Интегрированный урок (окружающий мир + музыка) в 1-м классе на тему "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа


Цель: воспитание бережного отношения к родной природе.

Задачи:

  • дать представление о зимующих птицах и их значение зимой;
  • раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;
  • помочь детям лучше ощутить и понять красоту зимней природы через произведения искусства.

Оборудование:

  • Картина-аппликация «Снегири».
  • Шапочки птиц.
  • Доски рисовальные.
  • Меню для птиц.
  • Ленточки для танца.
  • Птички для самоанализа.

Музыкальный материал:

  • «А воробьи чирикают» муз. и сл. Е.В.Волгиной.
  • «Синичка» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой.
  • «Снегири» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой
  • «Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года».
  • Танец с лентами.
  • «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский.

Поэтический материал:

  • К.Мухамади  «Сугробами засыпаны …»
  • Е Благина  «Мороз»
  • Л. Шаламонова  «Зимнее утро»
  • В.Викторов «Сапожки»

ХОД УРОКА

Учащиеся входят в класс.

Учитель: Тихо встали! У нас хорошее настроение. Улыбнулись друг другу. Пожелаем удачи всем. За работу!

«Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года».

Учитель музыки:  Ребята, вы уже знаете, что выражает музыка?
(Ответы детей) Правильно, наши чувства, переживания. Она может рассказать о различных чертах характера, нарисовать портрет человека. Но музыка может так же нарисовать картины природы. Композитор, как и поэт, если изображает природу, то наделяет ее тем чувством, которое испытывает сам. Времена года, как люди, разные лицом и характером. Вы послушали музыку. Как вы думаете, о каком времени года она нам рассказала? (Ответы детей) Правильно. Это музыка А.Вивальди из цикла концертов «Времена года». Этот концерт автор назвал «Зима». О какой зиме нам рассказала музыка? (Ответы детей) Художница зима преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек…

Учитель: Всё белым-бело. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то ГИГАНТСКОЙ  КНИГИ. И кто пройдет по ним, всяк распишется. Пройдёт снег и вновь страницы белые. А утром придёшь – покрыты страницы множеством значков, чёрточек, точек, запятых. Кто был? Что делал? Чьи же следы вы видите на снегу?

Ученица:

Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…

Учитель: Так кто оставил следы на снежной странице?

Дети: Птицы!

Учитель: А как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

(Предположительные ответы детей: зимующие, оседлые, кочующие).

Учитель:

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес стоит не дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Вот сегодня нам надо ответить на вопросы:
Какие птицы остаются у нас зимовать?
Чем они питаются?
Где находят себе корм?
Нужна ли им наша помощь?
Вы готовы? Тогда начнём!

Ученица:

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.

А ещё я любительница несолёного сала. Есть среди нас и самые маленькие – московки, и самые красивые – лазоревки: спинка зелёная, а брюшко жёлтое, и хохлатые – её головку венчает остроконечный хохолок, а на шее – чёрный галстук.

Учитель: О какой птице идёт речь?

Дети: О синице!

Учитель музыки:  Давайте споём песню, которая так и называется «Синичка», а потом вы расскажете какой портрет этой птички нарисовала музыка.

«Синичка»  муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой.

(Ответы детей о характере музыки и по тексту песни).

Ученица:

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей…
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный нос
Им рябину принёс.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые гроздья.

Учитель: О какой птице идёт речь?

Дети: О снегирях!

Учитель музыки:  Давайте нарисуем музыкальный портрет этих красивых птичек.

«Снегири»  муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой.

Беседа по характеру музыки:

Учитель: Ребята, что за звуки мы слышим в лесу? Кто-то постоянно работает? Об этой птице вы сейчас узнаете.

Ученик:

Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко:
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка.

Учитель: О какой птице идёт речь?

Дети: О дятле!

Ученик: Дятел насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. А помогает ему язык – он у него очень длинный, липкий, с твёрдыми зазубринами.

Учитель: А вот послушайте, о чём разговаривают дятел и клёст.

Дятел: Чего ты клёст визжишь? Обидели тебя что ли?

Клёст: Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел: Нашёл время радоваться!

Клёст: Как раз самое время! У меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего милые, до чего хорошие!

Дятел: В такой мороз – птенцы?! Да они замёрзнут!

Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскаю, клестиха греет их – вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело. У меня клюв необычный – крестом. Повисну на еловой шишке, раздвину таким клювом чешуйки и, как щипчиками, достаю еловые семечки. Ими и кормимся всю зиму, ими и птенцов выкармливаем. Хочу заметить, что птенцы рождаются с прямыми клювами.

Учитель: Ребята, почему же у клестов зимой появляются птенцы?

Дети:  Потому, что есть корм.

Учитель музыки:  Да, самое волшебное время года, пожалуй, зима. Клестам она дарит птенцов, а нам она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами. А природа зимой? На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель… а какой зимний день разный: то – сверкающий, солнечный, звонкий, то – серенький, мягкий, тихий…
Тихая морозная погода. Красивые шестиугольные снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки долетают до земли и не ломаются, и сухой снег скрипит под ногами.
Теплая погода. Снежинки липнут друг к другу, и получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки не ломаются, не скрипят.
Ветреная, морозная погода. Снежинки похожи на крупу. Ветер сломал у них лучи. Снег не липкий.
Давайте посмотрим, а какие у нас снежинки?

«Танец снежинок»

(Ответы детей по характеру танца)

Учитель:  Зима! Холодно! Метут метели, гуляет вьюга, дует пронизывающий ветер. Как вы думаете, легко ли в это время птицам?

Ученица читает стихотворение  Л.Шаламоновой «Зимнее утро».

«А воробьи чирикают» муз. и сл. Е.В.Волгиной.

Ученица читает стихотворение  В.Викторова «Сапожки».

Учитель:  Почему же девочка отказалась шить сапожки для воробьёв? (Ответы детей) И всё же, что страшнее для птиц холод или голод? (Ответы детей) Что же мы должны делать, чтобы помочь птицам?

Ученица читает стихотворение  Е.Благиной «Мороз».

Ученик: Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Учитель:  Давайте же покормим птиц, расскажите, какое меню вы для них составили.

Дети зачитывают «Меню», которое они приготовили заранее.

Учитель: Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет. Какие советы вы могли бы дать другим ребятам?

Ученица читает стихотворение  К.Мухомади «Сугробами засыпаны…»

Учитель: Давайте попробуем узнать, что нам скажут птицы за заботу о них. (Из слов: сорока, воробей, поползень, снегирь, оляпка, по заданию учителя надо выбрать буквы и составить слово. СПАСИБО.) Молодцы! Урок наш подошёл к концу, и мне хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке, посадите своих птичек на веточки. (верхняя – активная работа, средняя – средняя активность, нижняя – низкая активность)

Домашнее задание: расселить птиц на картинках.

«Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский.

Под музыку дети покидают зал.

В.Викторов

«Сапожки»

Мне вас жалко, воробьишки,
Босоногие плутишки.
Я вам всем сошью сапожки,
Чтоб в снегу не мёрзли ножки.
Вещи все разбросаны,
Куклы не причёсаны,
Не пила, не ела,
За работу села.
Достала из коробки
Лоскутков и штопки.
Случайно глянула в окно –
А воробьёв – полным- полно!
Да разве хватит лоскутков на этих воробьёв!

Е.Благина

«Мороз»

Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду,
Тревожно за Жучку в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц-
За наших воробышков, галок, синиц.
У нас приготовлено всё для зимы:
Рогожей укутали яблоньки мы,
Побольше сенца в конуру принесём,
Беднягу дворнягу от стужи спасём.
Но птицы! Как холодно в воздухе им,
Поможем ли им беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода!

Л.Шаламонова

«Зимнее утро»

Раздвигаю шторы на окошке,
Прогоняю тихой ночи тень.
Мандарином в облачном лукошке
Солнце дразнит новый зимний день.
Всё светлее и теплее небо,
С темнотой ушёл и злой мороз.
Воробьи прижались к тонкой вербе,
Я в кормушку сыплю им овёс.
Птицы радость звонкую пропели,
Летней песней отблагодарив,
И весь день во мне звенели трели.
Воробьиный солнечный мотив.

К.Мухомади

«Сугробами засыпаны…»

Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать ни зернышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их скорее!
Повесьте домик на суку.
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу, весело скользя, взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»