Цели:
- обобщить знания детей по экологии;
- учить детей высказывать свою точку зрения, аргументируя её;
- прививать бережное отношение к природе, ко всему живому;
- воспитывать любовь к природе, правильное поведение на природе.
Материалы: картинки животных, водоёмов, лесов, красная книга Хакасии, магнитофон, мультимедиа, книга жалоб.
Оформление: по всему классу размещены картинки рыб, животных, растений, выставка книг, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Посмотрите в окно и скажите, что относится к живой природе.
2. Беседа по теме урока.
- Ребята, мы весь год наблюдали за природой, ходили на экскурсии. Много говорили про охрану природы. Про многое спорили, смотрели, а теперь давайте вспомним, как нужно беречь природу, охранять её, ведь мы маленькие дети, что мы можем сделать? (выслушиваются ответы детей).
3. Самостоятельная работа.
- Сегодня ребята нам приготовили сообщения о животных и растениях, которые занесены в красную книгу Хакасии (показываю книгу). Как мы уже с вами знаем, в эту книгу занесены все животные и растения, которые находятся на грани вымирания.
1-ый ученик:
- Филин (презентация слайд 1) это крупная сова. Масса его тела 2000-3300 г. Окраска от тёмно-рыжей до золотисто-охристой с резкими продольными пестринами. Глаза красновато-оранжевые. В Хакасии редок, но широко распространён от степного до высокогорного пояса.
2-ой ученик:
- Кувшинка белая (презентация слайд 2) – растение с ползучими по дну водоёма корневищами. Листья длинной 10-30см, округло-сердцевидные. Цветки 8-12см. в диаметре, полуоткрытые, белые. В Хакасии встречаются в районах степной и прилегающих к ним лесной области.
3-ий ученик:
- Волк красный (презентация слайд 3) – внешне представляет нечто “промежуточное” между волком и лисицей. Отличается от волка рыжей окраской и пушистым хвостом; от лисицы - отсутствием чёрного цвета на лапах и ушах. Длина тела – 103см., масса до 17кг. Обитает в верховьях реки Большой Абакан.
- Что нового вы узнали, когда готовили сообщения к уроку? (выслушиваются ответы детей).
4. Постановка проблемы:
- Вот видите, сколько вы теперь знаете, но, тем не менее, ко мне в руки попала книга жалоб, многие жители лесов, водоёмов, лугов и полей жалуются. Давайте с вами разделимся на три подгруппы: “животные”, “рыбы”, “растения” и подумаем, о чем же они могут жаловаться.
Дети, опираясь на учебник и рабочую тетрадь, обсуждают проблему в подгруппах, а затем один представитель от группы выступает.
5. Физ. минутка.
Под музыку “Утро в лесу”, дети садятся или ложатся на ковер – полянка, закрывают глаза. Слушают птичьи голоса, пробуждение природы, лесные звуки, каждый представляет себе свою картину. Затем проводится обсуждение, кто где был, что увидел, что услышал.
6. Игра “Пойми меня”.
- А теперь я приглашаю вас в мир животных. Ко мне подойдут по одному человеку из группы. Я им загадаю животное, которое они будут изображать. Остальные должны отгадать кого изображает ваш одноклассник. (игра проводится 3 раза)
- Ребята, давайте вспомним названия животных, которые обитают в Хакасии и их можно записать с помощью 3 букв (сом, рак, бык, кот, пёс, жук, оса, лещ).
7. Чтение записи учащимися.
На доске:
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину” Михаил Пришвин.
- Давайте прочитаем (чтение детьми). Как вы думаете, что хотел сказать Михаил Пришвин этими словами? (выслушиваются ответы детей)
8. Практическая работа.
-Теперь возьмите в руки карандаши и нарисуйте, какой вы хотите видеть природу (все рисуют по подгруппам: лес, водоём, небо) – выставка картинок.
Найдите в классе тех животных, которых бы вы поселили в свой природный уголок (дети ходят по классу, собирают картинки животных и помещают их на свои картинки)
9. Итог занятия.
Как вы думаете, животным и растениям там хорошо, мы сделали им хорошее предложение? Поэтому давайте переименуем “Книгу жалоб”, в “книгу предложений”.
Ученик читает стихотворение:
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
Используемая литература:
- Виноградова Н.Ф, Окружающий мир: 2 класс Ч. I: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., доработ.- М.: Вентана Граф, 2008. – 192с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
- Виноградова Н.Ф, Окружающий мир: 2 класс Ч. I: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., доработ.- М.: Вентана Граф, 2008. – 64с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
- Коваленко В.И, Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы)/ В.И. Коваленко. – М.: Эксмо, 2007.- 512с. – (Мастер – класс для учителя).
- Красная книга Республики Хакасия: Редкие и исчезающие виды животных/ВВ. Анюшин, И.И. Вишневецкий, А.П. Савченко и др. – Новосибирск: Наука, 2004. – 320с.
- Красная книга Республики Хакасия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов/И.М. Красноборов, Е.С. Анкипович, И.И. Вишневецкий и др. – Новосибирск: Наука, 2002. – 264с.
- Окружающий мир. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой./ Сост. Е.Б. Бугрова. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2008.- 96 с.
Музыку "Утро в лесу" можно получить у автора статьи.