Обучение незрячих детей математике базируется на использовании осязательного и зрительно - осязательного восприятия. Основой обучения для незрячих и детей с остаточным зрением является система Брайля. В процессе обучения используются различные приемы, способствующие восприятию материала. Одновременно решаются коррекционные задачи: ориентировка в малом пространстве, развитие артикуляции и речи, развитие психических процессов (внимание, мышление, память, воображение), развитие остаточного зрения, осязания, слухового восприятия. Сказкотерапия – применяется при коррекции негативных состояний и проявлений; способствуют проявлению поведенческих позиций, необходимых для социализации. Приводим пример урока по математике в условиях школ-интернатов III вида.
Цель:
- познакомить с геометрической фигурой прямоугольником;
- сформировать представление о прямоугольнике;
- развивать: логическое мышление, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, остаточное зрение, ориентировку в малом пространстве;
- отрабатывать измерительные, вычислительные навыки и умение наблюдать и сравнивать;
- воспитывать правильную поведенческую позицию, необходимую для социализации.
Оборудование: учебники, индивидуальные магнитные доски, карточки с цифрами, карточки с изображением домика, модель прямого угла, чертежный прямоугольный треугольник.
Ход урока
I. Оргмомент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начинать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”!
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией.
- Вы узнаете, как называется новая геометрическая фигура!
- Но, сначала – устный счет!
III. Устный счет
- Счет через число до 20, начиная с 1, с 2-х.
- Счет десятками до 100 и обратно.
- Найди сумму чисел 6 и 9? (15)
- На сколько надо уменьшить 11, чтобы получить 8? (на 3)
- Назовите число, которое больше 15 на 10? (25)
- Веселая задача:
- У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у её питомцев лап? (10); крыльев? (2); голов? (4); хвостов? (4).
- У учеников карточки с цифрами и буквами (карточка №1)
Один петух разбудил 2-х человек, спящих на сеновале. Сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)
15 |
3 |
25 |
1 |
10 |
2 |
4 |
ц |
л |
ы |
м |
д |
о |
о |
- Эти цифры встретились в устном счете.
- На какие две группы их можно разделить?
- Назовите однозначные числа? (3,1, 2,4).
- Назовите двузначные числа? (15, 25, 10).
- Ребята, под каждой цифрой есть буквы, если мы расставим цифры в порядке возрастания, то сможем прочитать слово! (Молодцы!)
- Вы хорошо потрудились, и теперь я могу рассказать вам сказку. Только сказка эта не простая, а математическая! А ещё точнее – геометрическая! Называется она “Гном, дом и ученый мотылек”.
IV. Подача нового материала
Жил-был гном. Одинокий старый гном. Такой же старый и печальный был и его домик: покосившиеся стены, прохудившейся пол и грустные окна – глаза (карточка №2, рисунок 1).
Рисунок 1
“Хорошо, хоть, что он ещё похож на четырехугольник” – думал наш гном по вечерам, читая перед сном газету. И ночные мотыльки согласно махали крылышками, и сверчок, в знак согласия, пиликал на скрипочке: “да, да, да!”
- А, ну-ка, ребята, посмотрите внимательно – не ошиблись ли старый гном, мотыльки и сверчок, видя перед собой четырехугольник?
- Давайте пересчитаем углы и стороны.
- Да, дом гнома – четырехугольник.
Выложите на магнитных досках такой же четырехугольник (рисунки 2-3)..
Рисунки 2-3
А гном все это время не переставал вздыхать. Дело в том, что не таким помнил он свой дом. Когда-то, в молодости, его домик имел бодрый вид и улыбался каждому встречному. Вот так! (карточка № 3, рисунок 4).
Рисунок 4
Не понимал наш гном: что же приключилось с его домом? Ведь углов было и осталось 4, было и осталось 4 стороны! Четырехугольник? Четырехугольник, да не тот!
Однажды в беспечной стайке появился новый мотылек. Это был необычный мотылек – ученый, ведь он раньше жил в школе. Очень удивился домику гнома новый мотылек.
“Как можно жить в таком четырехугольнике?” - спрашивал мотылек гнома – “Вот-вот упадут стены, съедет крыша. Гном в ответ лишь печально вздыхал. Дом тоже не знал, как стать прежним!?
Решил мотылек помочь им. Решил и крепко-накрепко задумался.
- “У этого домика и у прежнего – 4 угла, но углы у прежнего домика были особенные. Их называют прямыми (это мотылек помнил из школы). Да, прямыми! Но, чтобы построить прямой угол, нужен чертежный прямоугольный треугольник! Как же перенести его из школы сюда, в лес?”. Но, недаром мотылек был ученым, он придумал что-то другое! А придумал, глядя на гнома, читающего свою вечернюю газету!
- А вы, ребята, увидели ли здесь отгадку?
- Отгадкой является самая обыкновенная газета!
- Давайте сложим из газеты модель прямого угла.
- Итак, модель прямого угла найдена, осталось изменить углы четырехугольника!
И мотылек принялся за работу. Он прикладывал модель из газеты к каждому из углов четырехугольника, и его друзья, мотыльки, усиленно махали крылышками до тех пор, пока стороны четырехугольника не совпадали со сторонами газетного листа. Так были изменены углы.
- Давайте проверим ещё противоположные стороны четырехугольника.
- Что получилось при измерении? (противоположные стороны равны!).
Улыбнулся гном, улыбнулся дом!
Четырехугольник? Четырехугольник, но с прямыми углами и равными противоположными сторонами.
- “Сам жил без имени!”, - воскликнул гном - “Но такой замечательный дом не может никак не называться!”.
Тут вмешался ученый мотылек и сказал: “Лучшего названия, чем Прямоугольник не найти!”.
- Интересно, почему же так решил ученый мотылек?
Вывод: прямоугольник имеет 4 прямых угла и его противоположные стороны равны.
- Физкультминутка.
Упражнения для глаз (по В. Норбекову)
А ну-ка, расправьте плечи. Вначале примите “мышечный корсет”. Что для этого нужно? Правильно! Выпрямить спину и растянуть улыбку до ушей. Затем внутри искусственно вызвать положительные эмоции. Как? Вы это уже знаете! Сделали?
А теперь можно начинать выполнять упражнения.
Только не забывайте моргать!
1. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто Вы туда посмотрели.
2. А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы заглянули туда, где наше горло.
3. Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо.
4. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо.
5. “Бабочка”. Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. “Рисунок” должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок при этом не перенапрягайте, следите за состоянием!
Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол.
А теперь, наоборот: в нижний правый угол, в верхний левый угол, в нижний левый угол, в верхний правый угол.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко.Примерно так, как машет крылышками мотылек.
Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!
6. “Восьмерка”. Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в “Бабочке”.
А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
Упражнение делайте медленно, но с радостью и чувством благодарности к себе.
7. Упражнение на разведение осей зрения.
Указательные пальцы подносим к кончику носа, и взгляд устремляем на них. Затем начинаем, медленно- медленно отдаляя пальцы от носа, разводить их в стороны. При этом правый 'глаз “следит” за правым пальцем, левый - за левым. Дам маленькую подсказку: сделать это можно только боковым зрением.
Не сломайте глаза! Цель совсем другая!
Затем повторяем это упражнение, скосив глаза на переносицу.
Не забывайте об отдыхе!
8. “Большой круг”.
Выполняем круговые движения глазными яблоками.
Голова остается неподвижной. Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения.
Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на изображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, потом в другую.
Внимание! Углы не срезаем! Следите за тем, чтобы линия получалась ровной. Радиус круга по мере тренировок будет постепенно увеличиваться.
Спокойно моргайте, не переутомляйте глаза.
Улыбка на месте? Отлично! Проверьте внутреннее состояние! Опять поморгайте глазами, похлопайте ресницами.
Сели ровно.
VI. Работа с учебником
- Чтение правила о прямоугольнике (учебник с плоско-печатным шрифтом стр. 12, по Брайлю – стр.51)
VII. Работа в тетрадях
- Вычерчивание прямоугольника.
VIII. Работа с учебником
- Найти среди фигур прямоугольники.
- Выставление оценок
- Домашнее задание
- Итог урока
- Начертить прямоугольник.
- С какой фигурой мы познакомились на этом уроке?
- Чем она отличается от других четырехугольников?