Цель программы: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Миссия программы – научить “безопасному плаванию по жизни” быть внешне и внутренне красивым, способным противостоять вредным для здоровья привычкам.
Задачи:
- отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания в течение всего проживания в Детском доме;
- формировать потребность в здоровом образе жизни через разнообразную досуговую деятельность
- научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье, красоту внешнего вида, стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни;
- воспитывать и развивать общественно значимые знания, умения, навыки и потребности мотивов и норм поведения, создавать условия для осознания воспитанниками здоровья и красоты как жизненных ценностей.
Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 18 лет и рассчитана на 2 года (72часа).
Продолжительность реализации программы: учебно-тематический план состоит из двух разделов. Каждый раздел включает в себя 36 часов теоретических и практических занятий. Общее количество часов – 72. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 мин. Программа состоит из блоков, которые взаимосвязаны между собой (содержание программы). Приложение №1
В результате реализации программы.
Воспитанники должны знать: правила ухода за телом, лицом, руками; косметические средства для подростков; стиль одежды и тип обуви; основные понятия культуры здоровья (здоровый образ жизни, питание, режим) и приводить примеры, связанные с ним; отрицательные последствия вредных привычек; способы отказа и противостояния вредным привычкам; пути избавления от вредных для здоровья привычек; способы укрепления здоровья.
Воспитанники должны уметь: выполнять правила личной гигиены и режима дня; пользоваться косметическими средствами; применять методы здоровье сбережения в повседневной жизни; отстаивать личную позицию по отношению к вредным привычкам.
Оценка эффективности программы: Методика М. Рокич “Ценностные ориентации”; анкетирование “ Мой имидж”; анкетирование “основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты, педагогическое наблюдение, психологическое тестирование.
Основные критерии программы.
Физическое состояние – я могу; психическое состояние – я хочу; нравственное состояние – я должен.
- Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.
- Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе.
Методическое обеспечение программы.
Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях Детского дома.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей; принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, специальной и психологической служб; принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.
При реализации программы используются следующие методы:
Наглядные методы: показ, демонстрация; метод убеждения: личный пример, убеждение, разъяснение; метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум; метод стимулирования: поощрение, создание ситуации успеха; игровой метод; моделирование проблемных ситуаций.
Формы реализации программы:
Наблюдение; тестирование; анкетирование; индивидуальные консультации воспитанников; беседы; соревнования; дискуссии; тренинги; ролевые игры; дидактические упражнения; диагностика.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы:
- снижена заболеваемость и стабилизировано здоровье у 14% воспитанников;
- повышено качество обучения и воспитания за счет уменьшения негативного воздействия вредных привычек;
- повышены функциональные возможности организма воспитанников;
- повышен приоритет здорового образа жизни;
- повышена мотивация к двигательной деятельности (занятия в секциях по мини – футболу СК “Молодость”, СК “Антей”);
- повышен уровень самостоятельности и активности воспитанников (столярная мастерская, школа искусств № 1)
- участие воспитанников в районных, областных, командных соревнованиях по мини – футболу;
- ориентация на успех, постоянная опора на интерес к ЗОЖ, воспитание чувства ответственности (дипломы за 1и2 места в общегородских соревнованиях по мини- футболу)
- повышен уровень сформированности устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ у воспитанников.
- создан благоприятный психо - эмоциональный фон в групповом коллективе
- развиты адаптационные возможности воспитанников
- апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам. Приложение №2
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
Если хочешь быть здоровым и красивым.
Цель: формирование у воспитанников основ здорового образа жизни средствами физической культуры, спорта, имиджа.
Задачи:
- формировать навык ответственного отношения к своему здоровью, внешнему виду;
- учить создавать свой стиль в одежде, внешнем виде;
- закреплять умение выстраивать режим дня.
Тема | Всего | Теория | Практика | |
1 1.1 |
Вводное занятие Красота и здоровье |
1 1 |
1 1 |
|
2 | В гостях у богини Имиспо | 11 | 5 | 6 |
2.1 | Мое здоровье – в моих руках (контроль начальных ЗУН о здоровом образе жизни) диагност. работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Красота внешняя и внутренняя. (контроль начальных ЗУН о имидже. диагност. работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Семь условий здоровья и красоты (анкетирование) | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4 | Состязание богини Имиспо. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Ключи к здоровью и красоте. Вводное в тему. | 1 | ||
2.6 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.7 | Чтобы быть здоровым | 1 | 1 | |
2.8 | Режим дня для подростка | 1 | 1 | |
2.9 | Чей режим дня лучше? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.10 | Выбор моего стиля жизни. Экскурсия в страну “Спортландия”. | 1 | 1 | |
2.11 | Я сделаю свой выбор (контрольное занятие). | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Красота внешняя. | 5 | 2,5 | 2,5 |
3.1 | Психофизическая зарядка подростка | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Правильный уход за кожей тела | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Интимная гигиена подростка | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4 | Все свое | 1 | 1 | |
3.5 | Как ухаживать за кожей тела? (контрольное занятие) | 1 | 1 | |
4. | Косметика | 10 | 5,5 | 4,5 |
4.1 | Косметика для юношей | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2 | Уход за лицом | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Держи лицо в хорошем состоянии | 1 | 1 | |
4.4 | Прыщи на лице | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.5 | Как избавиться от угрей и прыщей? | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.6 | Как ухаживать за кожей рук? | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.7 | Как победить запах пота | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.8 | Волосы в носу и ушах | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.9 | О важности стоматолога и уходу за зубами | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.10 | Искусство употребления мужских ароматов (контрольное занятие) | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Мой стиль | 8 | 4,5 | 5,5 |
5.1 | Стиль одежды и твой гардероб | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Школьная одежда | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Выбор галстука. Что нужно знать? | 1 | 1 | |
5.4 | Проблемная часть гардероба – носки. | 1 | 1 | |
5.5 | Нижнее белье и носки | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.6 | Аксессуары | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
6.1 | Мое здоровье и мой имидж (контрольное занятие по проверке ЗУН) | 1 | 1 | |
Всего 36 часов. |
Учебно-тематический план.
Второй год обучения.
Мои привычки и здоровье.
Цель: развитие индивидуального и группового самосознания воспитанников и их противостояния вредным привычкам.
Задачи:
- обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- развивать готовность к принятию и отстаиванию принципов ЗОЖ;
- закреплять представление о полезных и вредных привычках.
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Анкетирование. “Быть здоровым для меня означает”, “Привычка свыше нам дана…”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.1 | Вредные привычки и здоровье. | 1 | 1 | |
1.2 | Курение и здоровье | 1 | 1 | |
1.3 | Вредные привычки | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | Причины курения | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.5 | Занятие – практикум. “Я умею говорить нет!”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.6 | Табак и история его распространения | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.7 | Занятие – практикум. “Вещества вызывающие зависимость”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | “Мой образ жизни” | 6 | ||
2.1 | Принятие на себя. Ответственность за собственный образ жизни. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Анатомические и физиологические аспекты курения. Анкета “Что вы знаете о вреде курения?” | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Курение – угроза здоровью. | 1 | 1 | |
2.4 | Кратковременные и длительные последствия курения | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Игра – шоу. Вы рискуете своими легкими. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6 | Занятие – практикум. “Портрет курильщика”. | 1 | 1 | |
3 | Здоровье и выбор образа жизни | 5 | ||
3.1 | Принятие решения и влияние среды | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Занятие – практикум. “Принятие решений” | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Выбор образа жизни | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4 | Занятие – практикум. “Как бросить курить?” | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.5 | Тренинг “ЗОЖ” | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Похититель рассудка | 4 | ||
4.1 | С чего начинается пьянство | 1 | 1 | |
4.2 | Алкоголь и развивающийся организм | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Занятие – практикум. “Смертоносный союз” | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.4 | “Мы выбираем хорошие привычки” | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Проблема личности и общества | 3 | ||
5.1 | Наркомания проблема общества | 1 | 1 | |
5.2 | Употребление и злоупотребление. Конкурс, рисунки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Умей сказать наркотикам “Нет!”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Я и сверстники. | 10 | ||
6.1 | Психология влияние группы | |||
6.2 | Занятие – практикум. “Да здравствует чистый воздух”. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.3 | Письмо сверстнику | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.4 | Истоки здоровья | 1 | 1 | |
6.5 | Тренинг. Мы выбираем “ЗОЖ” | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.6 | Свойства никотина. Курение и сердечно – сосудистая система. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.7 | Курение и его последствия для организма | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.8 | Мотивы курения. | 1 | 1 | |
6.9 | Тренинг. “Мы за здоровый образ жизни!” | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.10 | Занятие – практикум. Несовместимость с трудом и спортом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего 36 часов. |