Урок по русскому языку во 2-м классе "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Урок проводится с мультимедийной Презентацией.

Цель урока: выявить способ определения рода имен существительных.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок.

2. Минутка чистописания.

– Упражнение на внимание. На экране появляется запись:

р л о а з а н д ы ш

м в и у ш х а н я

с о ш и с н ш а к а

с о к о л н ц н е о

– Используя записи, выполните следующие задания, и ответы запишите в тетрадь:

1) Названия каких цветов спрятались в первой строчке;

2) Угадайте, из какой ягоды варенье досталось кому-то;

3) Определите название дерева и его плод;

4) Лучик чего заглянул во что-то ранним утром;

– Проверка выполненного задания: роза, ландыш, вишня, муха, шишка, сосна, солнце, окно.

3. Работа по теме.

1. Актуализация знаний. 

Учитель. –Что можно сказать о записанных словах?

Ученики. – Все слова являются именами существительными. Обозначают предмет

– Учитель. – Что такое имя существительное?

– Учитель. – Что у них общее?

– Ученики. – Они все в единственном числе.

– Учитель. – А как определяем число имен существительных? Что такое изменение существительных по числам?

– Ученики. – Это первый грамматический признак существительных.

– Учитель. – Какое слово лишнее? Почему?

– Ученики. – Лишнее слово “муха”, т.к. это одушевленное существительное, отвечает на вопрос кто.

2. Знакомство со способом определения рода имен существительных.

Учитель. – На какие три группы можно их разделить? А как?

(Ученики выдвигают свои версии и проверяют их. Если дети затрудняются, то сама помогаю).

Учитель. – Я разделила на три группы таким способом:

роза
вишня
муха
шишка
ландыш


 

солнце
окно

 

Предлагаю вам присвоить предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что предмет принадлежит вам?

Ученики. – Роза – моя. Ландыш – мой. Солнце – мое. (Аналогичная работа проводится с другими словами.)

Учитель. – Если к существительному можно поставить слова она, моя, эта, то оно женского рода. А если он, мой, этот, то мужского рода, а если – оно, мое, это, то среднего рода.

Так о чем же будем говорить на уроке? Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Ученики. – Что существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учитель. – А какой способ определения рода существительных в единственном числе мы выявили? (Ответы учащихся.)

Учитель. – Давайте посмотрим, как об этом говорится в учебнике. Прочитаем правила на стр. 126 и 127.

Дополните каждый столбик двумя существительными самостоятельно. Какие существительные написали?

Учитель. – Составим предложения с этими существительными и понравившееся предложение запишем в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения.

(Ученики приводят свои предложения.)

3. Физкультминутка.

Распахнуто окошко, нам холод ни почем,
Походим мы немножко и сон с себя смахнем.
Чтобы нам работу дать будем дружно приседать.
Я возьму шар земной, подниму над головой,
А теперь пора учиться, и не будем мы лениться.

4. Игра “Сложи тетрадки” для групповой работы.

(На экране три портфеля с надписями м.р., ж. р., с.р. и учебники, на которых написаны слова: животное, тетрадь, ручка, рябина, груши, метро, учебник, травы, север, ремень, праздники, яблоко.)

Учитель. – Что заметили? Почему?

Ученики. – Есть тетради, которые нельзя положить ни в один портфель, т.к. существительные груши, травы, праздники стоят во множественном числе.

Учитель. – Какой вывод можно сделать?

Ученики. – У существительных множественного числа род не определяем.

Учитель. – Как быть? Что же у этих существительных вообще нет рода?

(Ученики выдвигают свои версии. Идет фронтальная дискуссия.)

Учитель. – А эти существительные могут быть в единственном числе? Давайте поставим их в единственное число.

Что теперь можете сказать об этих словах?

(Ученики определяют число данных существительных.)

Учитель. – Итак, сделаем вывод.

Ученики. – Имена существительные надо поставить в единственное число и определить их род.

Учитель. – Прочитайте небольшое стихотворение, которое у вас написано на листочке. (На партах лежат листочки.)

Женский род запомню я
И скажу “она, моя”,
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он, мой”.
Средний род – “Оно, мое!”
Это правило твое.

Учитель. – Давайте составим алгоритм определения рода.

  1. Поставь существительное в единственное число.
  2. Найди вспомогательное слово.
  3. Укажи род существительного.

5. Работа по учебникУчитель.

Выполнение упражнения 240 по вариантам: 1 в. – первые 5 слов, 2 в. – последние 5 слов.

Проверка выполненного задания.

6. Игра на внимание.

Учитель. – Я буду называть существительные разного рода. Если оно м.р., то вы приседаете, если оно ж.р., то хлопаете в ладоши, если же ср.р., то подпрыгиваете.

Слова: дождь, небо, ком, девочка, стол, яблоко, ученица, книга, урожай, стекло, плакса.

Учитель. – Вы удивлены? Не можете выполнить какое-либо действие?

(Ученики высказывают свои версии.)

Мы найдем способ выйти из этой ситуации. Садитесь. Продолжим.

7. Наблюдение за существительными общего рода.

(На экране появляется запись.)

  1. Драчун, зачинщик ссор и драк.
  2. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам.
  3. Плачущий по любому поводу.
  4. Неловкий, рассеянный человек.
  5. Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.

Учитель. – Замените эти высказывания одним словом.

(Слова-ответы записаны на карточках и развешаны по классу: забияка, задира, зевака, плакса, рева, растяпа, левша. Если дети находят по одному слову: забияка или задира, плакса или рева, то учитель задает вопрос.)

Учитель. – Что можно сказать об оставшихся словах? (Они синонимы.)

Учитель. – Дайте характеристику полученной группе слов.

Ученики. – Это существительные единственного числа.

Учитель. – Что еще можно определить у этих существительных?

Ученики. – Род можно определить.

Учитель. – В каком случае род не определяем?

Ученики. – Когда существительные стоят во множественном числе.

Учитель. – О ком можно сказать: забияка, задира, зевака, левша, рева, растяпа, левша – о мальчике или о девочке, о мужчине или о женщине? Что заметили?

Ученики. – Так можно сказать и о женщине, и о мужчине.

Учитель. – Можно ли определить род этих существительных?

Ученики. – Наверное, можно, если есть еще какое-то слово.

Учитель. – Как бы вы назвали такие существительные?

В русском языке эти слова называют существительными общего рода.

Попробуйте определить род таких существительных в предложениях.

(На экране запись предложений):

1) Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку.

2) Наша Лена лучше пишет левой рукой, чем правой. Она у нас левша.

Учитель. – Какого рода слово забияка в первом предложении?

– Какого рода слово левша? Почему?

Учитель. – Какой вывод сделаем?

Вывод: Если существительное общего рода употребляется с другими словами, то можно определить его род.

8. Тестирование.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель. – Я буду называть существительные, если среди них есть существительные мужского рода, ставите плюс, если нет, то минус.

  1. автобус
  2. ученица
  3. пятно
  4. пенал
  5. болото
  6. дедушка
  7. карандаши
  8. рева
  9. мышь
  10. камыш

9. Проверка.

1

+

2

3

4

+

5

6

+

7

+

8

?

9

10

+

4. Подведение итогов урока.

Учитель. – О чем говорили сегодня на уроке?

Учитель. – Что нового и интересного узнали?

5. Домашнее задание: упр.239, правило (.127).