Цель: воспитание бережного отношения к родной природе.
Задачи:
- дать представление о зимующих птицах и их значение зимой;
- раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;
- помочь детям лучше ощутить и понять красоту зимней природы через произведения искусства.
Оборудование:
- Картина-аппликация «Снегири».
- Шапочки птиц.
- Доски рисовальные.
- Меню для птиц.
- Ленточки для танца.
- Птички для самоанализа.
Музыкальный материал:
- «А воробьи чирикают» муз. и сл. Е.В.Волгиной.
- «Синичка» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой.
- «Снегири» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой
- «Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года».
- Танец с лентами.
- «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский.
Поэтический материал:
- К.Мухамади «Сугробами засыпаны …»
- Е Благина «Мороз»
- Л. Шаламонова «Зимнее утро»
- В.Викторов «Сапожки»
ХОД УРОКА
Учащиеся входят в класс.
Учитель: Тихо встали! У нас хорошее настроение. Улыбнулись друг другу. Пожелаем удачи всем. За работу!
«Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года».
Учитель музыки: Ребята, вы уже
знаете, что выражает музыка?
(Ответы детей) Правильно, наши чувства,
переживания. Она может рассказать о различных
чертах характера, нарисовать портрет человека.
Но музыка может так же нарисовать картины
природы. Композитор, как и поэт, если изображает
природу, то наделяет ее тем чувством, которое
испытывает сам. Времена года, как люди, разные
лицом и характером. Вы послушали музыку. Как вы
думаете, о каком времени года она нам рассказала?
(Ответы детей) Правильно. Это музыка А.Вивальди из
цикла концертов «Времена года». Этот концерт
автор назвал «Зима». О какой зиме нам рассказала
музыка? (Ответы детей) Художница зима преобразила
все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля,
холмы, берега рек…
Учитель: Всё белым-бело. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то ГИГАНТСКОЙ КНИГИ. И кто пройдет по ним, всяк распишется. Пройдёт снег и вновь страницы белые. А утром придёшь – покрыты страницы множеством значков, чёрточек, точек, запятых. Кто был? Что делал? Чьи же следы вы видите на снегу?
Ученица:
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…
Учитель: Так кто оставил следы на снежной странице?
Дети: Птицы!
Учитель: А как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
(Предположительные ответы детей: зимующие, оседлые, кочующие).
Учитель:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес стоит не дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Вот сегодня нам надо ответить на вопросы:
Какие птицы остаются у нас зимовать?
Чем они питаются?
Где находят себе корм?
Нужна ли им наша помощь?
Вы готовы? Тогда начнём!
Ученица:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
А ещё я любительница несолёного сала. Есть среди нас и самые маленькие – московки, и самые красивые – лазоревки: спинка зелёная, а брюшко жёлтое, и хохлатые – её головку венчает остроконечный хохолок, а на шее – чёрный галстук.
Учитель: О какой птице идёт речь?
Дети: О синице!
Учитель музыки: Давайте споём песню, которая так и называется «Синичка», а потом вы расскажете какой портрет этой птички нарисовала музыка.
«Синичка» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой.
(Ответы детей о характере музыки и по тексту песни).
Ученица:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей…
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный нос
Им рябину принёс.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые гроздья.
Учитель: О какой птице идёт речь?
Дети: О снегирях!
Учитель музыки: Давайте нарисуем музыкальный портрет этих красивых птичек.
«Снегири» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой.
Беседа по характеру музыки:
Учитель: Ребята, что за звуки мы слышим в лесу? Кто-то постоянно работает? Об этой птице вы сейчас узнаете.
Ученик:
Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко:
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка.
Учитель: О какой птице идёт речь?
Дети: О дятле!
Ученик: Дятел насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. А помогает ему язык – он у него очень длинный, липкий, с твёрдыми зазубринами.
Учитель: А вот послушайте, о чём разговаривают дятел и клёст.
Дятел: Чего ты клёст визжишь? Обидели тебя что ли?
Клёст: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться!
Клёст: Как раз самое время! У меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего милые, до чего хорошие!
Дятел: В такой мороз – птенцы?! Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскаю, клестиха греет их – вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело. У меня клюв необычный – крестом. Повисну на еловой шишке, раздвину таким клювом чешуйки и, как щипчиками, достаю еловые семечки. Ими и кормимся всю зиму, ими и птенцов выкармливаем. Хочу заметить, что птенцы рождаются с прямыми клювами.
Учитель: Ребята, почему же у клестов зимой появляются птенцы?
Дети: Потому, что есть корм.
Учитель музыки: Да, самое волшебное
время года, пожалуй, зима. Клестам она дарит
птенцов, а нам она дарит самые любимые праздники,
самые веселые забавы, самые интересные сказки
долгими, таинственными вечерами. А природа зимой?
На первый взгляд – однообразна: все снег да
холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то
оттепель… а какой зимний день разный: то –
сверкающий, солнечный, звонкий, то – серенький,
мягкий, тихий…
Тихая морозная погода. Красивые шестиугольные
снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки
долетают до земли и не ломаются, и сухой снег
скрипит под ногами.
Теплая погода. Снежинки липнут друг к другу, и
получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки
не ломаются, не скрипят.
Ветреная, морозная погода. Снежинки похожи на
крупу. Ветер сломал у них лучи. Снег не липкий.
Давайте посмотрим, а какие у нас снежинки?
«Танец снежинок»
(Ответы детей по характеру танца)
Учитель: Зима! Холодно! Метут метели, гуляет вьюга, дует пронизывающий ветер. Как вы думаете, легко ли в это время птицам?
Ученица читает стихотворение Л.Шаламоновой «Зимнее утро».
«А воробьи чирикают» муз. и сл. Е.В.Волгиной.
Ученица читает стихотворение В.Викторова «Сапожки».
Учитель: Почему же девочка отказалась шить сапожки для воробьёв? (Ответы детей) И всё же, что страшнее для птиц холод или голод? (Ответы детей) Что же мы должны делать, чтобы помочь птицам?
Ученица читает стихотворение Е.Благиной «Мороз».
Ученик: Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Учитель: Давайте же покормим птиц, расскажите, какое меню вы для них составили.
Дети зачитывают «Меню», которое они приготовили заранее.
Учитель: Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет. Какие советы вы могли бы дать другим ребятам?
Ученица читает стихотворение К.Мухомади «Сугробами засыпаны…»
Учитель: Давайте попробуем узнать, что нам скажут птицы за заботу о них. (Из слов: сорока, воробей, поползень, снегирь, оляпка, по заданию учителя надо выбрать буквы и составить слово. СПАСИБО.) Молодцы! Урок наш подошёл к концу, и мне хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке, посадите своих птичек на веточки. (верхняя – активная работа, средняя – средняя активность, нижняя – низкая активность)
Домашнее задание: расселить птиц на картинках.
«Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский.
Под музыку дети покидают зал.
В.Викторов
«Сапожки»
Мне вас жалко, воробьишки,
Босоногие плутишки.
Я вам всем сошью сапожки,
Чтоб в снегу не мёрзли ножки.
Вещи все разбросаны,
Куклы не причёсаны,
Не пила, не ела,
За работу села.
Достала из коробки
Лоскутков и штопки.
Случайно глянула в окно –
А воробьёв – полным- полно!
Да разве хватит лоскутков на этих воробьёв!
Е.Благина
«Мороз»
Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньки в нашем саду,
Тревожно за Жучку в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц-
За наших воробышков, галок, синиц.
У нас приготовлено всё для зимы:
Рогожей укутали яблоньки мы,
Побольше сенца в конуру принесём,
Беднягу дворнягу от стужи спасём.
Но птицы! Как холодно в воздухе им,
Поможем ли им беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода!
Л.Шаламонова
«Зимнее утро»
Раздвигаю шторы на окошке,
Прогоняю тихой ночи тень.
Мандарином в облачном лукошке
Солнце дразнит новый зимний день.
Всё светлее и теплее небо,
С темнотой ушёл и злой мороз.
Воробьи прижались к тонкой вербе,
Я в кормушку сыплю им овёс.
Птицы радость звонкую пропели,
Летней песней отблагодарив,
И весь день во мне звенели трели.
Воробьиный солнечный мотив.
К.Мухомади
«Сугробами засыпаны…»
Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать ни зернышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их скорее!
Повесьте домик на суку.
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу, весело скользя, взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»