Руководителю биологического кружка и учителю биологии о монстере

Разделы: Внеклассная работа


Комнатные растения создают в кабинете своеобразный уголок природы. Здесь уютно и красиво, особенно зимой. Красота растений благотворно влияет на работоспособность детей. Помимо того, что комнатные растения создают красоту, очищают воздух, они одновременно являются незаменимыми помощниками в работе учителя. Использование их на уроках биологии на ряду с гербариями, таблицами и другими наглядными пособиями помогают учителю развивать у учащихся наблюдательность, любознательность, интерес к предмету. Например, при изучении темы «Жилкование листьев» использую такие растения: хлорофитум, панкрациум (параллельное жилкование), амазонская лилия, аспидистра (дуго-вое жилкование), колеус, бегония, гибискус (сетчатое жилкование). При изучении темы «Видоизменённые побеги» использую сансевьеру, у которой – корневище. При изучении темы «Вегетативное размножение растений» использую хлорофитум (усами), бальзамин, колеус (стеблевыми черенками), бегонию, узумбарскую фиалку (листовыми черенками), сансевьеру (корневищем). Когда в 6 классе даётся понятие «пигмент» – красящее вещество, провожу опыт с колеусом. У листьев этого растения кожица окрашена в красный цвет, под которым находится хлорофилловая ткань. Если лист колеуса опустить в горячую воду, он станет зелёным. Можно использовать колеус при показе движения листьев к свету.

В моём кабинете два года подряд летом цвела и давала плоды монстера.

Монстера привлекательная или лакомая (Monstera deliciosa), называемая у нас просто плаксой. Перед дождём, когда в атмосфере находится много влаги, у монстеры наблюдается выдавливание воды каплями из водных устьиц по краям листьев. Не садитесь в пасмурную погоду под большие листья монстеры: даже в комнате вы рискуете попасть под дождик! По поведению этого растения, как по барометру, можно предсказывать за сутки наступление дождливой погоды.

Монстера – типичная лиана бразильских лесов из семейства Аронниковых. Родина – Южная Америка. Растение влажных тропических  лесов.  К свету не требовательна, а вот полив нужен обильный. Температура должна быть от  + 20 до + 26 градусов. Почва: перегной, дерновая земля, торф, мох. Требуются азотистые удобрения и ежегодная пересадка. Многие обладатели этого замечательного растения уверены, что она никогда не цветёт. Да, в комнатах цветение монстеры редкость, но на своей родине она цветёт (соцветие – початок) и приносит плоды – ягоды, собранные в початок 20 см длиной, напоминающий початок кукурузы. Эти плоды имеют вкус и сильный аромат ананаса. Вот отчего монстере дано видовое название «делициоза», т.е. деликатесная, лакомая.

Для того,  чтобы монстера зацвела в комнате, необходимо ей создать условия, близкие к тем, какие она имела на родине. Надо чаще поливать, особенно летом, опрыскивать. Почва должна быть плодородная, рыхлая. Чем выше температура, тем лучше. При хороших условиях монстера быстро развивается и требует деревянных подпорок. Её листья достигают 110 см в длину, и она может зацвести и дать плоды. При хорошем уходе такие случаи наблюдались в России.

Мой кабинет располагается на восточной стороне, летом в нём бывает очень жарко, влажность высокая, потому что много собирается растений, их поливают, происходит испа-рение, почва подобрана плодородная. Видимо, создались условия близкие к условиям влажных тропических лесов, и моя монстера зацвела и дала плоды.

В статье использовался материал из книги Н.Верзилина «Путешествие с домашними расте-ниями» М.: «Педагогика-Пресс», 1995.