Это важный элемент формирования орфографической зоркости. Главная цель – добиться более высокой успеваемости, лучшего качества знаний и умений школьников, сэкономить при этом затраты учительского труда.
Я остановлюсь на двух типах уроков работы над ошибками: после диктанта и после творческой работы (сочинения или изложения). Для решения этой задачи необходим дифференцированный подход к учащимся, забота о том, чтобы они своевременно и систематически ликвидировали пробелы в своих знаниях и навыках, чтобы полученная итоговая оценка отражала их действительный уровень подготовки, так как пробелы, обретенные в младших классах, не позволяют успешно усваивать программу в старших классах. В своей работе мы обращаемся к «Нормам оценок…», которые позволяют вести индивидуальный учет ошибок. На основе этого мы и проводим работу над ошибками. Как уже сказано выше, в основу такого урока закладывается принцип разноуровневой, дифференцированной работы, так или иначе связанной с текстом диктанта. Проверяя работу, выписываем все ошибки, а потом группируем их по видам орфограмм. На доске перед уроком выписываем по одному слову с каждой орфограммой. Например:
Находим орфограмму в каждом слове, устно объясняем, повторяем соответствующее правило (можно найти в учебнике и прочитать). Потом ошибка в слове объясняется графически.
Далее соответствующая запись в тетради. И следующий этап. Выписать и объяснить допущенный орфографические ошибки в словах, где ученик допустил ошибку. Такая работа помогает развить орфографическую зоркость учащихся.
Как показывает опыт, ошибки можно разделить на 3 группы.
3 группы орфограмм начальной школы (по легкости-трудности усвоения их учащимися).
1 группа – орфограммы, усвоенные большинством учащихся (70%) почти на уровне навыка:
- правописание Ь как знака мягкости согласного (радость, судьба);
- правописание с большой буквы фамилий, имен, отчеств русского происхождения (Иван Андреевич Крылов);
- кличек животных (кошка Мурка);
- названия крупных рек, озер, морей (река Волга);
- названия населенных пунктов страны (город Москва);
- правописание безударных окончаний имен прилагательных в Им. падеже (суровая, алые);
- правописание буквы Э в начале слова (этот, эмблема).
2 группа – написания, правила употребления которых учащиеся в общем-то знают, однако навыки грамотного письма не являются устойчивыми:
- правописание гласных и согласных в корне слова (страна, травка, страстный);
- правописание разделительных Ъ и Ь (подъезд);
- название континентов (Европа, Америка);
- название улиц (Пушкинская улица);
- написание предлогов с именами существительными и особенно местоимениями (ко мне, со мной);
- НЕ с глаголами (не знаю);
- правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН, НЩ (жизнь).
3 группа – трудные для усвоения написания:
- правописание в корнях трех- четырехслоговых слов с безударными гласными (отдаленный, удивительный);
- правописание в корнях трех- четырехслоговых слов с непроверяемыми гласными (конституция);
- правописание изученных приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (смотришь, сделать);
- употребление Ь после шипящих в конце слова или его отсутствие (тишь, луч);
- правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ (смеяться).
II. Пунктуационные ошибки. В 5 классе синтаксис представлен однородными членами предложения, тире между подлежащим и сказуемым.
Также анализируем и объясняем задания.
Заключительный этап – обобщение по вопросам типа: какие орфограммы мы повторили в ходе анализа ошибок? Какие правила надо повторить, чтобы ликвидировать пробелы?
Д/з – дифференцированное.
Те, кто получил «5» получают индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта. Можно предложить найти слова с определенной орфограммой, выписать, подчеркнуть орфограмму, составить текст, предложения и т.д.
Работа над ошибками после творческих работ строится аналогично.
Речевые ошибки нередко устранить труднее, чем орфографические. Обычно начинаем с изучения речи учащихся.
Вот, по моим наблюдениям, наиболее характерные речевые ошибки:
I. Синтаксико-стилистические.
- СПП: употребление придаточного предложения без главного: Когда встанешь на бугор и увидишь вдали лес.
- Придаточное по смыслу не соответствует главному: Когда идешь лесом, то воздух очень свежий.
- Неправильное оформление СПП предложения: Мы идем в школу, бывает туман.
- Лишнее сказуемое: В упражнении надо было сделать, подчеркнуть окончание.
- Отсутствие связи слов в предложении.
- Неправильный порядок слов: На кадке стоял кувшин разбитый.
II. Морфолого-стилистические ошибки.
- Усечение окончания прилагательного, местоимения.
- Путаница окончаний.
- Отсутствие Н личных местоимений (у ей).
III. Лексико-стилистические ошибки.
- Неумение выбрать синонимы. Деревья стоят голые, дни стоят унылые.
- Неправильное словообразование. От листьев пахло прелостью.
- Искажение устойчивых сочетаний.
При разборе творческой работы выясняем сущность той или иной ошибки, находим способ ее исправления.