Бинарный урок в 6-м классе "Образ природы в музыке и живописи"

Разделы: Общепедагогические технологии


План урока:

I. Бенцианова Н.В. Князева Е.Л.

  1. Эпиграф: стихотворение Н. Рыленкова.
  2. Беседа о Временах года (вопросы).
  3. Презентация – “Природа в музыке и живописи”
  4. Слушание музыки П.Чайковского, фольклорные песни “А мы масленицу дожидались”, “Снежок сеем”.
  5. Исполнение фольклорной песни.
  6. Просмотр и разбор картин художников и сравнение настроения и тональности полотен с музыкой.
  7. Анализ выразительных средств, используемых композиторами для создания картин природы в разное время года.

2. Практическая работа (по группам).

Изображение школьного двора в различное время года – осенью, весной, летом и зимой.

3. Итог урока-обобщения.

Оборудование:

  1. На доске – репродукции картин Ил.Прянишникова И., Б.Кустодиева, И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина,
  2. Портреты композиторов П. Чайковского, художников Ил.Прянишникова И., Б.Кустодиева, И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова
  3. Компьютер, мультимедийный проектор.
  4. Презентация “Природа в музыке и живописи”
  5. У учащихся: листы бумаги, клей, краски, ножницы, кисти.

Ход урока

1. Проводит учитель музыки.

Звучит “Осенняя песенка” П.Чайковского.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью,
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья,
Нахлынули дружно.

- Сегодня наш урок посвящен образу природы в разное время года.
- Какие композиторы сочиняли музыку о природе? (ответы детей)

Звучит “Времена года” – Осень!

“Октябрь”

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

(А. Пушкин)

Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

- Какое настроение музыки?
- С какой картиной перекликается это настроение? (ответы детей)

Это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию.

Зима Звучит “Святки”.

Эпиграф:

"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."

(В.А.Жуковский)

Какое настроение у этой темы зимы? (ответы детей)

С какой картиной перекликается настроение этой музыкальной темы?

"Святки". Декабрь. Святки – время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

- Каков характер этой музыки?
- А теперь - “Весна” "Песня жаворонка". Март.

"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"

(А. Н. Майков)

- Каков характер музыки в пьесе П. Чайковского? (ответы детей)

Жаворонок – полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами.

А теперь “Лето”.

“Баркарола”.

- Какой темп?
- Динамика?
- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

И. Шишкин “Рожь”.

Все рожь кругом, как степь, живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

(А. Некрасов)

В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: “Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж...”

2. Проводит учитель ИЗО.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
- А художники, которые изображают природу? (пейзажисты)

Это замечательные выдающиеся мастера пейзажа Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов. А. Саврасов и многие другие. Сегодня на уроке мы будем говорить природе в разное время года. Перед вами репродукции (на доске названия) известных мастеров живописи:

1. Б. Кустодиев “Масленица”.

- К какому времени года мы можем отнести те или иные картины?

Зимние пейзажи

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

Исполнение песни “Снежок сеем”

Борис Михайлович Кустодиев “Масленица”.

Масленичное гулянье. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками, купола церквей еще пока одеты в снежные шубы и шапки, но уже звучат масленичные заклички весны! (звучит народная песня “А мы масленицу дожидались”)

Весенний пейзаж

- Какие чувства у вас вызывает та или иная картина?

2. Исаак Левитан “Март”.

Художник мастерски изобразил переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели.

Осенние пейзажи

- Рассмотрите эти картины.
- Какие краски преобладают на них?

Летние пейзажи

- Какие краски характерны для изображения летнего дня?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

Давайте вместе с вами попробуем изобразить природу в различное время года с помощью определенных средств выразительности, которыми пользуются художники.

2. Практическая работа (по группам). Изображение школьного двора в различное время года.

3. Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы времен года очень по-разному, а художники - свои картины природы, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Живопись можно услышать, а музыку увидеть.