Исследования физиологов свидетельствуют о том, что современные дети испытывают недостаток двигательной активности, что является причиной многих заболеваний.
Использование ярких, красочных пособий помогает разнообразить физкультурные занятия, способствует развитию двигательной активности детей, а также позволяет ознакомить с формой, величиной, цветом, которые составляют основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
При помощи зрительного анализатора человек получает более 80 % информации из внешнего мира, так как зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений, такие как форма, цвет, величина, количество, положение в пространстве.
Во время работы мы заметили, что в двигательной деятельности дети активнее воспринимали новые предметы, их свойства и качества. Они с большим желанием выполняли упражнения и задания, подержав в руках разные по величине и окраске мячи, гимнастические палки, обручи, флажки и другие предметы.
Практика показала: у детей легче формируются знания о цвете и величине, если задания выделения этих свойств включить в игровую двигательную деятельность. Для этого мы подбирали пособия основных цветов, одинаковые и разные по величине: флажки, мешочки, мячи, шары, кубики, ленточки, обручи, палочки и т.д.
Сначала игровые задания строили на соотношении двух контрастных по цвету или величине предметов. После выполнения задания (ходьба, бег, поскоки) предлагали детям поднять флажок сначала такого же цвета как у воспитателя, а потом – другого. Затем условия игры усложняли: давали задание подойти к кубику в соответствии с цветом флажка (месторасположение кубиков менялось, а иногда кубики разного цвета ставились вместе).
Детям предлагали игру “Собери шарики (кубики)”. Сначала педагог разбрасывал шары двух цветов, детям предлагали сложить их в корзины соответствующего цвета. Усложнение игры происходило за счёт введения шаров нескольких (3-4) цветов и разной величины.
Для закрепления цвета предметов мы проводили такие игры как:
- “Светофор”.
Цели: Учить детей узнавать цвет и в
соответствии с ним выполнять движения.
Тренировать внимание, быстроту реакции.
Материал: 3 флажка – жёлтый, зелёный,
красный.
Ход игры: Ведущий поднимает флажок
любого цвета. Дети в соответствии с цветом
выполняют движения: красный – остановиться,
жёлтый – ходьба на месте, зелёный – бег.
- “Цветные автомобили”.
Цель: Развивать внимание, быстроту
реакции, формировать знания о цвете.
Материал: флажки, рули разного цвета.
Ход игры: У детей в руках цветные рули.
Воспитатель в центре с цветными флажками. Он
поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети с
рулём такого же цвета бегают по площадке
врассыпную. Затем поднимает флажок другого
цвета.
- “Волшебный ковёр”.
Цели: Развивать координацию, укреплять мышечный корсет. Формировать знания о форме, цвете.
- Материал: пособие “Ковёр”.
Ход игры: Прыжки на заданной цветной фигуре на одной, двух ногах.
- “Гусеничка”.
Цели: Развивать координацию движений,
внимание. Формировать знания о цвете.
Материал: пособие “Гусеничка”.
Ход игры: ходьба, прыжки по “следам”,
наступая по направлению “следа”.
- “Кто скорее до флажка”.
Цели: Развивать быстроту реакции,
скорость, умение ориентироваться в пространстве.
Формировать знания о цвете.Материал: флажки
разного цвета.
Ход игры: Флажки стоят по разным
сторонам зала. По сигналу педагога дети бегут к
определённому флажку.
- “Кто больше соберет”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
ловкость, умение различать цвета.
Материал: Шары, кубики, корзинки разного
цвета.
Ход игры: Дети складывают шары в
соответствующие по цвету корзины.
- “Крокодил”.
Цели: Развивать быстроту реакции,
ловкость. Формировать знания о цвете.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне
площадки. Водящий – “крокодил” стоит
посередине. Дети его спрашивают:
Крокодил, крокодил,
Какое солнце проглотил?
Водящий загадывает цвет. Дети, у которых в одежде есть загаданный цвет, переходят на другую сторону без препятствий, у которых его нет - перебегают, водящий старается их поймать.
- “Маяк”.
Цели: Развивать быстроту реакции,
внимание, память, ориентировку в пространстве.
Формировать знания о цвете.
Материал: 3 флажка (красный, жёлтый,
зелёный), кубики.
Ход: В разных местах площадки на
расстоянии 1-2 метра друг от друга расставлен
кубики – подводные камни. Ведущий стоит на
возвышенности с тремя флажками – “маяк”. Дети –
“лодки, корабли” размещаются по сторонам
площадки. В зависимости от цвета “маяка” дети
выполняют следующие действия:
Жёлтый флажок – лодки огибают “подводные
камни”, не задевая их;
Зелёный флажок – лодки двигаются свободно по
краям площадки;
Красный флажок – остановка.
Для сравнения величин предлагали детям такие подвижные игры как:
- “Карлики и великаны”.
Цель: Развивать зрительный, моторный,
слуховой анализаторы, внимание, умение различать
величины.
Ход: По сигналу ведущего дети выполняют
команды: “Карлики” – ходьба в полуприседе,
“Великаны” – ходьба на носочках.
- “За высоким, за низким”.
Цель: Развивать внимание, быстроту
реакции, умение различать величины, по сигналу
воспитателя изменять направление движения.
Ход: По команде ведущего дети идут в
колонне за высоким, за низким ребёнком.
- “Кто больше соберёт”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
ловкость, умение различать величину предмета.
Материал: Большие, маленькие и среднего
размера кубики, шарики.
Ход: дети собирают предметы
определённого размера.
- “Кто скорее до кубика”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
скорость, ориентировку в пространстве, умение
различать величину предметов.
Материал: Разные по величине кубики.
Ход: По сторонам зала стоят кубики
разного размера. По сигналу воспитателя дети
бегут к кубику определённой величины.
Для ознакомления с формами служат геометрические фигуры. Мы используем плоскостные и объёмные фигуры. Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник) применяем для игро-вых упражнений: “Перешагни”, “Пройди по квадратам (кругам)”, “Прыжки из круга в круг”, “Перепрыгни”. Введение объёмных фигур (куб, шар, параллепипед, цилиндр) в двигательную деятельность помогло детям лучше понять их отличие от плоскостных, так они применяли предмет в действии: “Прокати мяч”, “Брось и поймай”, “Перепрыгни через кубик (набивной мяч)”. На занятиях и в индивидуальной работе с детьми мы использовали игры:
- “Волшебный ковёр”.
Цель: Развивать координацию движений,
укреплять мышечный корсет, формировать знания о
форме, цвете.
Материал: Коврик с цветными фигурами.
Ход: Прыжки с фигуры на фигуру на одной,
двух ногах по заданию.
- “Попади в круг”.
Цель: Развивать глазомер, меткость,
координацию движений, умение различать
геометрические фигуры.
Материал: Коврик с плоскостными
фигурами, мячи.
Ход: У детей мячи. Все бросают в круг.
Выигрывает тот, кто попал в цель.
- “Кто больше соберёт”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
умение различать геометрические фигуры.
Материал: Плоскостные геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Ход: Дети собирают определённые фигуры.
Можно разделиться на команды, одна собирает
круги, другая – квадраты.
Усложнение: Добавить прямоугольник.
- “Прокати – поймай”.
Цель: Развивать глазомер, умение
отталкивать мяч, определять объемную фигуру.
Материал: Мячи по количеству детей.
Ход: Дети катят мячи до ориентира,
догоняют их.
- “Доползи до кубика”.
Цель: Развивать быстроту, умение
различать геометрические фигуры.
Материал: Кубики, мячи, прямоугольники,
конусы.
Ход: По сторонам зала расставлены
разные геометрические фигуры, дети ползут до
заданной.
Усложнение: К объёмным фигурам добавить
плоскостные.
- “Быстро возьми”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
внимание, умение определять геометрическую
фигуру.
Материал: Геометрические фигуры.
Ход: Дети выполняют активную ходьбу, по
сигналу воспитателя берут заданную
геометрическую фигуру.
Усложнение: Добавить к геометрическим
фигурам различный спортивный инвентарь –
флажки, мешочки для метания и т.д.
- “Ползи-толкай”.
Цель: Упражнять в умении ползать,
проталкивая мяч, формировать знания об объёмных
фигурах.
Материал: Мячи по количеству детей.
Ход: Дети ползут вперёд, толкая мяч
головой. Воспитатель обращает внимание на то, что
шар – это объёмная фигура.
Для определения формы предмета и сравнения разных геометрических фигур мы проводили игры-эстафеты. Соревновательный момент повышал интерес к выполнению заданий. Детям предлагали такие эстафеты:
- “Поменяй предмет”. У ориентира лежит кубик. У первого участника команды в руках шарик. Он бежит до ориентира, меняет предмет, возвращается к команде, передаёт кубик. Следующий участник тоже меняет предмет и т.д.
- “Перенеси – не урони”. Участники команд переносят шарик на ракетке, стараясь его не уронить.
- “Принеси кубик”. У ориентира находятся геометрические фигуры кубики и квадраты по количеству участников в команде. Дети по очереди бегут до ориентира, выбирают заданную фигуру (кубик) , возвращаются к команде.
Усложнение: Добавить шарики, круг.
Слуховой анализатор даёт возможность воспринимать звуки различного происхождения. Мы обратили внимание, что при помощи подвижных игр, игр-упражнений у детей лучше развивается физический (окружающие звуки) и фонематический (звуки человеческой речи) слух, слуховое внимание. Различие звуков помогает воспринять их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов, живых существ. Например, в игре “Жмурки” дети, хлопая в ладоши, дают сигнал водящему об их местоположении: близко – далеко, справа – слева.
Без умения сосредоточиться на звуках человеческой речи нельзя научиться понимать речь. Мы подобрали подвижные и малоподвижные игры для развития слухового восприятия.
- “Где звенит?”
Цель: Развивать слуховое восприятие,
ориентацию в пространстве.
Материал: Погремушка или колокольчик.
Ход: Дети стоят в кругу. Водящий в центре
с завязанными глазами. Один из детей звонит в
колокольчик. Водящий – ребёнок младшего
дошкольного возраста идёт на звон колокольчика,
старшего – определяет направление звука
словесно (справа – слева, вверху – внизу, спереди
– сзади).
- “Медведь, что ешь?”
Цель: Развивать быстроту реакции,
слуховое внимание.
Материал: Маска медведя.
Ход: Выбирается медведь, остальные дети
– пчёлы. Пчёлы летают, медведь сидит и ест. Пчёлы
подлетают к медведю, спрашивают: “Медведь, что
ешь?”. Медведь отвечает: “Малину, рыбу, шишки,
ягоды…” Как только медведь скажет “мёд”, он
начинает догонять и ловить пчёл. Пчёлы улетают в
свои домики-ульи.
- “На море”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
слуховое внимание.
Ход: Дети встают в шеренгу. На команду
“море” делают шаг назад, “берег” - шаг вперёд,
“парус” - поднимают руки вверх.
- “Тихо – громко”.
Цель: Развивать слуховое внимание,
учить определять силу звука.
Ход: Дети стоят в шеренге, спиной к ним
стоит водящий. Дети хлопают в ладоши тихо или
громко. Водящий определяет.
- “Прыгает – не прыгает”.
Цели: Упражнять в прыжках на двух
ногах, энергично отталкиваясь от пола. Развивать
слуховое внимание.
Ход: Дети стоят в шеренге или
врассыпную. Ведущий называет предметы, животных,
насекомых (например, лягушка, книга, воробей,
стул, кузнечик, кенгуру, зайчик, парашютист,
книга, слон, мячик, акробат, обезьяна и т.д.). Если
ведущий назвал то, что прыгает, дети прыгают на
месте или в продвижением вперёд, а если то, что не
прыгает, то стоят без движения.
Усложнение: Ускорение темпа произношения слов.
- “Кто летает”.
Игра аналогична предыдущей. Ведущий называет предметы, животных, насекомых – голубь, слон, воробей, дерево, ворона, пчела, стрекоза, божья коровка, собака, кошка, ракета, самолёт, змея, облака, орёл, велосипед, бабочка, жук, паук. Если назван летающий объект, то дети поднимают руки вверх, а если не летающий – руки остаются внизу.
“Путаница”.
Цель: Развивать быстроту реакции,
слуховое внимание.
Ход: Дети встают в круг. Ведущий в центре
и произносит фразы. Если в его предложении есть
ошибка, дети топают, там где нет ошибки – хлопают.
Птички певчие поют: гав, гав, гав.
Колокольчики звенят: жу, жу, жу.
Лает пёсик во дворе: мяу, мяу, мяу.
Жук на дереве жужжит: жу, жу. жу.
Утки серые кричат: кря, кря, кря.
Козлик серенький кричит: му-у-у.
А барашек у реки: бе-е, бе-е.
А корова на лугу: чик-чирик.
Ведущий может менять звукоподражания.
- “Отгадай, чей голосок”.
Цель: Развивать слуховой анализатор.
Ход: Дети образуют круг. Один из
играющих становится в центре круга, закрывает
глаза (завязывают платком). Воспитатель выбирает
того, кто будет говорить: “Скок-скок-скок”. Все
играющие идут по кругу, говорят:
Мы составили все круг,
Повернёмся разом вдруг!
На эти слова дети поворачиваются вокруг себя и продолжают:
А как скажем – скок, скок, скок (говорит выбранный ребёнок)
Угадай, чей голосок.
Ребёнок, стоящий в кругу, угадывает.
Усложнение: Выбранный ребёнок старается изменить голос.
- “Узнай по голосу”.
Игра аналогична предыдущей.
Мы немножко порезвились
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
- “Улиточка”.
Игра аналогична предыдущей. В центре круга стоит водящий – “улиточка”. Дети идут по кругу, говорят:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам я тебе сахару
И кусочек пирога.
Угадай, кто я?
Один из детей зовёт “улиточку” по имени, водящий угадывает кто его позвал.
- “Зоопарк”.
Цель: Развитие слухового анализатора,
творческого воображения, умения выразить
загаданное средствами мимики, жестами,
имитационными движениями.
Материал: Загадки о животных.
Ход: Педагог загадывает детям загадки о
животных. Дети изображают отгадку жестами,
мимикой, характерными движениями загаданного
животного.
- “Льдинка, ветер и мороз”.
Цели: Развивать быстроту реакции,
память, внимание, слуховой анализатор.
Ход: Чтобы “согреться” дети прыгают
врассыпную, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят:
Дзинь, дзинь…
Воспитатель даёт команды: льдинки – руки вверх над головой, соединить пальцы рук; ветер – лёгкий бег на носочках; мороз – остановиться на месте.
Тактильно-двигательное восприятие помогает ребёнку лучше узнавать свойства предметов. Осязание даёт частичную информацию об окружающем мире, чаще всего оно дополняет знания, полученные при помощи зрения и слуха.
В двигательной активности мы знакомим детей с такими качествами предметов как твёрдость и вес. Предлагали детям взять два одинаковых с виду предмета, которые отличались по весу – деревянный куб и куб из поролона. Выполнив упражнения с разными кубами, дети смогли их свойства – твёрдость, мягкость, лёгкость, тяжесть.
Действия с предметами способствовали выделению их качеств, например, дети бросали вдаль разные по весу мячи. Воспитанники заметили, что лёгкие мячи летели далеко, а тяжёлые падали близко.
Для развития тактильного восприятия включали в двигательную деятельность детей такие игры, как:
- “Водяной”.
Цель: Развивать
тактильно-двигательное восприятие, внимание,
память.
Ход: Водящий – водяной с завязанными
глазами стоит в центре круга. Дети идут по кругу,
говорят:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Водяной подходит к одному из игроков, трогая его, пытается отгадать, кто перед ним стоит.
- “Узнай кто”.
Игра аналогична предыдущей.
Для определения и сравнения качеств материала предлагали детям пройти по дорожкам, сделанным из разного материла: дерева, линолеума, клеёнки, поролона, искусственного меха, ткани с гладкой и структурной поверхностью.
Предлагаемые упражнения, игры можно проводить на физкультурных занятиях и в свободной двигательной деятельности детей.
Предлагаем конспект сюжетного занятия для детей старшего дошкольного возраста.