Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Цели урока:
1.Знакомство с общим правилом написания гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и буквы Ц.
2.Развитие орфографической зоркости.
3.Воспитание любви к русскому языку.
Задачи: формировать навыки осознанного грамотного письма.
Оборудование: загадки, опора по теме, карточки обратной связи, слайды.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Словарная работа: загадки.
- Если ты его отточишь,
- Строительный материал, используемый для кладки зданий. (Кирпич)
- Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу. (Багаж)
- Как по-другому назвать приятеля, друга. (Товарищ)
Нарисуешь всё, что хочешь. (Карандаш)
Дети проверяют словарные слова по записи на доске:
Карандаш
кирпич
багаж
товарищ
- Что объединяет эти слова? (Во всех словах встретились шипящие звуки)
- Что знаете об этих звуках? (ч, ж, ш, щ)
III. Сообщение темы урока.
IV. Работа над новым материалом.
- а) составление словосочетаний со словарными словами, поставив существительные в Т. п. (запись в тетрадях и у доски)
б) постановка ударения у существительных в Т. п.
в) – Обратите внимание на окончания имён существительных. Что заметили?
г) Вывод. - А что предлагает учебник? (стр. 147 – вывод)
2. Работа с опорой.
- О чём говорит эта опора? ( В окончаниях существительных в Т. п. после шипящих и буквы Ц под ударением пишется О, без ударения Е.)
V. Закрепление изученного.
На доске записаны словосочетания:
прибежал с плач.м
достал ковш.м
играл с малыш.м
сосиски с горчиц.й
Используя карточки обратной связи, показываем нужную гласную О, Е. Доказать.
VI. Самостоятельная работа (детям даются разноуровневые задания).
а) работа в парах (по карточкам)
- Вставить гласную букву в окончания имён существительных;
б) работа группы учащихся (по картинкам (слайды) составить словосочетания на данное правило: рисовал карандашом, любовался ученицей и т. д.)
в) остальные учащиеся выполняют упражнение по учебнику по вариантам:
I в.
Выписать слова с ударными окончаниями.
II в.
Выписать слова с безударными окончаниями.
VII. Проверка самостоятельной работы.
VIII. Обобщение изученного.
Стихотворение (читает ученик)
На улицу утром
Приходит весна,
Сосульки несёт за плечом,
И каждый сугроб
Открывает она
Каким-то волшебным ключом.
- Какие слова на изученное правило заметили?
- Объясните их написание.
IX. Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Сделайте вывод с опорой на таблицу.
X. Д/З. УПР. 389
- Прочитайте задание. Что будете делать? (составление связного текста со словами на данное правило)