Цели и задачи:
- Расширить и углубить знания о памятниках природы как особо охраняемых территориях Акбулакского района.
- Формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы.
- Развивать навыки самостоятельной работы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и оформление:
1. Физическая карта России.
2. Физическая карта Акбулакского района.
3. Красная книга России.
4. Выставка литературы по краеведению:
- “Степь. Многообразие организмов” Акбулак
2004г.
- “География Акбулакского района”
Информационно-справочный материал
5. Фотовыставка “ Памятники природы на малой
Родине”.
6. Краеведческие атласы “Акбулакский район”
Оренбург 2005.
7. Компъютерная презентация “Кужунтайский
сосновый бор”, “Покровские меловые горы”.
Ход
1. Организационный момент.
2. Приветствие.
3. Вступительное слово учителя:
(Объявление темы и цели занятия).
Учитель: Необъятны просторы нашей Родины (показ на карте РФ границ России).На этой обширной земле есть маленький уголок,где каждый из нас родился и живет. Этот уголок - Акбулак…
“Поселок мой на карте не отмеченный, объят кольцом степного ковыля…”- это слова о нашей малой Родине, которые написаны местной поэтэссой Галиной Луньковой.
Акбулак – край редкой красоты, исключительного разнообразия природы. Ковыльная степь, сменяющая редкими лесными колками, песчаные останцы плато и белогогорные меловые ландшафты, урочища с выходами грунтовых вод, где гнездятся водоплавающие птицы, среди которых, и редкие исчезающие виды. Особенно живописен наш край весной, когда цветет тюльпанная степь.
Но, к большому сожалению, эта красота и разнообразие очень уязвимы как перед натиском человека, так и перед самой же природой.
- Ребята, что же повлияло на изменение ландшафтов природы нашего степного края?
Учащиеся: На изменение природы очень повлияла хозяйственная деятельность человека: вырубка лесов, выпас скота, охота, распашка земель, и прочая деятельность, а так же значительно изменили лик нашего края и природные катаклизмы: засуха, суховеи, пыльные бури …
Учитель: Да, сберечь в первозданном виде красоту нашей малой Родины, как и всей планеты, очень сложно, но благодаря деятельности природоохранных организаций, мы еще можем любоваться красотой своей Земли.
- Какие организации, занимающие охраной природы вам известны?
Учащиеся: Заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы.
Учитель: Что называют заповедниками?
Заказниками? Национальными парками? (учащиеся
дают определения данным понятиям).
Учитель: На территории нашего района имеются
уникальные природные объекты, называемые
памятниками природы. (показ объектов на карте
Акбулакского района).
- А что же такое “памятник природы”?
Ученик: Памятники природы – это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты.
4. Самостоятельная работа по карте.
Учитель: -Ребята, пользуясь Картой объектов природного наследия Акбулакского района, на страницах 22-23 краеведческого атласа и представленными на стенде фотоматериалами, выполните следующие задания (Карточки с заданиями лежат на каждом ученическом столе):
Задание 1. Назовите типы памятников природы
Учащиеся:
- Ландшафтно-ботанические.
- Геологические.
- Гидрологические.
- Природно-антропогенные.
Задание 2. Соотнесите типы и относящиеся к ним памятники природы
1-й ученик: К ландшафтно –ботаническим относятся:
Бандитские горы ,Орловская и Юрьевская степь, расположенные на северо-востоке и востоке района; Свечковская степь,Урочища Карагач и Тузкаин,расположенные на юге Акбулакского района; Сагарчинская лесная дача,расположена в пойме реки Илек
2-й ученик: К геологическим природным памятникам относятся:
На севере района: Урочища верховья Карагачки и Мелеуз,гора Базарбай.
На юге: Шкуновский буроугольный обрыв, урочище Кашкантау,гора Корсак-бас.На востоке района: гора Тасоба. В центральной и западной частях: Покровские меловые горы , Мамонтов Яр,Красный Яр.
3-й ученик: К гидрологическим памятникам природы района относятся всего три объекта: родник-исток Карагачки, находящийся на севере района;лиманная запруда Куль в пойме реки Илек,а так же Шаповаловский родник,расположенный на юге Акбулакского района.
4-й ученик: На карте имеются обозначения двух природно-антропогенных памятников: Свечковский пруд в южной части и Кужунтайский сосновый бор, находящийся на правобережье реки Илек.
Учитель: Молодцы, правильно… Всего в Акбулакском районе зарегистрировано 22 объекта природного наследия, из которых один объект-Покровские меловые горы имеет федеральный статус. Более подробное описание природных памятников вы найдете в представленных на выставке книгах о нашем родном крае( представление литературно-краеведческих источников).
5. Описание природных памятников, находящихся на территории муниципального образования “Мичуринский сельский совет”.
Учитель: Наше родное село лежит на фоне белых холмов, сложенных из мела. Меловые горы окружают долину реки Белая с севера и с запада. И нам этот пейзаж довольно привычен. Каждый из нас не однажды взбирался по меловым склонам и бывал на вершинах меловых гор. Но наверняка, не каждый задумывался об уникальности и значимости этого природного объекта. Сегодня на уроке мы еще раз совершим путешествие на Покровские меловые горы, название которым дано по топониму нашего села Покровка. Наши “научные”сотрудники подготовили нам небольшую информацию об этом природном памятнике.
1-й ученик: По праву Покровские меловые горы являются геологической визитной карточкой района. Мел здесь образовался в море мелового периода.У подножий склонов встречаются россыпи “чертовых пальцев”-ростров белемнитов, раковин брахиопод, панцирей морских ежей и др.
2-й ученик: Писчий мел- податливая к размыву порода. Поэтому хороших, естественных выходов ,писчий мел не образует. Разрез толщи мела вскрыт карьером.. Это лучшее месторождение, имеющее федеральное значение. Его площадь-193 га. На территории мелового карьера началось строительство одного из крупнейших в России заводов по производству цемента. Мел так же используется для приготовления извести, в быту, мелом мы ежедневно пишем на школьной доске.
3-й ученик: На меловых горах сохранилась характерная растительность степных кальцефилов. Среди них анабазис меловой, нанофитон ежовый, кермек меловой, василек Маршалла, пупавка Троцкого, льнянка меловая. Многие меловые растения занесены в Красную книгу - меловая ромашка-пупавка Троцкого, катран татарский, льнянка меловая, юринея киргизская..
Учитель: Таким образом, Покровские меловые горы являются не только геолого - геоморфологическим, но и ботаническим феноменом.
К числу достопримечательных природных объектов на территории нашего сельского совета относится и лесокультурный памятник природы-Кужунтайский сосновый бор. “Специалисты-лесоводы”-ребята нашего класса также подготовили информацию об этом уникуме нашего края.
1-й ученик: Кужунтайский сосновый бор расположен вблизи села Кужунтай и является образцом культурных насаждений сосны на песчаных террасах Илекского правобережья. Площадь бора составляет 23 га.
Начало лесокультурных работ относится к 1962 году.
Деревья высажены рядами, расстояния междурядий составляет 3 метра, в рядах- не более метра, что вызывает внутривидовую конкуренцию. Одиночно растущей сосны мало, но встречаются безлесные территории, заполненные степной растительностью.
2-й ученик: Средний возраст сосны-45 лет, в высоту деревья достигают 8-10м,крона высоко насажена, ствол цилиндрической формы на значительно большом протяжении не имеет веток.
Лес зрелый, под пологом деревьев рассыпаны шишки, встречается подрост, т.е.молодое поколение, но оно не многочисленно и высота не превышает одного метра.
3-й ученик: В состав растительного покрова входят кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники, которые образуют живой надпочвенный покров, а так же грибы, бактерии, обитающие в почве. Травянистые растения представлены многочисленными представителями семейства злаковых и сложноцветных - резак обыкновенный, ковыль тырса, типчак, чертополох поникший, так же встречается шалфей лекарственный, полынь сизая.
Растительность распределена неравномерно, что связано с различным уровнем залегания грунтовых вод и деятельностью человека по поддержанию данной экосистемы.
4-й ученик: Кужунтайский сосновый бор подлежит охране. Действует запрет на вырубку сосен. При вырубке соснового бора нарушается подстилка, уничтожается лишайниковый и моховый покров, исчезает грибное царство,а затем происходит изменение состава древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
6. Заключительное слово учителя.
Учитель: Да, ребята, к сожалению, именно воздействие человека может оказать прямое губительное влияние на природный ландшафт. Поэтому необходимо проводить охранные мероприятия по защите растительного покрова и увеличению лесонасаждений.
Ведь ни для кого не секрет, что с каждым годом в результате неразумной деятельности человека природа лишается самого сокровенного - своего наследия.
В нашем районе с целью сохранения и преумножения природных ландшафтов существует и действует экологическая организация-Государственная инспекция по охране окружающей среды.
Мы должны знать, что природное наследие вокруг нас ранимо и беспомощно и поэтому должны постараться сохранить его.
Сегодня мы сделали маленький шаг в знакомство с природными объектами родной Земли, которые требуют бережного отношения и потому и относятся к особо охраняемым природным территориям, а завтра вы встанете в ряды их защитников.
Успехов вам, дорогие ребята!
Спасибо за работу!
7. Домашнее задание:
1. Составить описание природного памятника (по выбору учащегося) по плану:
а) Географическое положение.
б) Тектоника, геология.
в) Почвы.
г) Растительный и животный мир.
д) Мероприятия по охране природы.
2. Выучить названия ООПТ Акбулакского района.