На втором курсе студенты приступают к более сложным работам со сбором, систематизацией и анализом полученных данных; подведением итогов, оформлением результатов, показом презентацией. Вовлечение студентов в самостоятельную познавательную деятельность дает развитие познавательному интересу, подготовку к профессиональной деятельности.
На третьем, четвертом курсе студенты занимаются выполнением сложных работ с исследовательскими компонентами: научно – исследовательские работы, компьютерные программы, мультимедийные презентации с использованием цифрового фото, видео и звука, веб-сайты с элементами мультимедиа, образовательные видеоролики, курсовые и дипломные проекты с исследовательской направленностью, электронные учебники и др. Выполненные студентами работы представляются на смотрах-конкурсах, конференциях, выставках различного уровня.
Курсовое проектирование - организационная форма обучения, выполняется на заключительном этапе изучения дисциплины. Осуществляется обучение применению полученных знаний при решении комплексных производственно-технических задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов. Дидактические цели: обучение студентов профессиональным умениям, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по дисциплине, комплексная проверка уровня знаний и умений студентов. При применении электронной версии дисциплины, организующей действия студентов, эффективно используется время, что позволяет переключать сэкономленное время на творческую деятельность, увеличивать долю времени на самостоятельную работу.
Для организации эффективного процесса научно-исследовательской деятельности студентов создается мотивация к проектной деятельности; определяется, чему должны научиться студенты в результате работы; организовывается работа в малых группах, индивидуально; проводятся консультации с использованием электронной версии дисциплины; используются критерии объективной оценки на базе контролирующей программы.
Мультимедийное сопровождение в научно-творческой деятельности студентов техникума имеют следующие направления: создание компьютерных программ с использованием средств мультимедиа; выполнение научно-исследовательских работ; участие в научно-практических конференциях, фестивалях; выставках технического творчества; руководство студентами старших курсов научно-творческой деятельностью студентов младших курсов; защита курсовых и дипломных проектов с использованием веб-сайтов с элементами мультимедиа, компьютерных анимаций, образовательных видеороликов.
Систематически поддерживаются связи с представителями предприятий, работодателями, что позволяет выполнять научно-исследовательские работы, проектирование на основе фактических показателей предприятий, дает возможность осмыслению и расширению знаний по получаемой специальности. Одним из видов профессиональной деятельности будущего специалиста со средним профессиональным образованием является экспериментально – исследовательская, которая предполагает: проведение экспериментальных исследований в сфере профессиональной деятельности; контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования технологических процессов; поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово – хозяйственной деятельности организации. При написании курсовых и дипломных проектов доминирует исследовательская, поисковая, творческая деятельность. Например, студенты выполняют исследовательские работы, курсовые и дипломные проекты на реальной основе по материалам предприятий Киселевская мебельная фабрика, ЧП “Весна” г. Красноярск, ООО “БКТ” п. Тисуль, учебно-производственные мастерские ГОУ СПО “Мариинский лесотехнический техникум и др. с использованием передовых технологий, мультимедийных презентаций, веб-сайтов с элементами мультимедиа.
Применение мультимедиа технологий создает благоприятные условия для развития личности студента, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; помогает: привлекать студентов к участию в научно-практических конференциях, фестивалях, выставках технического творчества; активизировать и систематизировать самостоятельную и творческую работу обучающихся, которая является наиболее важной составляющей их познавательно-профессиональной деятельности и сопровождается активной мыслительной деятельностью, творческой активностью, самостоятельностью студентов, возможностью самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития, руководством студентами старших курсов научно-творческой деятельностью студентов младших курсов; презентовать свои результаты познавательно-профессиональной деятельности.
На повышение качества профессиональной подготовки студентов влияет использование мультимедиа технологий при их обучении, поэтому профессиональная подготовка студентов техникума будет эффективнее, если в процессе профессионального обучения ориентировать студентов на разнообразные формы участия в разработке информационно – образовательных электронных ресурсов, связанных не только с учебным, но и профессиональным содержанием деятельности будущих специалистов.