Анализ психолого-педагогической литературы, практики, обучения показывают, что для полноценного развития и обучения детей (4-10 лет)
особое значение имеют специальные развивающие игры.
Игра – мощный фактор развития коммуникативных способностей детей, т.к. именно в игре ребенок учится общению, соблюдать правила, уважать соперника, достойно проигрывать и многому другому. Развивающие игры широко использовались в народной педагогике при естественном общении детей разных возрастов и людей разных поколений. Однако, в современных условиях города и обучения в одновозрастных группах и классах возникает искусственная изоляция детей разных возрастов. Это изоляция приводит к тому, что культура игры забывается. Дети иногда не могут решить казалось бы самых простых задач: кто будет первый ходить? Решить кто же выиграл?
И т.п. В результате дети не умеют общаться, вести честную, справедливую игру, действовать командой, достойно проигрывать, не могут занять свой досуг интересной и полезной игрой, делом. Возникает острая необходимость в специальной организации развивающих игр, направленных как на умственное развитие детей и их творческих способностей, так и на умение организовывать свой досуг и общение с друзьями.
Сейчас игровой опыт не может передаваться без особых специалистов – носителей культуры игры. Деятельностный подход к обучению предполагает новый уровень взаимоотношений учеников и учителя. Специфика игрового обучения предполагает взаимоотношения партнерства, содружества, сотворчества. Учитель не должен “довлеть” над учащимся. Сами условия игры учат детей соблюдать правила игры и контролировать не только свои действия, но и действия партнеров по игре. Роль контроля, коррекции является важнейшим элементом обучения, но, как правило, в условиях классно – урочной системы осуществлять гибкий, постоянный контроль не представляется возможным. Мы же предлагаем систему таких занятий, на которых функцию контроля и самоконтроля берет на себя сама специфика занятий. Преподаватель не должен оценивать успехи учащегося, так как взаимоотношения партнерства не предполагают, что учитель стоит “выше” и может “сверху” оценивать действия учащегося. Решение познавательных задач и победа в игре приносит ребенку радость и чувство удовлетворения.
Таким образом, для ребенка становится важным не только оценка преподавателя, сколько сам процесс познания, мышления. Опыт игрового общения со сверстниками существенно влияет на формирования объективной самооценки ребенка.
Не совсем обычную роль отводят использованию компьютера в начальной школе и детском саду. С введением компьютера в систему обучения (с 1986 г.) в нашей стране стали включаться в учебный процесс и компьютерные игры. В своей работе я ставлю основной целью изучение компьютера, он используется как средство для развития интеллектуальных способностей ребенка. Хотя, при работе с компьютером дети знакомятся с основными устройствами, учатся работать с клавиатурой и мышью, осваивают различные редакторы (текстовый, музыкальный, графический) и т.д. Специально разработанные для дошкольников и младших школьников развивающие компьютерные игры не призваны заменить традиционные игры, они их дополняют и усложняют. Есть хорошее правило: не переносить в компьютерный вариант те игры, которые легко, просто и полезно выполнить без него. Компьютерные игры в младшем дошкольном возрасте не учат детей “мини – информатике” через изучение ими пусть даже самых простых вариантов языка программирования. Они не носят азартно – тренинговый характер, представленный обычно в играх компьютерных центров, различные “стрелялки” и “догонялки”, которые зачастую отрицательно влияют на психическое здоровье ребенка, вызывают агрессию и невроз.
Компьютер в условиях нашего обучения используется как инструмент, как средство для игры, конструирования, художественной деятельности, учебы и д.р. Компьютерные игры выступают как составная часть школьной дидактики.
Компьютерные игры с раннего детства приобщают детей к жизни в информационном обществе, они обогащают деятельность ребенка, позволяют увидеть, то что в жизни трудно уловить (скорость, движение, пространственные изменения, неуловимые природные изменения и д.р.)
Учащиеся начальной школы имеют возможность не только повторить и закрепить пройденный материал по математике, но и найти новое применение своим математическим знаниям.
Занятия с дидактическими играми строятся по единому принципу. Первая и последняя игры на всех занятиях одинаковые: первая игра – парные карточки, последняя – игра Баше. Это правило позволяет провести разминку, настроить детей на занятие, организованно закончить игры, вырабатывает определенный ритм работы.
Все используемые игры проклассифицированы по тематике, по типу развиваемых способностей, по виду внимания, по количеству участников.
Чередование игр происходит по принципу контрастности, по всем типам классификации.
Например: игра парные карточки (открыть две одинаковые цифры) требует от ребенка длительного внимания, развивает память, игра математическая, групповая. Следующая игра должна быть индивидуальной, не требующей длительного внимания и т.д., например игра “Пентамино” - индивидуальная, развивает комбинаторные способности, не требует длительного внимания.
Разумное сочетание традиционных и компьютерных игр позволяет выстроить
особую систему, направленную на поэтапное приобщение детей к творческому поиску, к экспериментированию, и самостоятельному решению умственных задач различными способами и средствами.
Особое внимание мы уделяем развитию мышления ребенка (образного, логического, отвлеченного и эврестического типа).
Таким образом, три составляющие: воспитание через игру; ризвитие интеллектуальных способностей и знакомство с компьютером гармонично дополняют друг друга.