Тема урока: "Правила поведения при пожаре" (с использованием ИКТ)

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Задачи урока:

  • Разбор причин возникновения пожара в быту, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома.
  • Вести грамотно в использовании электроприборов, обращении с огнем.
  • Воспитывать нормы поведения ребенка, оставившего одного дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющейся предметы.
  • Знакомство с профессией пожарного, с наградами государства.
  • Создавать условия для воспитания уважительного отношения к людям, приходящим на помощь другим.

Оборудование: карточки, медиапроектор, компьютер, книги с дополнительной литературой по теме урока, сведения по пожарам, учебники А.А. Плешакова “Окружающий мир”

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

Сегодня мы с вами продолжаем серию уроков “Раздела безопасности и защита человека в чрезвычайных ситуациях” и эпиграфом нашего урока будут слова В. Маяковского: Запомнить твёрдо нужно нам – Пожар не возникает сам!

2. Сообщение темы и цели урока.

- Кто станет героем нашего урока, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Презентация. Слайд № 1 Загадка.

Рыжий зверь в печи сидит,
Искусает всю ладонь.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,

- Мы сегодня поговорим об огне, который приводит к пожару, о причинах их возникновения и о людях, борющихся с огнём - пожарных, правилах поведения во время пожара.
- Огонь, ребята, и друг, и враг человека. Когда друг?
- Когда враг?

3. Сообщение подготовленного ученика.

В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный огонь” не мог перепрыгнуть реку, значит, он боится воды. Понравилась им пища, обожжённая огнём. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “красный зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой. Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой.

- С помощью огня можно осветить комнату, даёт человеку тепло.
- А враг: пожар дома , в лесу.

Слайд № 2 Деление на 3 группы - команды.

1 команда – причины возникновения пожара;
2 команда – правила безопасного поведения дома;
3 команда – профессия – пожарный.

- Мы разделились на три команды, у каждой своя тема. В конце урока увидим, какая команда лучше справилась с предложенными заданиями, и выпустим диск- презентацию нашего урока.

4. Проверка домашнего задания.

- Вы к уроку должны были подобрать стихи, поговорки, пословицы стихи, загадки об огне, пожаре, предметах, связанных с темой урока. Весь материал вам пригодится в ходе нашего урока.

Задание № 1. “Аукцион”.

Побеждает та команда, которая назовёт больше пословиц, поговорок, загадок по теме урока (Приложение №1).

Загадки.

Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает (огонь)
Без рук, без ног, а бушует (огонь)
Шипит и злится, а воды не боится (огонь)
Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки (спички)
Летала мошка – сосновая ножка, на стог села – всё сено съела (спичка)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)
Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает всё кругом (огонь)
Серое сукно тянется в окно, вьется, взвивается, в небо устремляется (дым)
В бумажном домике проживают гномики уж такие добряки – раздают всем огоньки (спички)

Пословицы и поговорки

От искры пожар рождается.
Искра мала, а велик – пламень родит.
Пока искра в пепле, тогда и туши.
Не шути с огнем – обожжешься.
Огонь да вода все сокрушат.
В огне и железо плавко.
Огонь не вода, схватит – не всплывешь.
С огнем не шути, сгореть можно.
Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.Пожар чернилами не зальешь.

5. Работа в командах и презентация работы.

1) Команда №1. Причины пожара.

Задание: Работа с учебником, выявление причин пожара

Оформление слайда №3.

- Послушайте шуточное стихотворение Г.Остера.

Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.

- Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём?

- К чему это может привести? (к пожару) Слайд № 4
- Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага.
- Пожар. Что это такое? ПОЖАР

  • Неконтролируемый процесс горения;
  • Уничтожение материальных ценностей;
  • Создающий опасность для жизни людей.

2) 2 команда. Правила безопасного поведения дома и при пожаре.

Задание: Работая с учебником, дополнительной литературой, сформулировать – правила безопасного поведения дома, и создать.

Памятку для товарища “Один дома”.

Отчёт команды: Слайд №6

3) 3 команда . Профессия – пожарный.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

- Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”)
- О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.

б) Задание команды: обработать данные по пожарам в Астраханской области и сравнить за два года, реклама профессии пожарных, знакомство с наградами, вручаемыми пожарным за отличную работу.

Слайд №7

в) Познавательные сведения о профессии пожарных.

Главное – позвать на помощь тех, кто борется с огнём.

Мы их очень уважаем и пожарными зовём.

Знакомство с наградами, вручаемыми пожарным за отличную работу.

Слайд №8

6. Просмотр отрывка из мультфильма “Кошкин дом”.

7. Проверка знаний Каждой команде предлагается ТЕСТ.

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой;
б) Позвать кого-нибудь на помощь;
в) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных;
г) Отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01.

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;
б) Пойду понюхаю, откуда пахнет;
в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут;
г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света.

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) Убежать;
б) Закричать;
в) Вызвать пожарных.

4. Телефон при пожаре:

а) 03;
б) 01;
в) 02.

8. Подведение итога урока.

Выступление родителя - председателя жюри, работника МЧС.

9. Раздача памяток ученикам “Школа вашей безопасности”

10. Чтение стихов о пожарной безопасности.

11. Домашнее задание: сочинить стих или нарисовать рисунок по теме “ Пожарная безопасность”