с соперниками, они по таблицам считают от 1 до 35 (на время). Команда, показавшая лучшее (минимальное) время, получает 4 очка, остальные команды – от 3 до 1 очков.

В это время два человека от команды решают «Неразбериху». За выполненное задание – 13 баллов, скорость выполнения – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 13.

«Неразбериха»

 Р  Е  Ш  М  И  Н  О  С  Т  О
 Е  Т  Е  Н  И  У  С  Т  А  К
 О  Р  Е  Ф  Е  У  Л  А  Р  А
 П  А  М  О  Р  М  Д  Я  Р  З
 Р  Д  Р  О  Б  Ц  Е  И  Н  Е
 И  М  Н  Ь  Ь  И  Ф  Р  Ь  Л
 Р  Е  Е  З  А  Ч  А  А  Л  Е
 К  О  Р  А  Д  М  О  Д  У  Д

(Деление, дробь, задача, корень, минус, модуль, остаток, пример, разряд, решение, теорема, формула, цифра. Всего 13 слов.)

5. Задание «Расшифруй»

Каждой команде необходимо с помощью рисунка расшифровать изречение Галилея. (Для всех команд одинаковые задания). <Приложение 1>

Ответ: ЯЗЫК ПРИРОДЫ ЕСТЬ ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ.

Команда, первая выполнившая задание, получает 10 баллов, за 2-е место – 8 баллов, за 3-е – 6 баллов, за 4-е – 4 балла.

6. Задание «Математический алфавит».

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего, называя слова на одну букву, которая достаётся команде по жребию. За выполненное задание – 6 баллов.

Вопросы первой команде: слова на букву К.

  1. Геометрическая фигура, четырехугольник. (квадрат)
  2. 1000м – это  (километр)
  3. Число, которое делится на а без остатка.    (кратное)
  4. Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле S = πR2 . (круг)
  5. Число, определяющее положение точки на прямой.(координата)
  6. Есть у растения и уравнения.  (корень)

Вопросы второй команде: слова на букву Д.

  1. Арифметическое действие.  (деление)
  2. Число, на которое делят.  (делитель)
  3. Он есть у окружности.   (диаметр)
  4. Она живет в двухэтажном доме. Бывает правильной и неправильной. (дробь)
  5. Они бывают обыкновенными и …    (десятичными)
  6. Ее можно измерить с помощью линейки у отрезка.  (длина)

Вопросы третьей команде: слова на букву Р.

  1. Он есть у окружности .  (радиус)
  2. Если вместо переменной подставить корень, то получится верное … (равенство)
  3. Результат вычитания есть…    (разность)
  4. Есть цифры …     (римские)
  5. Любое число можно разложить на …  (разряды)
  6. Есть закон …   (распределительный)

Вопросы четвертой команде: слова на букву П.

  1. Сумма длин сторон. (периметр)
  2. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (правильная)
  3. Результат умножения.  (произведение)
  4. Четырёхугольник, у которого все углы прямые. (прямоугольник)
  5. Произведение длины и ширины прямоугольника.   (площадь)
  6. Число, которое имеет ровно два делителя.   (простое число)

7. Задание «Математические человечки».

Каждой команде предлагается нарисовать «человечка», используя три геометрические фигуры – треугольник, окружность, прямоугольник.

Жюри, оценивая работы, делает расшифровку по количеству:

  • треугольник - ум;
  • окружность – доброта;
  • прямоугольник – интеллигентность.

Пока жюри подводит итоги конкурсов, все участники выполняют оригами: модели «собачка» или «кошечка», с помощью которых проводится рефлексия урока: учащиеся, родители и гости пишут свои мнения об уроке, свои пожелания, дети выставляют себе и учителю отметку.

Подведение итогов урока.

Награждение победителей.