Урок проводится с мультимедийной Презентацией.
Цель урока: выявить способ определения рода имен существительных.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок.
2. Минутка чистописания.
– Упражнение на внимание. На экране появляется запись:
р л о а з а н д ы ш
м в и у ш х а н я
с о ш и с н ш а к а
с о к о л н ц н е о
– Используя записи, выполните следующие задания, и ответы запишите в тетрадь:
1) Названия каких цветов спрятались в первой строчке;
2) Угадайте, из какой ягоды варенье досталось кому-то;
3) Определите название дерева и его плод;
4) Лучик чего заглянул во что-то ранним утром;
– Проверка выполненного задания: роза, ландыш, вишня, муха, шишка, сосна, солнце, окно.
3. Работа по теме.
1. Актуализация знаний.
– Учитель. –Что можно сказать о записанных словах?
– Ученики. – Все слова являются именами существительными. Обозначают предмет
– Учитель. – Что такое имя существительное?
– Учитель. – Что у них общее?
– Ученики. – Они все в единственном числе.
– Учитель. – А как определяем число имен существительных? Что такое изменение существительных по числам?
– Ученики. – Это первый грамматический признак существительных.
– Учитель. – Какое слово лишнее? Почему?
– Ученики. – Лишнее слово “муха”, т.к. это одушевленное существительное, отвечает на вопрос кто.
2. Знакомство со способом определения рода имен существительных.
Учитель. – На какие три группы можно их разделить? А как?
(Ученики выдвигают свои версии и проверяют их. Если дети затрудняются, то сама помогаю).
Учитель. – Я разделила на три группы таким способом:
роза вишня муха шишка |
ландыш
|
солнце окно
|
Предлагаю вам присвоить предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что предмет принадлежит вам?
Ученики. – Роза – моя. Ландыш – мой. Солнце – мое. (Аналогичная работа проводится с другими словами.)
Учитель. – Если к существительному можно поставить слова она, моя, эта, то оно женского рода. А если – он, мой, этот, то мужского рода, а если – оно, мое, это, то среднего рода.
Так о чем же будем говорить на уроке? Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Ученики. – Что существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Учитель. – А какой способ определения рода существительных в единственном числе мы выявили? (Ответы учащихся.)
Учитель. – Давайте посмотрим, как об этом говорится в учебнике. Прочитаем правила на стр. 126 и 127.
Дополните каждый столбик двумя существительными самостоятельно. Какие существительные написали?
Учитель. – Составим предложения с этими существительными и понравившееся предложение запишем в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения.
(Ученики приводят свои предложения.)
3. Физкультминутка.
Распахнуто окошко, нам холод ни почем,
Походим мы немножко и сон с себя смахнем.
Чтобы нам работу дать будем дружно приседать.
Я возьму шар земной, подниму над головой,
А теперь пора учиться, и не будем мы лениться.
4. Игра “Сложи тетрадки” для групповой работы.
(На экране три портфеля с надписями м.р., ж. р., с.р. и учебники, на которых написаны слова: животное, тетрадь, ручка, рябина, груши, метро, учебник, травы, север, ремень, праздники, яблоко.)
Учитель. – Что заметили? Почему?
Ученики. – Есть тетради, которые нельзя положить ни в один портфель, т.к. существительные груши, травы, праздники стоят во множественном числе.
Учитель. – Какой вывод можно сделать?
Ученики. – У существительных множественного числа род не определяем.
Учитель. – Как быть? Что же у этих существительных вообще нет рода?
(Ученики выдвигают свои версии. Идет фронтальная дискуссия.)
Учитель. – А эти существительные могут быть в единственном числе? Давайте поставим их в единственное число.
Что теперь можете сказать об этих словах?
(Ученики определяют число данных существительных.)
Учитель. – Итак, сделаем вывод.
Ученики. – Имена существительные надо поставить в единственное число и определить их род.
Учитель. – Прочитайте небольшое стихотворение, которое у вас написано на листочке. (На партах лежат листочки.)
Женский род запомню я
И скажу “она, моя”,
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он, мой”.
Средний род – “Оно, мое!”
Это правило твое.
Учитель. – Давайте составим алгоритм определения рода.
- Поставь существительное в единственное число.
- Найди вспомогательное слово.
- Укажи род существительного.
5. Работа по учебникУчитель.
Выполнение упражнения 240 по вариантам: 1 в. – первые 5 слов, 2 в. – последние 5 слов.
Проверка выполненного задания.
6. Игра на внимание.
Учитель. – Я буду называть существительные разного рода. Если оно м.р., то вы приседаете, если оно ж.р., то хлопаете в ладоши, если же ср.р., то подпрыгиваете.
Слова: дождь, небо, ком, девочка, стол, яблоко, ученица, книга, урожай, стекло, плакса.
Учитель. – Вы удивлены? Не можете выполнить какое-либо действие?
(Ученики высказывают свои версии.)
Мы найдем способ выйти из этой ситуации. Садитесь. Продолжим.
7. Наблюдение за существительными общего рода.
(На экране появляется запись.)
- Драчун, зачинщик ссор и драк.
- Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам.
- Плачущий по любому поводу.
- Неловкий, рассеянный человек.
- Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.
Учитель. – Замените эти высказывания одним словом.
(Слова-ответы записаны на карточках и развешаны по классу: забияка, задира, зевака, плакса, рева, растяпа, левша. Если дети находят по одному слову: забияка или задира, плакса или рева, то учитель задает вопрос.)
Учитель. – Что можно сказать об оставшихся словах? (Они синонимы.)
Учитель. – Дайте характеристику полученной группе слов.
Ученики. – Это существительные единственного числа.
Учитель. – Что еще можно определить у этих существительных?
Ученики. – Род можно определить.
Учитель. – В каком случае род не определяем?
Ученики. – Когда существительные стоят во множественном числе.
Учитель. – О ком можно сказать: забияка, задира, зевака, левша, рева, растяпа, левша – о мальчике или о девочке, о мужчине или о женщине? Что заметили?
Ученики. – Так можно сказать и о женщине, и о мужчине.
Учитель. – Можно ли определить род этих существительных?
Ученики. – Наверное, можно, если есть еще какое-то слово.
Учитель. – Как бы вы назвали такие существительные?
В русском языке эти слова называют существительными общего рода.
Попробуйте определить род таких существительных в предложениях.
(На экране запись предложений):
1) Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку.
2) Наша Лена лучше пишет левой рукой, чем правой. Она у нас левша.
Учитель. – Какого рода слово забияка в первом предложении?
– Какого рода слово левша? Почему?
Учитель. – Какой вывод сделаем?
Вывод: Если существительное общего рода употребляется с другими словами, то можно определить его род.
8. Тестирование.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учитель. – Я буду называть существительные, если среди них есть существительные мужского рода, ставите плюс, если нет, то минус.
- автобус
- ученица
- пятно
- пенал
- болото
- дедушка
- карандаши
- рева
- мышь
- камыш
9. Проверка.
1 + |
2 – |
3 – |
4 + |
5 – |
6 + |
7 + |
8 ? |
9 – |
10 + |
4. Подведение итогов урока.
Учитель. – О чем говорили сегодня на уроке?
Учитель. – Что нового и интересного узнали?
: упр.239, правило (.127).5. Домашнее задание