Цели:
Образовательная: обобщить имеющиеся знания у учащихся частях речи (имя прилагательное, имя существительное, глагол);
Коррекционная: коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция логического мышления; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания; коррекция недостатков письма и произношения
Воспитательная: воспитывать любознательность, любовь к природе, умение работать в коллективе, воспитание мотивации к учению.
Оснащение: загадки, карточки со словами, елка, елочные шары, картина “Зимние забавы”, перфокарты, деформированные предложения, таблички с частями речи.
I. Орг. Момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация ЗУН.
1) Определение частей речи.
Загадывание загадок и их отгадывание.
Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница каждый предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
(Имя прилагательное)
(После отгадывания вывешивается таблица с наименованием угаданной части речи)
Есть один седой старик,
Превращаться он привык:
В кактус, в бабушку, в конфеты,
В шляпу, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слона, в котлеты…
Словом, в разные предметы.
(Имя существительное)
Что без меня предметы?
Лишь названья!
А я приду, все в действие придет!
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
(Глагол)
- Как называются одним словом? (вывешивается табличка “Части речи”)
2) Оформление тетрадей.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
(Записать: Число. Классная работа. Тема.)
3) Сообщение цели урока.
Закрепим знания о частях речи, научимся их различать и определять в тексте.
III. Систематизация ЗУН.
1) Беседа.
- К какому празднику начали готовиться? (К
новому году)
- Какой главный предмет новогоднего праздника? (Елка)
- Что делают с елкой перед Новым годом? (Украшают)
Выставляется елка.
2) Работа со словом.
Чтобы наша елка была нарядной, нам тоже надо ее украсить. Украсим ее новогодними шарами, но не обычными, а на них написаны слова, которые относятся к изучаемым частям речи.
Задание: прочитать слово, определить к какой части речи относится и повесить на елку.
Слова в шарах: зима, пушистый, ударил, снежная, пришла, мороз, выпал, снег, сильный.
Вывод: К каким частям речи относятся данные слова?
3) Работа с предложением.
Задание: составить предложения из слов на шарах так, чтобы в них были все части речи, о которых мы сегодня говорим на уроке.
Составить предложение, записать его и определить части речи.
Самостоятельно составить предложение, записать в тетрадь и определить части речи
Проверка.
Вывод:
- По каким признакам определили имя
существительное?
- Как быстро в предложении определили глагол?
- Что знаете об имени прилагательном?
4) Работа с картиной.
- Какие зимние забавы детей знаете?
- Вывешивается картина “Зимние забавы детей”.
- Рассматривание картины.
- В какие игры играют дети?
- Составить устно предложения по картине.
5) Гимнастика для глаз.
Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её (линии нарисованы на плакате, линии разного цвета).
6) Работа с деформированными предложениями.
Задание: на доске деформированные предложения, составить из слов предложения, составить рассказ, прочитать его, озаглавить и записать.
Зимние забавы.
Дети мчатся с горы на санках. По скользкому льду скользят фигуристы. Лыжня зовет лыжников в лес. Снеговик радуется зимним забавам детей.
Проверка. Прочитать получившийся рассказ
Вывод:
- Назвать имена существительные. Докажи.
- Назвать несколько слов, обозначающих признаки
предмета. Как они называются?
- Прочитать несколько слов, которые отвечают на
вопросы Что делать? Что сделать? Как они
называются?
7) Работа с перфокартами.
- Вспомним русскую народную сказку о зиме, которую мы недавно прочитали. Как она называется? (“Морозко”)
Задание: дополнить текст именами прилагательными, существительными и глаголами, используя слова для справок.
Послала мачеха девушку в Лес за хворостом. МОРОЗ трещит. Ветер ВОЕТ. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику МОРОЗКО. Он ПОДОШЕЛ к девушке. Она РАССКАЗАЛА ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку СШИТЬ для него рубашку. Всю ночь она ШИЛА ее. Взглянул Морозко на рубашку, ПОХВАЛИЛ девушку. Подарил ей КРАСИВУЮ шубу, повязал УЗОРЧАТЫЙ платок, вывел на дорогу.
1 группа – определить части речи;
2 группа – подчеркнуть имена существительные.
Проверка.
IV. Домашнее задание.
По данной картинке составить 3 предложения, записать и определить части речи.
(Предлагается картинка о зиме)
V. Итог.
- Какие части речи повторили?
- На какие вопросы отвечают имена
существительные?
- Что обозначает глагол?
- Что знаете об имени прилагательном?
Литература:
- “Формирование синтаксического строя речи у умственно отсталых школьников старших классов”. Методические рекомендации. Иркутский институт усовершенствования учителей, Иркутск, 1991г.
- Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи 3 класс, Москва, “Просвещение”, 1974г.
- Федченко А.П., Долгих Л.Ю. Учимся рассуждать. Справочные материалы по русскому языку для специальной коррекционной школы. Методическое пособие. Иркутск, 2002г.
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!, Москва, 1996г.
- Рик Т.Г. Здравствуй, Имя Существительное!, Москва, 1994г.