Цель: автоматизация звука [с].
Задачи:
- Автоматизировать звук [с] изолированно в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; уточнять и пополнять словарный запас;
- Развивать фонематический слух, речь, память, мышление, внимание;
- Воспитывать любовь к книге, сказке.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Ребята, где происходит всё самое необычное,
загадочное, где исполняются все желания? (в
сказке)
- А вы хотели бы попасть туда? (да)
- Для того, чтобы попасть в сказку, надо выполнить
ряд упражнений.
- Вы готовы?
- Итак, начнём.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнения для губ.
а) “Трубочка”;
б) “Улыбка”;
в) Чередование “улыбка” – “трубочка”.
2. Упражнения для языка.
а) “Блинчик”;
б) “Почистим зубы”;
в) “Наказать непослушный язычок”.
3. Упражнения на дыхание.
а) Загнать мяч в ворота.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Посмотрите, кто это? (смешарики)
- Но, что я вижу: кого-то из героев не хватает. (Совуньи)
- Какой первый звук в имени героини? [с]
- Ребята, в одной деревне жил старец. У него был
пёс по кличке Снежок. С годами Снежок стал, слаб и
совсем было потерял свою смелость. Чтобы вернуть
своему псу смелость, старцу надо было поймать
Совунью и посадить в клетку.
- Как вы думаете, почему именно Совунью? (потому
что её имя начинается со звука [с])
- Сидя в клетке, она стала забывать звук [с], а к
Снежку стала возвращаться его смелость.
- Ребята, мы должны найти звук [с] и вернуть его Совунье. Но это нужно сделать до её дня рождения. Иначе она совсем ослабнет и не сможет вернуться к своим друзьям. Если вы правильно будете выполнять задания, Совунья начнёт появляться. Вы готовы отправиться на поиски звука [с] и тем самым помочь Совунье? (при правильном выполнении задания складываются пазлы с изображением Совуньи)
IV. Работа над новым материалом.
1. Работа над речевым профилем.
- Чтобы отправиться на поиски звука мы должны знать, как правильно он произносится.
2. Характеристика звука.
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)
- Покажите, какой буквой обозначается звук [с].
3. Работа над звуком [с].
а) Изолированный звук.
Дети произносят звук хором, затем каждый отдельно.
б) Развитие фонематического звука.
- Ребята, старец хочет нас запутать. Слушайте внимательно звуки, если услышите звук [с], хлопните в ладоши.
с, к, х, з, с, ш, с, ж, п, с.
- Чары старца начали терять свою силу. (появляется пазл с изображением части совы)
4. Работа над слогом.
а) “Прятки”.
- Ребята, старец решил поиграть с вами в прятки. Перед вами на одно мгновение появится слог и снова исчезнет, а вы должны будете успеть его прочитать.
са, ос, со, ус, сы, ос, са, ас, су, ыс.
б) “Скороговорки”.
- А сейчас вы должны прочитать слоги быстро, чётко, без ошибок на одном дыхании. (дети читают индивидуально, хором)
со, су, са, сы, со, ас, ос, ус, ыс, эс.
в) Слоговой ряд.
- Ребята, а это что такое? Мы с вами должны отстучать слоговой ряд. (дети карандашом отстукивают слоговой ряд, а затем и проговаривают)
са хх х ххх;
со х ххх хх;
су ххх Х хх.
(После работы над слогом появляется очередной пазл).
5. Работа над словом.
а) “Числовая дорожка”.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Вы должны определить, сколько звуков в слове и на каком месте стоит звук [с].
(Учитель произносит слова).
Радость, грусть, солнце, гости, остров.
б) “Звуковая мозаика”.
- Если в слове есть звук [с], вы кладёте синий жетон, если звука нет жёлтый жетон.
Собака, соль, замок, ананас, каша, шишка, ослик, сон, коза.
- На что похож наш рисунок? (на букву с)
Физминутка.
(Дети выполняют физминутку на ковриках).
в) Собери слово.
- Посмотрите, что к нам приближается? (дети
собирают слова: са-мо-лёт, ав-то-бус, па-ро-ход)
- Как сказать одним словом, что это? (транспорт)
- Как вы думаете, на каком транспорте находится
старец? Почему? (на пароходе, потому что в слове
нет звука [с])
г) Работа с кассой букв.
- Старец с чем-то сошёл с парохода. Что же у него
в руках?
- Попробуйте догадаться. Ловите звуки (с-у-м-к-а).
- А теперь составьте это слово из разрезной
азбуки.
д) Звукобуквенный анализ слова.
Сумка (на доске появляется следующий пазл с изображением совы).
6. Работа над словосочетанием.
- Ребята, мы совсем близко к спасению Совуньи.
- Но старец не хочет, нам уступать и решил, совсем
нас запутать.
- Мы должны с вами прочитать эти слова и соотнести
их с одним из смешариков.
косолапый | Копатыч |
быстрый | Крош |
стильная | Нюша |
скромный | Ёжик |
счастливый | Бараш |
мастеровой | Пин |
смышлёный | Лосяш |
хвастливый | Кар-Карыч |
(На доске появляется последний пазл с изображением совы).
7. Работа над предложением.
- Совунья спасена!
- Теперь мы можем отметить день рождение Совуньи. Но какое день рождение без подарков. Вот и смешарики приготовили подарки своей подруге. Только, что это попробуйте догадаться. (дети наощупь определяют предмет)
- Вынув предмет из сумки, вы должны составить предложение, кто и что подарил Совунье.
Например: Косолапый Копатыч подарил стул Совунье. (в сумке лежат следующие предметы: бусы, часы, расчёска, сказки, кисточка, стакан, стул, зубная паста)
V. Итог урока.
- Какой звук мы сегодня искали?
- Что нового вы узнали?
- Благодарная Совунья и её друзья дарят вам
подарки в виде своих портретов.
Если бы не вы, она навсегда бы забыла своё имя и больше никогда к нам не вернулась.