Дифференциация частей речи в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная: обобщить имеющиеся знания у учащихся частях речи (имя прилагательное, имя существительное, глагол);

Коррекционная: коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция логического мышления; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания; коррекция недостатков письма и произношения

Воспитательная: воспитывать любознательность, любовь к природе, умение работать в коллективе, воспитание мотивации к учению.

Оснащение: загадки, карточки со словами, елка, елочные шары, картина “Зимние забавы”, перфокарты, деформированные предложения, таблички с частями речи.

I. Орг. Момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

II. Актуализация ЗУН.

1) Определение частей речи.

Загадывание загадок и их отгадывание.

Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница каждый предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

(Имя прилагательное)

(После отгадывания вывешивается таблица с наименованием угаданной части речи)

Есть один седой старик,
Превращаться он привык:
В кактус, в бабушку, в конфеты,
В шляпу, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слона, в котлеты…
Словом, в разные предметы.

(Имя существительное)

Что без меня предметы?
Лишь названья!
А я приду, все в действие придет!
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

(Глагол)

- Как называются одним словом? (вывешивается табличка “Части речи”)

2) Оформление тетрадей.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

(Записать: Число. Классная работа. Тема.)

3) Сообщение цели урока.

Закрепим знания о частях речи, научимся их различать и определять в тексте.

III. Систематизация ЗУН.

1) Беседа.

- К какому празднику начали готовиться? (К новому году)
- Какой главный предмет новогоднего праздника? (Елка)
- Что делают с елкой перед Новым годом? (Украшают)

Выставляется елка.

2) Работа со словом.

Чтобы наша елка была нарядной, нам тоже надо ее украсить. Украсим ее новогодними шарами, но не обычными, а на них написаны слова, которые относятся к изучаемым частям речи.

Задание: прочитать слово, определить к какой части речи относится и повесить на елку.

Слова в шарах: зима, пушистый, ударил, снежная, пришла, мороз, выпал, снег, сильный.

Вывод: К каким частям речи относятся данные слова?

3) Работа с предложением.

Задание: составить предложения из слов на шарах так, чтобы в них были все части речи, о которых мы сегодня говорим на уроке.

Составить предложение, записать его и определить части речи.

Самостоятельно составить предложение, записать в тетрадь и определить части речи

Проверка.

Вывод:

- По каким признакам определили имя существительное?
- Как быстро в предложении определили глагол?
- Что знаете об имени прилагательном?

4) Работа с картиной.

- Какие зимние забавы детей знаете?
- Вывешивается картина “Зимние забавы детей”.
- Рассматривание картины.
- В какие игры играют дети?
- Составить устно предложения по картине.

5) Гимнастика для глаз.

Задание: выбрать любую понравившуюся линию и проследить глазами её (линии нарисованы на плакате, линии разного цвета).

6) Работа с деформированными предложениями.

Задание: на доске деформированные предложения, составить из слов предложения, составить рассказ, прочитать его, озаглавить и записать.

Зимние забавы.

Дети мчатся с горы на санках. По скользкому льду скользят фигуристы. Лыжня зовет лыжников в лес. Снеговик радуется зимним забавам детей.

Проверка. Прочитать получившийся рассказ

Вывод:

- Назвать имена существительные. Докажи.
- Назвать несколько слов, обозначающих признаки предмета. Как они называются?
- Прочитать несколько слов, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Как они называются?

7) Работа с перфокартами.

- Вспомним русскую народную сказку о зиме, которую мы недавно прочитали. Как она называется? (“Морозко”)

Задание: дополнить текст именами прилагательными, существительными и глаголами, используя слова для справок.

Послала мачеха девушку в Лес за хворостом. МОРОЗ трещит. Ветер ВОЕТ. Остановилась девушка под высокой елью. Вдруг послышался шум и треск. Это пролетел по ельнику МОРОЗКО. Он ПОДОШЕЛ к девушке. Она РАССКАЗАЛА ему, кто послал ее в лес. Морозко попросил девушку СШИТЬ для него рубашку. Всю ночь она ШИЛА ее. Взглянул Морозко на рубашку, ПОХВАЛИЛ девушку. Подарил ей КРАСИВУЮ шубу, повязал УЗОРЧАТЫЙ платок, вывел на дорогу.

1 группа – определить части речи;
2 группа – подчеркнуть имена существительные.

Проверка.

IV. Домашнее задание.

По данной картинке составить 3 предложения, записать и определить части речи.

(Предлагается картинка о зиме)

V. Итог.

- Какие части речи повторили?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Что обозначает глагол?
- Что знаете об имени прилагательном?

Литература:

  1. “Формирование синтаксического строя речи у умственно отсталых школьников старших классов”. Методические рекомендации. Иркутский институт усовершенствования учителей, Иркутск, 1991г.
  2. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи 3 класс, Москва, “Просвещение”, 1974г.
  3. Федченко А.П., Долгих Л.Ю. Учимся рассуждать. Справочные материалы по русскому языку для специальной коррекционной школы. Методическое пособие. Иркутск, 2002г.
  4. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!, Москва, 1996г.
  5. Рик Т.Г. Здравствуй, Имя Существительное!, Москва, 1994г.