Цели: формировать навык правописания падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний.
Развивать орфографическую зоркость; интеллектуальные способности учащихся: внимание, память, речь. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Оргмомент. Формулирование учащимися темы,
целей урока.
На доске записаны “Крылатые выражения”.
Ищи ветра в пол..., ходить на голове, зарубить на носу, дело в шляп..., еле-еле душа в тел..., волк в овечьей шкур....
- Прочитайте, объясните значение данных
фразеологизмов.
(Ищи ветра в поле - не найти, не вернуть обратно.
Ходить на голове - безобразничать, озорничать.
Зарубить на носу - надолго запомнить.
Дело в шляпе - всё хорошо, всё в порядке; об успешном завершении чего - либо.
Еле - еле душа в теле - едва, чуть жив.
Волк в овечьей шкуре - речь идёт о нехорошем, лживом человеке, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)
- Обратите внимание на слова с пропущенными
буквами и сформулируйте
тему урока. - Почему вы так решили?
- Теперь вспомните, знакомились ли вы с этой
темой? В соответствии с этой
темой определите цель нашего урока. (На прошлом уроке мы познакомились с
правописанием окончаний имён существительных в предложном падеже, значит,
сегодня будем закреплять изученное.)
II. Работа по теме урока.
1) - Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите окончание.
- Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?
2) Словарно - орфографическая работа.
- Для того чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам надо выполнить задание “Найди буквы”.
- Первая буква находится во втором выражении и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Вторая буква - это окончание в слове дело.
- С третьей начинается корень глагола в выражении “зарубить на носу”.
- Следующая буква находится в выражении “еле - еле душа в теле” и обозначает два звука.
- Последние две буквы находятся в слове ходить. Одна обозначает парный глухой мягкий согласный звук, а другая буква не обозначает звука.
- Какое слово получилось? (Гореть)
Физкультминутка
“Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем;
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись”.
(Слово гореть означает уничтожаться огнём. Например, горит дом (Рисунки в приложении 3). На морозе горит лицо. В этом предложении слово горит означает, что человек краснеет от сильного холода.)
- Какое значение имеет слово горят, в предложении “В квартире горят все лампочки”.
(Лампочки дают свет.)
Как вы понимаете значение слова горит, в предложении “Больной весь горит”. (В этом предложении слово горит означает, что у больного большая температура.)
“Глаза горят от радости”.
(Сверкают, блестят.)
Вывод: это слово многозначное.
- Запишите слово гореть. Поставьте в нём ударение. Что можете отметить в его написании?
(В слове гореть непроверяемая безударная гласная “О”.)
- А знаете ли вы, крылатые выражения со словом гореть? “Обувь горит на человеке” (обувь быстро снашивается.)
“Гореть на работе” (работать качественно, получать от этого удовольствие.)
- Интересно, а вы умеете гореть на работе? Сейчас мы это проверим.
3) Работа по учебнику. Упражнение 218 стр.98
- Написать глаголы с существительным в предложном падеже, выделить окончание существительных.
(Работа выполняется по вариантам:
I вариант - запишет глаголы с существительными 1 склонения
II вариант - запишет глаголы с существительными 2 склонения)
Проверка по “цепочке”
Индивидуальная работа
(2 учащихся работают по карточкам у доски)
Задание: записать глаголы с существительными 3 склонения
- Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?
4) Проверочная самостоятельная работа.
I вариант “Наполни корзины грибами - словами” (Приложение 1)
II вариант “К какому острову пристанут лодки - слова” (Приложение 2)
III. Домашнее задание (на выбор).
- Упражнение 221 страница 99 – тренировочное упражнение.
- Упражнение 219 страница 98 – творческая работа.
IV. Итог урока.
- Наш урок заканчивается, подведём итог.
- Какие окончания нужно писать у имён существительных в предложном падеже?
Литература
- Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 4 класс. Москва. Просвещение, 2007.
- Т.Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева. Русский язык. Книга для учителя. 4 класс. Москва. Издательский дом “Дрофа”, 1999.
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. Москва. Гуманитарный издательский цент “ВЛАДОС”, 1999.
- Л.А. Фролова. Русский язык. Тесты. 4 класс. М.: Астрель: АСТ, 2005.
Используемое оборудование: магнитная доска, предметные картинки, таблица “Проверь себя”.
Краткое описание: урок по программе “Школа России”.