- Обсуждение итогов I полугодия (количество
хорошистов, неуспевающих, с 1 тройкой,
проблемы посещаемости уроков, элективных
курсов, дополнительных занятий,
субботних занятий и классных часов,
поведения в школе, работы актива класса,
участие в классных и школьных
мероприятиях, ведение портфолио и т. д.):
-
- предложения и замечания родителе и детей;
-
- выступление учителей-предметников.
-
- Общее обсуждение проблем, связанных с воспитанием (после деления всех присутствующих на три произвольные группы).
- Чтение и обсуждение записанного на доске высказывания С. Соловейчика из книги «Педагогика для всех»:
Всё наше счастье и несчастье – в детях.
- Обсуждение цитат в группах. Каждой группе раздаются разные по смыслу высказывания о воспитании:
«Воспитание может всё». (Гельвеций)
«От всякого воспитания, мой друг, спасайся на всех парусах». (Л. Н. Толстой)
«Воспитание может сделать многое, но не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди». (В. Г. Белинский)
- С тем, что на доске написано, вы, наверняка, все согласны. А что вы думаете по поводу мыслей, которые процитированы на листочках. Высказывания разные, и мнения в группах могут быть разными. Сформулируйте своё общее отношение, учтя и то, что вы принимаете, и то, с чем вы не согласны и вообще принять не можете. Даётся одна минута на обсуждение в группах и подготовку ответов.
- Перемешивание групп: из каждой группы в рядом сидящую переходят по два человека: самый активный и самый пассивный.
- Обсуждение в группах ситуаций «Отношение родителей и детей» (ситуации до собрания формулируют сами ребята, не зная, что эти ситуации будут обсуждаться с родителями; ребята на листочках записывали то, что их в отношениях с родителями больше всего волнует и что они не могут вместе с родителями разрешить, фамилии не указывались). Вначале вытягивается листок с одной проблемой, каждая группа обсуждает, высказывает своё мнение, происходит обмен мнениями между группами, вытягиваются и обсуждаются другие листочки с проблемами.
«Что мне делать с младшей сестрой, если мы вдвоём дома и она сильно балуется. Помогите мне, пожалуйста, в решении этой проблемы».
«Родители иногда не доверяют, могут обвинить в том, чем я не занимаюсь. Как полностью войти в доверие, наладить доверительные отношения с родителями?»
Родители не дают денег на карманные расходы. Как поступать в таких ситуациях?»
«Родители не всегда понимают меня. Как быть?»
«Можно ли все волнующие меня вопросы обсуждать с родителями?»
Как убедить маму пускать меня гулять на улицу до 24 часов? Мне обидно, что все гуляют, а я сижу дома».
«Почему когда папы нет дома или он уезжает, мама относится ко мне совсем по-другому, у нас возникают конфликты, хотя чаще мы относимся друг к другу как подруги, а не как мать с дочерью?».
«Когда возникает конфликт с родителями, что делать?»
«Родители требуют, чтобы я училась ещё лучше. Но я итак хорошо учусь, у меня на большее не хватает времени. Как быть в этой ситуации?»
«Родители редко пускают на улицу (1 раз в неделю). Помогите разрешить эту проблему».
«Родители не разрешают долго говорить по сотовому телефону. Как быть?»
«Когда с родителями ругаешься, куда можно уйти, чтобы не слышать оскорблений? Они никуда не отпускают, пока не выскажут своего мнения».
- Вопросы для блиц-опроса всех присутствующих (моментальные ответы):
- Почему мне родители не дают машину?
- Я не хочу идти на родительское собрание. Что делать?
- У меня нет компьютера. Когда он будет?
- Родители заявляют, что никогда не пойдут на родительское собрание. Стоит ли этому радоваться или в случае, когда они будут меня ругать, указать на то, что они сами не выполняют своих родительских обязанностей?
- Родители против того, чтобы я стильно одевался, пытаются переубеждать меня. Как поступить?
- Как помочь ребёнку бороться со своими комплексами?
- Как быть, если ребёнок начал курить, пробует выпивать, употребляет наркотики?
- Меня не любит отец. Помогите мне.
Ребёнку 15 лет, родители вдруг обнаружили, что у них кардинально разные взгляды на воспитание. Что делать? Разводиться?
- Может ли быть спокоен ребёнок, чьи родители никогда не появляются в школе, и дома не интересуются его школьными делами?
- Приходилось ли спорить родителям с детьми, зная, что они сами не правы?
- Родителям предоставляется возможность самим задать вопросы о наболевшем для общего рассуждения.
- Подведение итога совместной дискуссии: каждый коротко говорит о том, чем подобное обсуждение было для него полезно.
- Подведение итогов: в каждой группе необходимо сделать друг другу комплименты. Для этого каждый пишет на верхней строке листа своё имя и передаёт соседу. Сосед пишет на самой нижней строке листа комплимент тому, чьё имя указано, потом заворачивает листок так, чтобы закрыть свою запись, и передаёт другому. Пишут до тех пор, пока листок не вернётся к своему хозяину.
На отдельных листочках родители и дети пишут названия тем, которым они бы хотели посвятить следующие общие собрания.