Урок произношения по теме "Автоматизация звука [с]"

Разделы: Начальная школа


Цель: автоматизация звука [с].

Задачи:

  • Автоматизировать звук [с] изолированно в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; уточнять и пополнять словарный запас;
  • Развивать фонематический слух, речь, память, мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к книге, сказке.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Ребята, где происходит всё самое необычное, загадочное, где исполняются все желания? (в сказке)
- А вы хотели бы попасть туда? (да)
- Для того, чтобы попасть в сказку, надо выполнить ряд упражнений.
- Вы готовы?
- Итак, начнём.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

а) “Трубочка”;
б) “Улыбка”;
в) Чередование “улыбка” – “трубочка”.

2. Упражнения для языка.

а) “Блинчик”;
б) “Почистим зубы”;
в) “Наказать непослушный язычок”.

3. Упражнения на дыхание.

а) Загнать мяч в ворота.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Посмотрите, кто это? (смешарики)
- Но, что я вижу: кого-то из героев не хватает. (Совуньи)
- Какой первый звук в имени героини? [с]
- Ребята, в одной деревне жил старец. У него был пёс по кличке Снежок. С годами Снежок стал, слаб и совсем было потерял свою смелость. Чтобы вернуть своему псу смелость, старцу надо было поймать Совунью и посадить в клетку.

- Как вы думаете, почему именно Совунью? (потому что её имя начинается со звука [с])
- Сидя в клетке, она стала забывать звук [с], а к Снежку стала возвращаться его смелость.

- Ребята, мы должны найти звук [с] и вернуть его Совунье. Но это нужно сделать до её дня рождения. Иначе она совсем ослабнет и не сможет вернуться к своим друзьям. Если вы правильно будете выполнять задания, Совунья начнёт появляться. Вы готовы отправиться на поиски звука [с] и тем самым помочь Совунье? (при правильном выполнении задания складываются пазлы с изображением Совуньи)

IV. Работа над новым материалом.

1. Работа над речевым профилем.

- Чтобы отправиться на поиски звука мы должны знать, как правильно он произносится.

2. Характеристика звука.

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)
- Покажите, какой буквой обозначается звук [с].

3. Работа над звуком [с].

а) Изолированный звук.

Дети произносят звук хором, затем каждый отдельно.

б) Развитие фонематического звука.

- Ребята, старец хочет нас запутать. Слушайте внимательно звуки, если услышите звук [с], хлопните в ладоши.

с, к, х, з, с, ш, с, ж, п, с.

- Чары старца начали терять свою силу. (появляется пазл с изображением части совы)

4. Работа над слогом.

а) “Прятки”.

- Ребята, старец решил поиграть с вами в прятки. Перед вами на одно мгновение появится слог и снова исчезнет, а вы должны будете успеть его прочитать.

са, ос, со, ус, сы, ос, са, ас, су, ыс.

б) “Скороговорки”.

- А сейчас вы должны прочитать слоги быстро, чётко, без ошибок на одном дыхании. (дети читают индивидуально, хором)

со, су, са, сы, со, ас, ос, ус, ыс, эс.

в) Слоговой ряд.

- Ребята, а это что такое? Мы с вами должны отстучать слоговой ряд. (дети карандашом отстукивают слоговой ряд, а затем и проговаривают)

са хх х ххх;
со х ххх хх;
су ххх Х хх.

(После работы над слогом появляется очередной пазл).

5. Работа над словом.

а) “Числовая дорожка”.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Вы должны определить, сколько звуков в слове и на каком месте стоит звук [с].

(Учитель произносит слова).

Радость, грусть, солнце, гости, остров.

б) “Звуковая мозаика”.

     
     
     

- Если в слове есть звук [с], вы кладёте синий жетон, если звука нет жёлтый жетон.

Собака, соль, замок, ананас, каша, шишка, ослик, сон, коза.

- На что похож наш рисунок? (на букву с)

Физминутка.

(Дети выполняют физминутку на ковриках).

в) Собери слово.

- Посмотрите, что к нам приближается? (дети собирают слова: са-мо-лёт, ав-то-бус, па-ро-ход)
- Как сказать одним словом, что это? (транспорт)
- Как вы думаете, на каком транспорте находится старец? Почему? (на пароходе, потому что в слове нет звука [с])

г) Работа с кассой букв.

- Старец с чем-то сошёл с парохода. Что же у него в руках?
- Попробуйте догадаться. Ловите звуки (с-у-м-к-а).
- А теперь составьте это слово из разрезной азбуки.

д) Звукобуквенный анализ слова.

Сумка (на доске появляется следующий пазл с изображением совы).

6. Работа над словосочетанием.

- Ребята, мы совсем близко к спасению Совуньи.
- Но старец не хочет, нам уступать и решил, совсем нас запутать.
- Мы должны с вами прочитать эти слова и соотнести их с одним из смешариков.

косолапый Копатыч
быстрый Крош
стильная Нюша
скромный Ёжик
счастливый Бараш
мастеровой Пин
смышлёный Лосяш
хвастливый Кар-Карыч

(На доске появляется последний пазл с изображением совы).

7. Работа над предложением.

- Совунья спасена!

- Теперь мы можем отметить день рождение Совуньи. Но какое день рождение без подарков. Вот и смешарики приготовили подарки своей подруге. Только, что это попробуйте догадаться. (дети наощупь определяют предмет)

- Вынув предмет из сумки, вы должны составить предложение, кто и что подарил Совунье.

Например: Косолапый Копатыч подарил стул Совунье. (в сумке лежат следующие предметы: бусы, часы, расчёска, сказки, кисточка, стакан, стул, зубная паста)

V. Итог урока.

- Какой звук мы сегодня искали?
- Что нового вы узнали?
- Благодарная Совунья и её друзья дарят вам подарки в виде своих портретов.

Если бы не вы, она навсегда бы забыла своё имя и больше никогда к нам не вернулась.