"Край мой родной, опалённый огнём войны" Курской битве посвящается

Разделы: Внеклассная работа


И края в мире нет дороже,
Где довелось родиться нам!
Влад Михалев.

Проблема интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, его психолого-педагогической диагностики, в современных условиях становится особо актуальной. C чего начинается обучение и воспитание младшего школьника? Воспитание начинается с традиций, семейных ценностей. Обучение и воспитание младшего школьника на этнокультурном материале позволяет раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства страны, общества, раскрыть значимость смысла жизни для самореализации, саморазвития, самовоспитания человечка, как личности. С мышления начинается поиск ответов, обсуждения, исследования. Сократ говорил, что удивление-первый шаг к мышлению.

Великий педагог Сухомлинский говорил: « Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужна для того, что бы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма».

В народе есть пословица: « Учись добру, плохое на ум не придет». Она помогает построить ориентиры на полноценное формирование личности. В нынешних условиях образование должно быть той сферой духовной жизни общества, где от поколения к поколению передаются социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю свою долгую историю развития. Наш край принадлежит к числу тех регионов России, где народные традиции сохранились в их самобытной форме. Своеобразие народной культуре придавали процессы, происходившие на территории области в течение последних столетий. Соседство с украинским народом способствовало формированию среди наследия двух основных диалектов: русского и украинского. Владимир Федоров говорил: «Село наше просторное. Другого такого нет на свете. На одном конце называют его Чистый Колодезь, а на другом Чистая Криница. На одном растут ветлы, а на другом – вербы. На одном сельчане поют «Ревела буря», а на другом –«Реве та стогне». А вот хаты и там и тут белые-белые. Весной кажется, что расторопные хозяйки, стараясь одна перед другой, побелили не только свои хаты, но и вишневые сады, и даже бугры вокруг села. А мелу и травы для щеток у нас хватает на всю Россию и Украину….

Белгородчина! Когда в России петух поет, на Украине слышно…»

Вот почему так важно учителю подметить особенности русской речи, которая, безусловно, вобрала в себя украинизмы, специфический южный говор, и обратить на это внимание учащихся.

С самого раннего возраста мы знакомим малышей с устным народным творчеством, приобщаем к стишкам, песням, народным игрушкам. Каждый шаг ребенка сопровождается словами песенок, потешек, пословиц. «Водичка, водичка, умой мое личико…», « Баю - баюшки –баю» напевает мама ребенку. Сочетает в себе ласковое слово, напевность, теплоту, заботу и отношение к своему народу, его языку, обществу.

В различных формах устное и народное творчество сопровождало человека в течение всей жизни. Его роль для формирования особенно важна в детском возрасте, поскольку именно детские впечатления являются самыми сильными и значимыми. Каждый период детства сопровождается особым видом фольклора, соответствует уровню развития, то есть, наступает момент и ребенка не интересуют колыбельные песни, мои учащиеся с большим удовольствием пели в фольклорном ансамбле, играют в народные игры, ставят спектакли, готовят мероприятия-праздники.

Взрослым, имеющим дело с детьми, необходимо знать детские традиции, которые передаются из поколения в поколение.

К детским традициям мы относим игры, развлечения, шутки, шалости, детский фольклор. Есть и микрожанры: считалочки, дразнилки, страшилки, отговорки., игровые припевки, породи. Знакомство с детским фольклором дает возможность взрослым ближе понять ребенка, его проблемы, учит бережнее относиться к личности маленького школьника.

Детям фольклор нужен не как развлечение, а как способ узнать побольше нового и является средством социальной адаптации. Это возможность выхода в пределы запрещенного, это речевой рейтинг, развитие словотворчества.

Именно родная речь, родное слово являются важнейшим путем передачи духовного наследия из поколения в поколение. Поэты - белгородцы в своих произведениях прославляют родную землю, её просторы, её синь, её березы, её откосы меловые.

Белогорье…
Поле отчее.
По - над лугом белый дым,
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым…
Вл. Молчанов.

А за ней другая
И еще, и еще…
Спит земля родная
Под ночным плащем.
К. Мамонтов.

Часто звучат на уроках стихи Владимира Молчанова, Светланы Пашковой, Константина Мамонтова… Слушая их дети сами пытаются создать что то своё, пусть наивное, но трогательное по сути поэтическое произведение.

Засветило солнышко
Прямо к нам в окошко.
Заиграло солнышко « зайчиком»,
Словно мышка с кошкой.
Юлия Кулясова.

Какая красота вокруг!
А золоченый лес - мой лучший друг.
Пойду туда и отдохну душой:
Он сказочно красивый и родной.
Елена Лазарева.

В фольклоре любой местности можно найти много общего, особенно в использовании изобразительных средств. Характерная черта фольклорных произведений, особенно лирических, -это наличие постоянных эпитетов: Например, « Красная девица», « Родимый батюшка», « Зеленый сад» уже давно закрепились в лирических песнях. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей. Наряду со старшими школьниками, младшим не менее важно готовить и проводить такого рода работу. Педагоги знакомят детей с временными традициями, с историей народных и православных праздников, культурой их проведения, содержанием. Вовлекая ребенка в подготовку, изготовление костюмов, игрушек, заучивание , мы обеспечиваем маленькой личности опору на бытие, наследие, на впитывание традиций и нравов. В настоящее время основной проблемой является нравственное возрождение нации, возращение памяти к прошлому, к духовному началу. Сокровищницей духовности называют русскую классическую литературу, потому, что в основе её лежала библейская мысль. Однако, такие произведения не изучались в школе и по – прежнему остаются неизвестны молодому поколению. Поэты словом подчеркивали индивидуальность каждого православного праздника, его нравственно-этическое значение. Один из замечательных праздников - Рождество Христово. Всю ночь идет Богослужение. На Руси христиане приурочивали добрые дела, благотворительную помощь сиротам, больным, старым, украшали в домах, на площадях елочки, вспоминали библейскую истроию появления на свет младенца.

Владимир Соловьев. Ночь на Рождество.

Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанными ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Недаром в свет людей явился БОГ,
К земле недаром Небо преклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового,
Источник истины живет, не заглушен,
И над руинами позора векового,
Глагол её звучит как похоронный звон….

Духовно нравственное воспитание бесконечно связанно с патриотическим , эстетическим с художественно – музейным образованием. Поэтому содержание педагогического воздействия на личность определяется степенью его приобщенности к национальному культурному наследию, частью которого является региональное художественное наследие. В нем особое место занимают этнологические памятники, музейные ценности Белгородской области. Традиционная народная одежда, предметы быта широко представлены в экспозиции Белгородского государственного музея народной культуры, муниципальных музеев, в школьных мини-музеев. Вхождение в мир русских региональных обрядовых традиций может осуществляться на основе « прочтения» символики, которая нашла отражение в символах герба, флага района и области. Помня об этом как о главном, в процессе формирования личности ребенка на этнопедагогическом материале следует окружить ребенка образами самобытной культуры Белгородского края, обращать его внимание на красоту родной природы, произведения рук человечества, слушать народную музыку, читать об удивительных людях, об истории родного края, знакомить с устным народным творчеством, создавать образ национальной культуры Белгородчины. И предоставлять детям возможность выражать в разнообразной деятельности свои впечатления, чувства, мысли. При этом следует всегда быть с ребенком: учить и помогать, осуществлять вместе поставленные задачи, с учетом его возрастных особенностей. Этот процесс должен быть неразрывным с семьей, неразрывным с окружающим миром и непрерывным. Этот процесс должен способствовать формированию ценностного отношения к прошлому. К культурному наследию, предоставляя подрастающему поколению образцы, идеалы, с целью ориентирования в современном мире, определения личностно-духовных ориентированных приоритетов. Сущность этнокультурного воспитания заключается в сохранении, формировании и развитии этнической самобытности личности, её культуры, самосознания, на основе преемственности поколений с учетом современных изменяющихся условий. Наши дети - наследие отцов и дедов. Наследие эпохи…

Библиографический список

  1. А.А Басаргина «Белгородский государственный музей народной культуры» 2006
  2. Н.О. Андросова, А.А. Басаргина « мир традиций» 2007
  3. А.А. Басаргина, Е.А. Игнатова « Традиции собирателей продолжая» 2006 год
  4. А.А. Басаргина, Н.И. Шатерникова. «Сохранение нематериального культурного наследия: проблемы и опыт» 2006

Классный час «Прелесть русского фольклора»

Цель:

  • Обогатить речь ребенка новыми выражениями, пословицами.

  • Учить употреблять выражения в различных речевых ситуациях; развивать эмоции учащихся, прививать навыки культурного поведения; воспитывать чувство товарищества; любовь к труду, к своему народу.

Оборудование:

  • Выставка книг «Русские народные сказки», « Пословицы и поговорки»
  • 2. Предметы быта: рушники, корзинки, вышитые наволочки, посуда деревянная, лапти, прялки…
  • Музыкальное оформление: диск В.Шаинский «Улыбка».
  • Плакаты с цитатами русских писателей:
    • А.С.Пушкин «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото!»

    • Л.Н. Толстой «Вот как просто сочиняют наши мужики. Все просто, слов мало, а чувств много»

  • Репродукции Васнецова.

Действующие лица:

  • учитель,

  • народный ансамбль(учащиеся класса),

  • Чтец отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»,

  • Дед и баба из сказки «курочка Ряба»

Звучит мелодия Шаинского «Улыбка» Дети под звуки музыки входят в класс, улыбаясь гостям, родителям…

Учитель: Дорогие ребята, предметом нашей беседы будет русский фольклор, его виды. Разумеется, мы едва ли сможем разобрать все виды, но у многих может возникнуть желание самостоятельно узнать побольше об удивительном виде и прекрасном творческом жанре…

-Скажите, ребята, а какие жанры фольклора вы знаете?

Дети: былины. Пословицы, поговорки, загадки, шутки, были, игры. Песни, обряды, сказки, героические эпизодические рассказы, легенды, мифы, колыбельные.

Учитель: предлагаю послушать вам старинную колыбельную песенку.

Исполняют участники народного ансамбля школы.

Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок:
Чем люлечку качать подцепить
Да Ванюшу положить.
Ваня будет спать,
Котик Ванечку качать.
А котик его качать
Да сереньким величать

Пошел котик во Торжок,
Купил себе пирожок.
Идет котик по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходят вместе они-
А ты, маленький усни…
Сон да Дрема
Усыпи моё дитя!

Учитель:

-Как вы думаете, каким путем передавались эти произведения, письменно или устно?

Фольклор возник тогда. Когда человечество, не умея писать, труд вызвал к жизни первые песни, они облегчали работу, подчиняли ритму…

-А какие бывают песни?

(колыбельные, свадебные, плачи, игровые, календарные - о времени года)

-А вот, интересный факт: вы все знаете песню «Во поле береза стояла…»

-Сколько куплетов у этой песни?

-Нет, в этой песне 20 куплетов и поется в ней о любимом человеке и о другом, ненавистном.

- Ребята, устное народное творчество важно тем, что представляет собой своеобразный, исторический документ, раскрывает веру народа в победу добра над злом, веру в справедливость…

Само слово «былина» несет в себе корень «быль»-описанные события происходила на самом деле и дошли до нас, разумеется, в сильно переработанном виде, но сохранив основу события.

Герои былин – это русский богатырь, воплотивший в себе лучшие человеческие качества: смелость, справедливость, честность, верность, беззаветную любовь, к Родине. Кого можно назвать таком героем?

Илью Муромца, который борется с Соловьем разбойником. Это и Алеша Попович, и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они защитники нашей Родины, древнерусского государства.

Виктор Михайлович Васнецов вообще очень любил былинные и сказочные сюжеты и изображал их в своих картинах.

Смотрите и слушайте, как красиво звучат названия картин его: «Богатырская застава», «Витязь на распутье», «Ковер – самолет», «Аленушка», «Иван царевич на сером волке», «Царевна- лягушка»…

Одна из лучших былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Читает чтец…

Засвистал тут Соловей по-соловьиному,
Закричал Разбойник по-звериному-
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего
А что есть-то людушек - так все мертвы лежат.
А Владимир князь, от стольно киевский
Куньей шубонькой он укрывается.
Ай, тут старый то казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
Ай, он вез то соловья, да во чисто поле,
И он срубил ему буйну голову.
Говорил Илья таковы слова:
Тебе полно – тко кричать да по - соловьему,
Тебе полно - тко кричать по- звериному,
Тебе полно - тко слезить отцов-матерей,
Тебе полно - тко вдовить да жен молодых
Тебе полно – тко спущать – то сиротать да малых детушек!...

Учитель:

-Наряду с грустным настроением, давайте поговорим и о веселом. Это народные прибаутки, шутки, которые поднимали настроение на работе, в отдыхе, вызывали смех, веселье. (Заранее разученные шутки-переклички)

- Федул, что губы надул?
-Да рубаху прожег.
- А велика дыра-то?
-Да один ворот остался. …

-Фома, что из лесу не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди его сюда.
-Да он не идет.
-Так сам иди..
-А он меня не пускает…

-Что девчата делают?
-Шьют, да поют.
-А что матушки?
-Порют, да плачут….

-Фома, что у тебя в избе тепло?
-Тепло, в шубе согреться можно.
-Сынок, сходи за водицей на речку.
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит, надо идти.

-А жанр песен интересен тем, что песни были разного вида, в зависимости от события. Выходила девушка замуж, мать, прощаясь, пела слезливую песню, колыбельные, для детей, для праздников…Существовали специальные ритуальные пения для погребения человека. …

-Сейчас поговорим о пословицах.

Владимир Иванович Даль - известный знаток и ценитель русского языка, собрал два тома русских пословиц и поговорок:

«Пословица, это короткая притча; сама же она говорит, что голая речь не пословица. Это – суждение. Приговор, поучение».

Хорошо сказано?

-А знаете, что есть пословицы о самой пословице?

«Пословица – всем делам помощница».

«Без пословицы не проживешь».

«Русская пословица ко всему пригодится».

-А сейчас поиграем. Я начну пословицу, а вы продолжите:

Повторенье -…мать ученья.

Любишь кататься -…люби и саночки возить.

Сделал дело -… гуляй смело.

Не спеши языком - …торопись делом.

Делу время -… потехе час.

Кто много говорит - … тот мало делает.

Тот никогда не ошибается, - … кто ничего не делает.

Не зная броду - … не суйся в воду.

Старый друг -…лучше новых двух.

Сам пропадай, а … товарища выручай.

С кем поведешься, от … того и наберешься.

-Молодцы. А теперь еще один известный вам жанр фольклора- загадки. Многие загадки сочетают в себе свойства пословиц, поговорок и загадок.

-«Ничего не болит, а все стонет» о притворщике или попрошайке.

-«Иная вода стоит крови», так говорится о слезе.

-А теперь проверим, кто из вас самый сообразительный.

Меж двух светил
Я в горнице один. (нос среди глаз)

Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес.(человек)

  

У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем. (пальцы)

В брюхе – баня.
В ногу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука
И та, на спине. (Чайник)

Одну меня не едят,
А без меня мало съедят. (соль)

Черненькая собачка
Свернувшись лежит:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)

И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей! (хлеб)

-С загадками вы справились тоже прекрасно. А теперь время проверить, на скороговорки. Эта часть веселая и важная.

Дети читают скороговорки.
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

Пришел Прокоп, кипит укроп,
Ушел Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипитукроп.

Наш голова вашего голову
Головой переголовит, переголовит!

-Очень хорошо. Вы старались. Ну и наконец, наступило время сказки. Вы готовы отдохнуть? Слушаем сказку О. Высоцкой «Золотое яичко»

Играют: дети нашего класса.

Баба: - Эй, старик, проснись скорей!

Дед:

-Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

-Посмотри, что я нашла,
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед:

- Ну, снесла, какое дело,
Что, ты , баба, обалдела?

Баба:

- Да яйцо то не простое,
А гляди кА, золотое…

Дед:

- Золотое? В самом деле…
Мы с тобой, разбогатели…

Баба: - Погляди, горит, как жар…

Дед:- Не случился бы пожар…

Баба:- Ох, горит, слепит глаза!

Дед: - Чудеса! Ты в сундук запри его.

(стук)

Баба:

- Нету дома никого!
Ишь, соседей как назло,
Ненароком принесло.

Дед:

- Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись):

-В среду. В город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам.
Как дадут мне груду денег,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочек, голубую,
До краев набью сундук.

Дед:

- Что ты мелишь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица,
Наряжаться в разный хлам.
Нет, уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба:

- Наказанье с глупым мужем,
Что ты, старый, не блажи,
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти, за беседки,
Засмеют тебя соседки…

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

- Да уймись, ты не кричи!
Вон, упала на пол скалка,
Чугуны звенят в печи…
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: - Я хозяин, или нет?

Баба:

- Ой, Яичко покатилось,
Покатилось, и разбилось…
И скорлупки не осталось,
Все куда - то подевалось.

Дед:

- Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда,
Будем жить, как раньше жили,
И работать, как всегда…

Баба:

- И шубенку справить можно,
И подправить можно дом…

Дед:

- Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом…
Открывай, старуха дверь,
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседка,

Баба:

- Эй, сосед!
Забывать друзей не след!
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенье,

Вместе: Заходите, без стесненья!!!

Учитель: -Молодцы… Все вы внимательно посмотрели и послушали сказку. Это очень важно слушать, понимать, запоминать, и передавать услышанное своим близким. Это важно, понимать фольклорное своеобразие родной страны. Не возможно жить в любимой стране и не петь её песен, не читать сказок, придуманных её народом, не любить родного языка, носителя русской культуры.

В дальнейшем, мы продолжим знакомство с великим и могучим языком, нашей народной культурой. Спасибо вам.

Приложение

Публикации