Коллективное творческое дело. Приветствие

Разделы: Классное руководство


Форма проведения: познавательная игра-путешествие.

Цель: формирование потребности к познанию, коллективное открытие нового в живой увлекательной форме.

Задачи:

а) развитие любознательности, творческого воображения, коммуникативных навыков;

б) расширение и углубление этических знаний;

в) включение младших школьников в практическую деятельность и общение;

г) воспитание дружелюбия.

Роль учителя: координатор и помощник.

1 этап. Предварительная работа

В начале сентября на информационной доске в классе появилось сообщение о том, что принимаются идеи о проведении коллективных творческих дел в нашем классе в этом учебном году. Предложения принимаются в письменном виде, записки опускать в шкатулку идей.

2 этап. Коллективное планирование

Через неделю командиры экипажей (их 4) и капитан класса рассмотрели все предложенные идеи. На общем собрании класса было принято решение о проведении КТД в этом году, одно из них, в ноябре, КТД на тему “Приветствие”, так как 21 ноября – Всемирный день приветствий.

3 этап. Коллективная подготовка

В начале ноябре был избран совет дела, в который вошло 4 человека и ученик, предложивший эту идею (в последствии – ведущий).

Было решено провести его в форме игры-путешествия.

Задача каждого экипажа узнать: как в разных странах люди приветствуют друг друга.

1 экипаж – Россия.

2 экипаж – Азиатские страны: Япония, Монголия, Китай.

3 экипаж – древние рыцари.

4 экипаж – Европейские страны.

Каждый экипаж выбирает транспорт для путешествия.

Поиск информации продолжается в течение 2-х недель.

Форму подачи информации каждый экипаж выбирает сам.

Дети, выбранные в совет дела, сотрудничают с командирами экипажей, составляют сценарий, репетируют, помогают в оформлении.

4 этап. Проведение КТД

Форма проведения: игра – путешествие.

Оборудование. На классной доске карта мира, на которой экипажи флажками будут отмечать страны для путешествия, рисунки вида транспорта для путешествия, элементы костюма одежды народов страны, в которой побывают экипажи, плакаты с названием страны, музыкальное сопровождение, “приветики”, сделанные из бумаги в виде сердечек с информацией о Дне приветствий.

Каждый экипаж выбрал свой вид транспорта для путешествия и форму подачи информации.

Ведущий.

Всемирный день приветствий отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата американца Брайан и Майкл Маккорман из штата Небраска в знак протеста против египетско-израильской войны. “Нужен простой, но эффективный поступок борьбы против войны” - решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никого не призывали бороться за мир во всём мире, они просто попросили всех, кто получит письмо, поприветствовать ещё кого-нибудь, отослав свои письма приветствия. Эта идея была поддержана и руководителями государств, и простыми людьми.

С тех пор каждый год 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения.

Приветствие – первое правило этикета. Приветствие – это начало дня, случайной или деловой встречи, серьёзного разговора и откровенного признания. Оно не несёт информации, но обладает огромной силой.

1 экипаж. Страна Россия.

Вид транспорта – вертолёт.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят хором слова: “Отправляется в полёт наш российский вертолёт”

1 ученик. В нашей стране люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются дружеским рукопожатием. Слово “Здравствуйте!” означает – я тебя вижу человек, ты мне приятен. Я тебя уважаю, и хочу, чтобы ты относился ко мне также. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, веселья и счастья. Отклонится от приветствия, не ответить на него – это верх неприличия. Выбор приветствия зависит от нескольких обстоятельств.

Во-первых, этот выбор зависит от половой принадлежности человека (так, например, “здорово!” приемлемо для мужчин, потому что в устах женщины оно звучит слишком грубо).

Во-вторых, выбор приветствия зависит от возраста человека. Молодые люди, подростки и дети гораздо чаще употребляют в своей речи “Привет!”.

В-третьих, выбор приветствия зависит от степени близости общающихся.

2 ученик. Современный этикет различает:

  • официальное приветствие: “Позвольте вас поприветствовать!”,
  • нейтральное: “Здравствуйте!”,
  • дружеское: “Привет!”,
  • фамильярное: “Приветик!”.

3 ученик. Приветствие зависит от времени суток (“Доброе утро”, “Добрый день”, “Добрый вечер”).

Такие приветствия, как “Разрешите вас поприветствовать”, “Приветствую вас!” - носят явный официальный характер. Так обращаются к аудитории, делегациям.

4 ученик. Само слово “приветствовать” образовано от корня -вет-, который имеет значение “договор, совет”. Согласие, договоренность чувствуется и в дружеском приветствии “Привет!”.

5 ученик. Многие пожилые люди, особенно мужчины, приветствуют друг друга словами “Доброго здоровья”, “Мое почтение”.

Русский этикет приветствия допускает употребление шуточных и эмоциональных приветствий, таких, например:

- Как жизнь?

- Как в сказке!

- Как дела? - Как сажа бела!

1 ученик. Если здороваются с хорошо знакомым человеком, то по русской традиции обязательно интересуются его делами. Для этого существуют определенные этикетные формулы: “Что нового?”, “Что новенького?”, “Как ты?”, “Как у тебя дела?”

2 ученик. Очень часто для выражения радости от встречи употребляют такие фразы, как “Рад тебя видеть!”, “Какая приятная встреча!”, “Какая неожиданность!”, “Вот так встреча!”, “Кого я вижу!”, “Какими судьбами!”, “Сколько лет, сколько зим!”.

Игра “Аукцион приветствий”

Дети (желающие) делятся на 2 команды, с одинаковым количеством участников, по сигналу организатора игры называют по очереди приветствия. Выигрывает та команда, чей игрок называет “последнее” приветствие.

2 экипаж. Азиатские страны: Япония, Монголия, Китай, Индия, Корея.

Вид транспорта – воздушный шар.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят хором слова: “Ты неси нас шар туда, где много солнца и тепла”.

1 ученик. Самым ответственным народом, относящимся к ритуалу приветствия по-особенному, можно смело назвать японцев. При встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном, глубина которого зависит от возраста и положения обеих сторон. Используются три вида поклонов (низкий, средний с углом в 30 градусов и легкий). Самый низкий поклон достается уважаемым и богатым людям.

(Показывают)

2 ученик. В Монголии до сих пор, независимо от рода деятельности, профессии и образа жизни, при встрече осведомляются: “Как кочуете? Как зимуете? Здоров ли ваш скот?”.

3 ученик. В Китае. При встрече люди кланяются друг другу с вытянутыми вдоль тела руками. (Показывают)

А самым интересным и забавным приветствием можно назвать то, как здороваются тибетцы (регион Китая). При встрече они снимают головной убор, закладывают свободную руку за ухо и показывают язык.

(Показывает)

4 ученик. В Корее приветствие нередко сопровождается церемониальным поклоном. Глубина поклона определяется социальным и возрастным статусом приветствующего и приветствуемого. Сейчас все большее распространение получает рукопожатие (особенно в северной Корее). Причем первым подает руку старший, мужчина — женщине.

5 ученик. В Индии при приветствии и прощании мужчины часто обмениваются рукопожатиями. Женщине руку не пожимают. Приветствуя женщину-индуску, следует слегка поклониться, сложив руки перед грудью “домиком”.

(Показывает)

Игра “Приветствие в танце”.

Под национальную японскую музыку дети передвигаются. Когда музыка заканчивается, останавливаются, приветствуют друг друга.

3 экипаж – древние рыцари, мушкетёры, офицеры королевской гвардии, офицеры современной армии.

Вид транспорта – машина времени.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят хором слова: “Мы на машине времени отправимся туда, где дух поклоненья женщине остался навсегда”.

1 ученик. Издавна принято, что, здороваясь с кем-либо, мужчина снимает головной убор. Эта традиция имеет давнюю историю и распространена в первую очередь в странах европейской культуры. Корни этого обычая уходят в Средние века. В те времена рыцарь поднимал забрало шлема, прикрывавшее лицо или вообще снимал шлем, как бы давая знак, что не боится и доверяет.

2 ученик. Этот жест также свидетельствовал об уважении и доверительном отношении к собеседнику. Позже кавалерам полагалось снимать головные уборы в присутствии дам, а также приветствуя лиц, занимающих более высокое общественное положение. Несоблюдение этих предписаний считалось настоящим оскорблением и могло послужить поводом для кровавой дуэли.

3 ученик. Из рыцарских времен пришел другой обычай, входя в дом, снимать головной убор. Переступив порог дома, странствующий рыцарь, снимал свой шлем. “Я тебя не опасаюсь, - говорил он этим жестом хозяину,- видишь, голова моя открыта, Я тебе доверяю!”

4 ученик. Позднее военные просто поднимали руку без оружия к головному убору. Этот жест и сегодня остался у военных как “отдание чести” - приветствие.

(Показывает)

5 ученик. Офицеры королевских гвардий при встрече звонко щёлкают каблуками и роняют, словно подрубленную, голову на грудь.

(Показывает)

6 ученик. Мушкетёры при встрече помахивали своими шляпами.

(Показывает)

Танец с простыми движениями в темпе вальса. (Звучит музыка вальса)

Мальчики приглашают девочек.

(Мальчик и девочка держатся за руки, идут вперед танцевальными движениями).

Раз, два, три – на носочки,
Ещё раз на носочки.
Раз, два, три – повернулись,
Хлопнули и разошлись.

(Пары меняются)

4 экипаж – Европейские страны.

Вид транспорта – самолёт.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят хором слова: “Пусть летит наш самолёт, и погода нас не подведёт”

1 ученик. - Добрый день, сэр! Какая отличная погода, сэр!

Как вы думаете, в какой стране так приветствуют друг друга?

Англичане, встречаясь, похвалят погоду, даже если она дождливая.

2 ученик. В Германии, здороваясь, всегда различают утро, день и вечер. Гутен морген, гутен таг, гутен абенд.

3 ученик. У европейцев принято при приветствии пожимать друг другу руку (сегодня это еще и свидетельство уважения), но и тут есть свои нюансы. Англичане в отличие от русских, очень редко подают друг другу руку при встрече (ограничиваются легким кивком головы вперед) и практически никогда не делают этого при прощании. Обниматься в Англии вообще не принято.

4 ученик. В Испании приветствие кроме традиционного рукопожатия, типичного для деловых встреч, нередко сопровождается объятиями и громким выражением радости (у друзей и хороших знакомых), женщины целуют друг друга в щеку.

5 ученик. Итальянцы любят пожимать руки и жестикулировать. Французы приветствуют друг друга легким рукопожатием или поцелуем. Поляк обязательно при встрече поцелует руку даме.

Ведущий. Забавными выглядят обычаи некоторых туземных народов Африки.

1. Житель Кении в знак уважения плюёт в сторону встречного.

2. Негр из племени массаи сначала плюёт перед собой, затем на ладонь и только после этого протягивает руку для рукопожатия.

3. В Замбези в знак приветствия хлопают в ладоши и приседают.

4. В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

5. В Зимбабве - трутся спинами.

6. В Македонии - здороваются локтями.

7. В Никарагуа - приветствуют друг друга плечами;

8. У австралийских аборигенов принято тройное приветствие:

а) хлопнуть по ладоням;

б) подпрыгнуть;

в) толкнуть бедром.

Самое главное в любом приветствии - улыбка!

Человек без улыбки - это струны без скрипки,
это море без чайки,
это дом без хозяйки,
это кот без хвоста,
это хвост без кота...
Да здравствуют коты с хвостами,
А люди - с улыбками!

Предлагаю всем улыбнуться друг другу и спеть песню В. Шаинского “Улыбка”.

(Дети поют песню.)

Давайте поделимся нашим хорошим настроением со всеми учащимися нашей гимназии и подарим им “приветики”. (“Приветики” сделаны из бумаги в виде сердечек с информацией о Дне приветствий)

5 этап. Подведение итогов КТД

Письменный опрос-анкета с вопросами на размышление:

  1. Что понравилось и почему?
  2. Что не удалось осуществить и почему?
  3. Что предлагаете на будущее?

Анализ проходит сразу после КТД.

6 этап. Ближайшее последействие

Использование опыта, накопленного учащимися при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД в учебной и внеучебной деятельности.