Разработка урока русского языка в начальной школе по теме: «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже»

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать навык правописания падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний.

Развивать орфографическую зоркость; интеллектуальные способности учащихся: внимание, память, речь. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Оргмомент. Формулирование учащимися темы, целей урока.
На доске записаны “Крылатые выражения”.

Ищи ветра в пол..., ходить на голове, зарубить на носу, дело в шляп..., еле-еле душа в тел..., волк в овечьей шкур....

- Прочитайте, объясните значение данных фразеологизмов.
(Ищи ветра в поле - не найти, не вернуть обратно.
Ходить на голове - безобразничать, озорничать.
Зарубить на носу - надолго запомнить.

Дело в шляпе - всё хорошо, всё в порядке; об успешном завершении чего - либо.

Еле - еле душа в теле - едва, чуть жив.

Волк в овечьей шкуре - речь идёт о нехорошем, лживом человеке, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)

  • Обратите внимание на слова с пропущенными буквами и сформулируйте
    тему урока.
  • Почему вы так решили?
  • Теперь вспомните, знакомились ли вы с этой темой? В соответствии с этой
    темой определите цель нашего урока. (На прошлом уроке мы познакомились с
    правописанием окончаний имён существительных в предложном падеже, значит,
    сегодня будем закреплять изученное.)

II. Работа по теме урока.

1) - Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите окончание.

- Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

2) Словарно - орфографическая работа.

  • Для того чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам надо выполнить задание “Найди буквы”.
  • Первая буква находится во втором выражении и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
  • Вторая буква - это окончание в слове дело.
  • С третьей начинается корень глагола в выражении “зарубить на носу”.
  • Следующая буква находится в выражении “еле - еле душа в теле” и обозначает два звука.

- Последние две буквы находятся в слове ходить. Одна обозначает парный глухой мягкий согласный звук, а другая буква не обозначает звука.

  • Какое слово получилось? (Гореть)

Физкультминутка
“Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем;
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись”.

  • Как вы понимаете значение слова гореть?

(Слово гореть означает уничтожаться огнём. Например, горит дом (Рисунки в приложении 3). На морозе горит лицо. В этом предложении слово горит означает, что человек краснеет от сильного холода.)

- Какое значение имеет слово горят, в предложении “В квартире горят все лампочки”.

(Лампочки дают свет.)

Как вы понимаете значение слова горит, в предложении “Больной весь горит”. (В этом предложении слово горит означает, что у больного большая температура.)

“Глаза горят от радости”.

(Сверкают, блестят.)

Вывод: это слово многозначное.

- Запишите слово гореть. Поставьте в нём ударение. Что можете отметить в его написании?

(В слове гореть непроверяемая безударная гласная “О”.)

- А знаете ли вы, крылатые выражения со словом гореть? “Обувь горит на человеке” (обувь быстро снашивается.)

“Гореть на работе” (работать качественно, получать от этого удовольствие.)

- Интересно, а вы умеете гореть на работе? Сейчас мы это проверим.

3) Работа по учебнику. Упражнение 218 стр.98

- Написать глаголы с существительным в предложном падеже, выделить окончание существительных.

(Работа выполняется по вариантам:

I вариант - запишет глаголы с существительными 1 склонения

II вариант - запишет глаголы с существительными 2 склонения)

Проверка по “цепочке”

Индивидуальная работа

(2 учащихся работают по карточкам у доски)

Задание: записать глаголы с существительными 3 склонения

- Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

4) Проверочная самостоятельная работа.

I вариант “Наполни корзины грибами - словами” (Приложение 1)

II вариант “К какому острову пристанут лодки - слова” (Приложение 2)

III. Домашнее задание (на выбор).

  1. Упражнение 221 страница 99 – тренировочное упражнение.
  2. Упражнение 219 страница 98 – творческая работа.

IV. Итог урока.

- Наш урок заканчивается, подведём итог.

- Какие окончания нужно писать у имён существительных в предложном падеже?

Литература

  1. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 4 класс. Москва. Просвещение, 2007.
  2. Т.Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева. Русский язык. Книга для учителя. 4 класс. Москва. Издательский дом “Дрофа”, 1999.
  3. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. Москва. Гуманитарный издательский цент “ВЛАДОС”, 1999.
  4. Л.А. Фролова. Русский язык. Тесты. 4 класс. М.: Астрель: АСТ, 2005.

Используемое оборудование: магнитная доска, предметные картинки, таблица “Проверь себя”.

Краткое описание: урок по программе “Школа России”.