Модифицированная программа "Азбука здоровья и красоты"

Разделы: Внеклассная работа


Цель программы: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Миссия программы – научить “безопасному плаванию по жизни” быть внешне и внутренне красивым, способным противостоять вредным для здоровья привычкам.

Задачи:

  • отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и целенаправленного отслеживания в течение всего проживания в Детском доме;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни через разнообразную досуговую деятельность
  • научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье, красоту внешнего вида, стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни;
  • воспитывать и развивать общественно значимые знания, умения, навыки и потребности мотивов и норм поведения, создавать условия для осознания воспитанниками здоровья и красоты как жизненных ценностей.

Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 18 лет и рассчитана на 2 года (72часа).

Продолжительность реализации программы: учебно-тематический план состоит из двух разделов. Каждый раздел включает в себя 36 часов теоретических и практических занятий. Общее количество часов – 72. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 мин. Программа состоит из блоков, которые взаимосвязаны между собой (содержание программы). Приложение №1

В результате реализации программы.

Воспитанники должны знать: правила ухода за телом, лицом, руками; косметические средства для подростков; стиль одежды и тип обуви; основные понятия культуры здоровья (здоровый образ жизни, питание, режим) и приводить примеры, связанные с ним; отрицательные последствия вредных привычек; способы отказа и противостояния вредным привычкам; пути избавления от вредных для здоровья привычек; способы укрепления здоровья.

Воспитанники должны уметь: выполнять правила личной гигиены и режима дня; пользоваться косметическими средствами; применять методы здоровье сбережения в повседневной жизни; отстаивать личную позицию по отношению к вредным привычкам.

Оценка эффективности программы: Методика М. Рокич “Ценностные ориентации”; анкетирование “ Мой имидж”; анкетирование “основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты, педагогическое наблюдение, психологическое тестирование.

Основные критерии программы.

Физическое состояние – я могу; психическое состояние – я хочу; нравственное состояние – я должен.

  1. Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  2. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.
  3. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе.

Методическое обеспечение программы.

Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях Детского дома.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

Принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей; принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, специальной и психологической служб; принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.

При реализации программы используются следующие методы:

Наглядные методы: показ, демонстрация; метод убеждения: личный пример, убеждение, разъяснение; метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум; метод стимулирования: поощрение, создание ситуации успеха; игровой метод; моделирование проблемных ситуаций.

Формы реализации программы:

Наблюдение; тестирование; анкетирование; индивидуальные консультации воспитанников; беседы; соревнования; дискуссии; тренинги; ролевые игры; дидактические упражнения; диагностика.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы:

  • снижена заболеваемость и стабилизировано здоровье у 14% воспитанников;
  • повышено качество обучения и воспитания за счет уменьшения негативного воздействия вредных привычек;
  • повышены функциональные возможности организма воспитанников;
  • повышен приоритет здорового образа жизни;
  • повышена мотивация к двигательной деятельности (занятия в секциях по мини – футболу СК “Молодость”, СК “Антей”);
  • повышен уровень самостоятельности и активности воспитанников (столярная мастерская, школа искусств № 1)
  • участие воспитанников в районных, областных, командных соревнованиях по мини – футболу;
  • ориентация на успех, постоянная опора на интерес к ЗОЖ, воспитание чувства ответственности (дипломы за 1и2 места в общегородских соревнованиях по мини- футболу)
  • повышен уровень сформированности устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ у воспитанников.
  • создан благоприятный психо - эмоциональный фон в групповом коллективе
  • развиты адаптационные возможности воспитанников
  • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам. Приложение №2

Учебно-тематический план.

Первый год обучения.

Если хочешь быть здоровым и красивым.

Цель: формирование у воспитанников основ здорового образа жизни средствами физической культуры, спорта, имиджа.

Задачи:

  • формировать навык ответственного отношения к своему здоровью, внешнему виду;
  • учить создавать свой стиль в одежде, внешнем виде;
  • закреплять умение выстраивать режим дня.
  Тема Всего Теория Практика
1

1.1

Вводное занятие

Красота и здоровье

1

1

1

1

 
2 В гостях у богини Имиспо 11 5 6
2.1 Мое здоровье – в моих руках (контроль начальных ЗУН о здоровом образе жизни) диагност. работа 1 0,5 0,5
2.2 Красота внешняя и внутренняя. (контроль начальных ЗУН о имидже. диагност. работа 1 0,5 0,5
2.3 Семь условий здоровья и красоты (анкетирование) 1 0,5 0,5
2.4 Состязание богини Имиспо. 1 0,5 0,5
2.5 Ключи к здоровью и красоте. Вводное в тему. 1    
2.6 Здоровье в порядке – спасибо зарядке. 1 0,5 0,5
2.7 Чтобы быть здоровым 1   1
2.8 Режим дня для подростка 1 1  
2.9 Чей режим дня лучше? 1 0,5 0,5
2.10 Выбор моего стиля жизни. Экскурсия в страну “Спортландия”. 1   1
2.11 Я сделаю свой выбор (контрольное занятие). 1 0,5 0,5
3. Красота внешняя. 5 2,5 2,5
3.1 Психофизическая зарядка подростка 1 0,5 0,5
3.2 Правильный уход за кожей тела 1 0,5 0,5
3.3 Интимная гигиена подростка 1 0,5 0,5
3.4 Все свое 1 1  
3.5 Как ухаживать за кожей тела? (контрольное занятие) 1   1
4. Косметика 10 5,5 4,5
4.1 Косметика для юношей 1 0,5 0,5
4.2 Уход за лицом 1 0,5 0,5
4.3 Держи лицо в хорошем состоянии 1 1  
4.4 Прыщи на лице 1 0,5 0,5
4.5 Как избавиться от угрей и прыщей? 1 0,5 0,5
4.6 Как ухаживать за кожей рук? 1 0,5 0,5
4.7 Как победить запах пота 1 0,5 0,5
4.8 Волосы в носу и ушах 1 0,5 0,5
4.9 О важности стоматолога и уходу за зубами 1 0,5 0,5
4.10 Искусство употребления мужских ароматов (контрольное занятие) 1 0,5 0,5
5. Мой стиль 8 4,5 5,5
5.1 Стиль одежды и твой гардероб 1 0,5 0,5
5.2 Школьная одежда 1 0,5 0,5
5.3 Выбор галстука. Что нужно знать? 1 1  
5.4 Проблемная часть гардероба – носки. 1 1  
5.5 Нижнее белье и носки 1 0,5 0,5
5.6 Аксессуары 1 0,5 0,5
6 Итоговое занятие 1   1
6.1 Мое здоровье и мой имидж (контрольное занятие по проверке ЗУН) 1   1
  Всего 36 часов.      

Учебно-тематический план.

Второй год обучения.

Мои привычки и здоровье.

Цель: развитие индивидуального и группового самосознания воспитанников и их противостояния вредным привычкам.

Задачи:

  • обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
  • развивать готовность к принятию и отстаиванию принципов ЗОЖ;
  • закреплять представление о полезных и вредных привычках.
№ п/п Тема Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Анкетирование. “Быть здоровым для меня означает”, “Привычка свыше нам дана…”. 1 0,5 0,5
1.1 Вредные привычки и здоровье. 1 1  
1.2 Курение и здоровье 1 1  
1.3 Вредные привычки 1 0,5 0,5
1.4 Причины курения 1 0,5 0,5
1.5 Занятие – практикум. “Я умею говорить нет!”. 1 0,5 0,5
1.6 Табак и история его распространения 1 0,5 0,5
1.7 Занятие – практикум. “Вещества вызывающие зависимость”. 1 0,5 0,5
2 “Мой образ жизни” 6    
2.1 Принятие на себя. Ответственность за собственный образ жизни. 1 0,5 0,5
2.2 Анатомические и физиологические аспекты курения. Анкета “Что вы знаете о вреде курения?” 1 0,5 0,5
2.3 Курение – угроза здоровью. 1 1  
2.4 Кратковременные и длительные последствия курения 1 0,5 0,5
2.5 Игра – шоу. Вы рискуете своими легкими. 1 0,5 0,5
2.6 Занятие – практикум. “Портрет курильщика”. 1   1
3 Здоровье и выбор образа жизни 5    
3.1 Принятие решения и влияние среды 1 0,5 0,5
3.2 Занятие – практикум. “Принятие решений” 1 0,5 0,5
3.3 Выбор образа жизни 1 0,5 0,5
3.4 Занятие – практикум. “Как бросить курить?” 1 0,5 0,5
3.5 Тренинг “ЗОЖ” 1 0,5 0,5
4 Похититель рассудка 4    
4.1 С чего начинается пьянство 1 1  
4.2 Алкоголь и развивающийся организм 1 0,5 0,5
4.3 Занятие – практикум. “Смертоносный союз” 1 0,5 0,5
4.4 “Мы выбираем хорошие привычки” 1 0,5 0,5
5 Проблема личности и общества 3    
5.1 Наркомания проблема общества 1 1  
5.2 Употребление и злоупотребление. Конкурс, рисунки. 1 0,5 0,5
5.3 Умей сказать наркотикам “Нет!”. 1 0,5 0,5
6 Я и сверстники. 10    
6.1 Психология влияние группы      
6.2 Занятие – практикум. “Да здравствует чистый воздух”. 1 0,5 0,5
6.3 Письмо сверстнику 1 0,5 0,5
6.4 Истоки здоровья 1 1  
6.5 Тренинг. Мы выбираем “ЗОЖ” 1 0,5 0,5
6.6 Свойства никотина. Курение и сердечно – сосудистая система. 1 0,5 0,5
6.7 Курение и его последствия для организма 1 0,5 0,5
6.8 Мотивы курения. 1 1  
6.9 Тренинг. “Мы за здоровый образ жизни!” 1 0,5 0,5
6.10 Занятие – практикум. Несовместимость с трудом и спортом. 1 0,5 0,5
  Всего 36 часов.