Цели:
- Закрепить знания о местоимениях, подготовить к изучению темы “Глагол”;
- Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их; воспитывать любовь к красоте русского языка.
ХОД УРОКА
1. Минутка чистописания.
Я Яя
2. Повторение ранее изученного.
- К какой части речи относится слово “Я”?
- Что вы знаете о местоимениях?
- Без местоимений наша речь была бы длинной и
нудной. Мы вынуждены были бы повторять одни и те
же существительные и прилагательные, а они, как
правило, длиннее местоимений. Местоимения
создают нам речевое удобство, т.к. экономят время
и пространство. И хотя в местоимениях нет
“перелива красок” как в прилагательных; нет
точных эпитетов, как в существительных,
местоимения играют роль “запасных игроков”,
“дублеров”.
- Докажите, что местоимения занимают в речи
место существительных, прилагательных. (Дети
приводят примеры).
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте,
какие слова подразумеваются под местоимениями
ОНО, ОН, ОНА.
Утром, так заведено – разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придет: тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет долькою лимонной…
Срок прошел – плывет ОНА в пелене тумана,
Круглолица и грустна, будто Несмеяна.
- О каких небесных светилах здесь говорилось? - Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые их заменяли.
(Солнце – оно, месяц – он, Луна – она).
3. Игра на внимание “Четвертое лишнее”.
- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите “4 лишнее”:
- Мы он вы но (союз)
- Они вы я мы (ед.ч.)
- Он ты оно они (2 лицо)
- Он его ему яму (сущ., в.п.)
4. Выборочный слуховой диктант.
- Вы были внимательны, поэтому вам не будет трудно на слух определить количество местоимений в тексте:
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету. (9 местоимений)
- Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:
- Я – им.п., (подл.),
- Ей – д.п.,
- Ко мне – д.п.,
- Он – им.п.,
- Она – им.п.,
- Надо мной – т.п.,
- Около меня – р.п.,
- Их – р.п.
5. Игровое задание “Кроссворд”.
- А сейчас небольшая проверочная работа. Запишите в строчку через запятую следующие местоимения:
1 л., мн.ч., д.п.
1 л., ед.ч., д.п.
3 л., ед.ч., м.р., р.п.
3 л., мн.ч., им.п.
3 л., мн.ч., т.п.
- Если вы все сделали верно, то в моем кроссворде сойдутся все буквы.
- Вспомните, какие местоимения подходят к этим моделям. (Местоимения могут стоять в любом падеже)
6. Корректор.
- У меня на доске записан текст, в котором допущены орфографические и стилистические ошибки. Найдите их:
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.
- А теперь запишите к себе исправленный текст. Слова, в которых были допущены ошибки, подчеркните карандашом.
7. Игра на внимание “Хитрые вопросы”.
- Небольшая игра “Хитрые вопросы”:
- Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)
- Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)
- Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? (оно, тот)
8. Пропедевтика темы “Глагол”.
- Мы заканчиваем с вами изучать “Местоимения” и со следующей недели будем изучать новую часть речи – глагол. Глаголы тесно связаны с местоимениями. И в подтверждение моих слов я предлагаю вам следующее задание. Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями и восстановите их по форме глагола:
Вечером … играем в прятки. (МЫ)
Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА)
Какую задачу … решают? (ОНИ)
Куда … идешь? (ТЫ)
Завтра … пойду в лес. (Я)
- Подчеркните глаголы, с которыми связаны эти
местоимения.
- Как нужно подчеркнуть? (======)
- Почему? (Это сказуемые)
- По местоимению можно определить лицо и число глагола. Например, местоимение МЫ – 1 л., мн.ч., значит, и глагол ИГРАЕМ - 1 л., мн.ч. (надписать). Надпишите над глаголами лицо и число по местоимению, к которому относится глагол. Проверка.
9. Итог урока.
- Расскажите, что вы сегодня узнали на уроке
нового?
- Какие задания показались слишком простыми?
- Какие задания оказались сложными, и их нужно еще
раз объяснить на следующем уроке?
- Дома составьте похожие задания и напишите их на
карточках для самостоятельной работы своим
одноклассникам.
ЛИТЕРАТУРА: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин “Конкурс грамотеев”