Урок русского языка "Состав слова. Приставка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: выявить и обосновать признаки приставки как части слова, систематизировать эти признаки. Продолжить формирование коммуникативной, когнитивной компетенций.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Стадия вызова.

1.

Как-то много лет назад.
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)
- Почему слова сравнивают с деревьями?
- Какие плоды принесло это дерево? (родственные слова)

- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь.

На доске появляются слова, которые называют дети:

  • Сад;
  • Рассада;
  • Посадка;
  • Садовод;
  • Садовник.

2. Работа в группах.

Дети объединяются в группы по 4-5 человек.

– У вас на столах листы с данными словами. Проанализируйте эти слова по плану, который вы видите на доске.

План работы.

  • Определить корень;
  • Выделить окончание (если есть);
  • Выделить суффикс (если есть);
  • Доказать, что слова родственные;
  • Назвать еще одно-два родственных слова к данной группе.

Проверка групповой работы.

III. Стадия осмысления.

- Все ли слова разобраны по составу полностью?
- Назовите слова, которые остались (“рассада”, “посадки”).
- Запишите эти два слова в тетрадь.
- Значит, не все мы знаем о составе слова, если не смогли сделать разбор этих слов.
- Давайте вспомним, что мы знаем о составе слова.

(Появляется слайд на интерактивной доске. Дети дают характеристику каждого понятия).

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

Состав слова:

Корень Суффикс Окончание ?

Постановка учебной задачи.

- Что бы вы хотели узнать о новой части слова?

Дети высказывают свое мнение. Учитель на интерактивной доске открывает слайд с задачей урока.

ХОТИМ УЗНАТЬ О НОВОЙ ЧАСТИ СЛОВА

  • Как называется;
  • Как обозначается;
  • Где расположена;
  • Для чего служит.

- На эти вопросы вы попытаетесь найти ответы на уроке.
- На какой вопрос вы можете ответить сразу? (Где расположена эта часть слова).

Дети объясняют на примере слов “рас-сада” и “по-садки”, где находится новая часть.

Работа в парах.

У детей на столах лежат карточки с частями слов: у, ход, вы, за, о, ход, ход.

- Составьте из данных частей слова (за-ход, у-ход, вы-ход, про-ход).
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?
- Как можно назвать те части слова, которые вы приставляли к корню ХОД?

Дети дают название новой части слова – ПРИСТАВКА.

Поиск неизвестной информации.

- Мы ответили на два вопроса: где находится и как называется новая часть слова.
- Откуда мы можем взять ответы на остальные вопросы? (энциклопедии, словари, учебник)
- Откройте учебник на странице 128. Почитайте информацию по данной теме. Выберите ответы на поставленные вопросы.

Дети находят ответ, зачитывают их вслух.

Обобщение правила.

– Обобщите полученную информацию о новой части слова. Сформулируйте правило о приставке.

Дети формулируют правило. На интерактивной доске появляется слайд.

ПРИСТАВКА

  • Часть слова;
  • Расположена перед корнем;
  • Служит для образования новых слов.

- Вернемся к нашим словам “РАССАДА”, “ПОСАДКИ” и выделим теперь в них приставку.
- Вернемся к началу урока и дополним схему “Состав слова” новой частью.

На интерактивной доске появляется слайд “Состав слова”.

Физминутка.

С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и все настало время
С за – зарядку завершать.

- Назовите, какие приставки помогли сделать физминутку.

IV. Рефлексия.

- Какую задачу ставили перед собой на уроке?
- Что для этого делали? (анализировали, сравнивали, группировали)
- Пришло время проверить ваши знания.

На интерактивной доске появляется тест. Дети выполняют тест на индивидуальных маркерных досках. Далее выполняется проверка теста на интерактивной доске.

V. Итог урока.

Приложение.