Ход мероприятия
(Звучит музыка военных лет. Потом – фонограмма взрывов).
Педагог: Сегодня эти звуки мы слышим только по телевизору. Представить себе не можем, что когда-то люди боялись этого звука, и это был звук смерти. Мы живем в относительно мирное время. Да, про горячие точки слышим постоянно по телевизору. Но в нашей стране, в нашем городе течет мирная жизнь. А когда-то, совсем не так давно, все было иначе. Течет река времени. Минуло уже шестьдесят лет с того незабываемого и страшного дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово “война”.
Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто как дата, а как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час –
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
Смерть за смертью, боль за болью
День за днем, взрыв за взрывом,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. Заплатили люди нашей страны за эту победу невероятной ценой – более 20 миллионов погибших. Миллионы искалеченных людей, десятки миллионов искалеченных судеб.
(Фон “Священная война”).
Чтец.
История не терпит суесловия.
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Ведущий. Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло почти вес население огромной страны.
Ведущий. За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком они прошли суровый путь войны через • неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий пуп мощного победоносного наступления.
Ведущий. Вдохновляемые справедливыми и благородными целями, воины Красной Армии храбро, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом.
9 мая 1945 года. День Победы над фашистской Германией. Почему именно эта дата передается из поколения в поколение? Что же для нас значит 9 мая?
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата,
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя
Великой Армии простой солдат.
Сколько могил Неизвестного солдата по всей нашей стране? Много. Люди гибли, за нас с вами, за свои будущие поколения. И наш долг помнить об этом, и наш долг - не допустить такого больше на нашу землю.
Та страшная война, была еще страшна и тем, что фашисты не щадили никого. Убивали детей и женщин, сжигали целые деревни, пытались уничтожить всю нашу нацию.
Родину защищали все, от мала до велика.
Совсем еще юных мальчиков брали на фронт. Ведь погибали тысячами еженедельно, им нужна была замена.
(Звучит мелодия военных лет).
Старшеклассник (читает): Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи на подмосковных полях не рассеивалась голубовато-прозрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо - гарь “населенных пунктов”. Натужно воя, невысоко и кучно появлялись “юнкерсы”. Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана- четкой и торжественно-напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди - и уже недалеко - должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из временно примолкших батальонов.
Вскоре они погибли все. Молодые, красивые парни отдали свою жизнь за нас.
Ведущий. Немцы с первых дней войны упорно рвались к Москве. Гитлер мечтал на месте города Москвы образовать огромное водохранилище. Надеялся, что с падением Москвы войну можно было бы считать оконченной. Так происходило со всеми завоеванными европейскими странами.
Уже на 7 ноября 1941 года Гитлер планировал провести Красной площади парад фашистских войск.
Москва перешла на осадное положение. В первые месяцы, войны немцам удалось приблизиться к столице нашей Родины. Немцы пригороды Москвы могли видеть в бинокли.
Но советское командование поставило твердую цель: сделать все, чтобы сохранить столицу.
И в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года наша армия перешли контрнаступление. Это была победа над мифом о непобедимости Германии.
(Исполняется песня “Моя Москва”).
(Выступает третья группа с презентацией “Узловая в годы ВОВ”).
Ведущий. История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.
(Сценка “А зори здесь тихие”).
(Бальный танец “Военный вальс”).
Ведущий. Мы низко склоняем головы в
память о выстоявших и победивших, завещавшим
всем нам жизнь.
Ведущий. Тем, кто видел эту. войну! Тем,
кто выжил в ту войну! Тем, кому 60 лет назад не было
16-ти...
(Демонстрируются кадры хроники “Дети в военные годы”. На их фоне появляются на сцене маленькие дети).
Ведущий.
Они – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Им до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цветы цвели,
В бомбоубежища и щели
Они ночами с бабушками шли.
Что есть дороже детей?
Что есть дороже у любого народа?
У любой матери? У любого отца?
Ведущий. А кто считает, сколько детей убивает война? Они по сей день кричат и плачут под каждой братской могилой. Ребенок, прошедший все ужасы войны, – ребенок ли?
Ведущий.
Кто возвратит им детство?
Что помнят они? Что могут рассказать?
Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
Многое...
(Кадры хроники останавливаются).
Олег Назаров – 5 лет.
...Когда немец стал сильно бомбить Сталинград, мы сидели в разрушенном доме, вся семья: мама и папа, дедушка и бабушка, я и сестренка. Маму убило, папа ушел с красноармейцами. Дедушка и бабушка умерли от голода. Сестренку тетя взяла, а меня военный дядя привез, где было много ребят, в Дубовский детский дом. .
Лида Орешкина – 5 лет.
...Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мы пошли с ней за хлебом, из ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна на улице. Маму куда-то угнали. Меня за руку взял дедушка, и я жила у него, а потом меня взяли в детский дом, а маму свою я так и не видела.
Вася Васильев – 5 лет.
...Мы жили в Бекетовке. Папа пошел воевать с немцами. Мама поехала в город. Когда немецкий самолет бросил бомбу, то попал прямо в вагон, где была мама, и ее убило. Была у меня сестренка Катя, но я не помню, куда она делась.
Ведущий. Войну нельзя выбросить из памяти тех, кого она опалила.
Ведущий. Ради детей и внуков, ради мира все должны помнить о войне, чтобы никогда не упала ни одна бомба.
Ведущий.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
Смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой...
И помни ты,
Живой и невредимый,
Довольный положением и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Пока есть память павшего с тобой!
(Выступление первой группы о Мамаевом Кургане).
(Демонстрируются кадры хроники “Женщины на войне”).
Ведущий. “Женщина” и “жизнь” – два неразделимых понятия.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”.
Ведущий. Всего за годы войны в
различных родах войск служило свыше 800 тысяч
женщин... Таковы цифры, их мы знаем...
Ведущий. А за ними – судьба, целые жизни,
перевернутые, искореженные войной, потеря
близких, утраченное здоровье, женское
одиночество, невыносимая память военных лет.
Ведущий. “Едва ли найдется хотя бы одна
военная специальность, с которой не справились
бы наши отважные женщины”, – писал Маршал
Советского Союза Андрей Иванович Еременко.
Ведущий. Были среди девушек медики, связисты, снайперы, зенитчицы, кавалеристы, танкисты, подпольщицы, партизанки. А сколько девушек и женщин не вернулось с войны! Они остались на поле боя, до конца выполнив долг перед Родиной.
Девушка.
Нежный рот и упрямые брови –
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах
Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал...
Посылал командир на задание –
Оказалось, в бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы –
Не придумать страшнее беды.
И палач раскаленную лампу
Подносил к тебе вместо воды.
Сапогами девчушку топтали:
Где другие бандиты? Ответь!
Как зовут? Ты откуда? - Я - Таня...
Где другие? - Готовят вам смерть!
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На высокий взошла эшафот.
Огляделась: что плачете, люди?!
Наши близко, они отомстят!
Ветер осени слезы мне студит,
Неужели тебе шестьдесят?!
Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года!
В небе вечности всходишь все выше,
Победившая наша звезда.
Ведущий. Эта юная девушка отдала свою
жизнь во имя Победы, во имя мира на Земле.
Ведущий. Одна из героинь расписалась на
стенах поверженного Рейхстага: “Я, Софья
Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну”.
Ведущий. Четыре мучительных года... Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово “подвиг”, в этом будет доля и совершенного в годы войны женщиной: державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчиной.
(Звучит музыкальная заставка. Песня “Темная ночь” )
Ведущий. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово “милосердие”. Есть и другие слова: жена, друг и самое высокое -мать.
Ведущий. Женщина дает жизнь, женщина сберегает жизнь.
Ведущий. Солдатские матери... Это они вырастили и воспитали бойцов, это они провожали детей на фронт, перекрестив перед дальней дорогой. Это они не спали ночами и ждали писем с фронта, с тревогой и надеждой встречали почтальона.
1-я девушка.
Ей руки генералы целовали,
Встав на колени и глаза закрыв.
Без рук ее морщинистых едва ли
Они бы танки бросили в прорыв.
Святое и единственное право,
Возможность испытания любви
Предоставляла женщине держава:
“Родных детей на бой благослови!”
Ведущий. Тысячи матерей не дождались своих детей с фронтов Второй мировой войны.
(Звучит музыкальная заставка: песня “Баллада о матери” (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова) со слов “...фильм документальный о войне...”).
2-я девушка.
Если б сердце плавилось от слез,
У меня б расплавилось оно.
Будь слезам дано смывать жилища,
Стала бы бездомною давно.
Всех на свете жить мне тяжелей:
Отдала войне двух сыновей.
Как мое некаменное сердце
Оказалось каменных сильней?
(Кадры хроники останавливаются. Звучит музыка.)
Юноша.
Я гляжу на тебя, моя мама,
С фотокарточки в нашем дому,
Что не раз ты со стенки снимала,
Прижимая к лицу своему.
Я не плачу в такие минуты –
Быть серьезным фотограф просил,
Но порой у меня почему-то
Не хватает для этого сил...
У кого их, родимая, хватит,
Если сорок непрожитых лет
Мы с тобой одни в этой хате,
Где ни внуков, ни правнуков нет.
Мама, мама, не мы в том виною,
Не бывает за теми вины,
Кто уходит сражаться с войною,
Чтобы не было больше войны.
Слышно мне, как теплы твои руки,
И слова у меня горячи.
Вся страна – твои дети и внуки,
Потому что я жизнь им вручил.
Ведущий. Песни военных лет! Иной раз задумываешься: что их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы, берегут как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, демократичность поэтического и музыкального языка. А главное достоинство - удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу и любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть.
Когда под песню боевую
Шагают воины в строю,
Я вспоминаю фронтовую
Лихую молодость свою.
Сквозь дым боев
И холод колкий
Она шагала впереди.
Остались черные осколки
В ее простреленной груди.
Так писал поэт-фронтовик Ю. Мельников о военной песне.
(Песня “Землянка”).
Учитель: А как вы думаете, ребята, какими качествами должны были обладать бойцы, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной?
(Учащимся предлагается наборы букв, из которых надо сложить слова:
- Мужество.
- Героизм.
- Отвага.
- Самопожертвование.
- Ответственность.
- Патриотизм.)
Педагог: Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.
Проснемся, уснем ли – война, война
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сжимает нам горло, лишает нас сна,
Путает имена.О чем ни подумай – война, война.
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней
Тем горше с ней.
Послушайте отрывок из произведения Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”
Старшеклассник (читает): “Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?
Крик командира - беги, исполняй, оглушительно рявкай: “Есть!”, падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая страха, не задумываясь...
Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жаль”.
Ведущий. Семен Ботвинник “Берлин горит”.
Берлин горит. Подтаявшая тьма
Все выше поднимается и выше –
Огонь вошел в угрюмые дома,
И с тяжким гулом оседают крыши,
И наземь балки падают, звеня,
И жаркий пепел сыплется за ворот
Я много видел пепла и огня;
Я видел свой, войну познавший, город
И пламя, полыхающее в нем
Берлин горит совсем другим огнем.
Ведущий. Елена Шевелева “Весна в Германии”.
Земля немецкая в дыму,
Но яблоня стоит нетленна,
Открыто радуясь всему,
Как будто вырвалась из плена.
Роса на бледных лепестках.
Мертвы немецких пушек дула.
Идут советские войска,
Весна к ним ветки протянула.
Они напомнят тишину,
Родные солнечные дали,
Степные зори на Дону,
Лесные Чаши на Урале.
Отчизна милая видна,
Простор ее весенних пашен.
На всей земле весна одна,
Она весна Победы нашей!
(Песня “Майский вальс”).
Педагог: Как много их погибло на войне, простых школяров. Как много мы с вами им должны.
Если мы посвятим каждой жертве войны по одной минуте молчания, то нам придется молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений. Среди живых не осталось человека, который не ведал бы горечи потери.
И в День Победы, нежный и туманный
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Старшеклассник:
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
Минута молчания. (видеокассета “Вечный огонь”)
Ведущий. Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла с тех пор река времени. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой навсегда останутся события тех героических трагических лет.
Ведущий. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Чтец.
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла.
И позабытый вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает, сраженный,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма черен и пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостережение.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
(Исполняется песня “Ветераны”).
(Вторая группа викторина “Узловая в 41…”.
Ведущий.
Мы – поколение, не знавшее войны,
Мы – поколение великих, мирных буден.
Мы мира дочери и мира мы сыны,
Наш путь и славен, и велик, и труден.
Мы самой новой эры порождение
Ее создание – новый человек.
Эпохи мирной, доблести творенье
В космический, прекрасный сложный век.
Простор вселенский кораблями бороздим
И открываем все заоблачные дали.
Но одного, лишь одного хотим,
Чтобы военных, страшных буден не видали.
(Звучит песня “Пусть всегда будет солнце” со слов “...Против беды против войны...” (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина).
Ведущий. Мы тоже станем взрослыми и сильными.
Нам предстоит принимать серьезные решения
Но никогда мы не подпишемся под словом “война”.
Все участники. Пусть всегда будет мир, пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет радость!!!
(Участники покидают сцену под мелодию песни “Пусть всегда будет солнце”).
Учитель. Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941-1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых. Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле. Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, наша дань памяти.