Это второй урок по теме, поэтому дети уже знакомы с простыми случаями обособления и готовы решать простые пунктуационные задачи. Кроме того, накануне прошли уроки развития речи (изложение по тексту “Великая музыка великого композитора”, учебник “Русская речь” Е.И.Никитина, 8-й класс)
Цели урока:
- отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах, попутное повторение условий обособления определений и приложений;
- развитие интеллектуальных умений: сравнение, анализ, обобщение;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание интереса к истории классической музыки.
Формы работы:
- индивидуальная работа,
- фронтальная работа,
- групповая работа.
Оборудование: презентация (приложение 1), карточки с текстом на парту (приложение 2), доска, музыкальный фрагмент вступления “Третьей симфонии” Л. Бетховена (приложение 3).
Ход урока
- Организационный момент + домашнее задание.
2. Повторение материала предыдущего урока.
Устная беседа с классом по повторению (фронтально).
- Какую тему мы изучаем и что было сделано по этой теме на прошлом уроке? (Выслушав ответы учеников, предложить им обобщить сказанное самостоятельно).
Практическая работа по повторению:
а) На умение схематизировать: один ученик воспроизводит схемы условий обособления обстоятельств.
(Проверка первого ученика, работающего со схемами с обязательным проговариванием им условий обособления.)
б) На практические навыки обособления разных членов предложения: второй ученик, а вместе с ним и весь класс, записывает предложение, диктуемое учителем, на доске:
Бетховен, немецкий композитор, в тридцать два года лишившийся слуха, испытал немало ударов судьбы, до последних дней борясь с горем, нуждой, унижениями, несправедливостью.
(Проверка записи, составление схемы, объяснение условий постановки знаков препинания.)
3. Постановка цели урока.
- Итак, изучаемая тема: “Обособление обстоятельств”. Сегодня конкретизируем условия обособления этого члена предложения. А сделать это, как вы уже догадались по предложению, разобранному у доски, поможет нам текст о немецком композиторе Бетховене.
а) Подготовка к групповой работе.
-Что вы знаете о Бетховене и его музыке?
(Беседа по презентации)
В ходе беседы дети воспроизводят отрывки из текста изложения “Великая музыка великого композитора” (учебник “Русская речь”), проведенного накануне. В тексте есть упоминание о “Титанике” и оркестре, исполнявшем музыку Бетховена в последние минуты существования лайнера, слайды 2,3,4 служат зрительным подкреплением полученной ранее информации.
- Слайд 1 – (Бетховен) Какие факты биографии немецкого композитора вам известны?
- Слайд 2 – (звучит музыкальный фрагмент симфонии №3 “Героической”) Охарактеризуйте музыку, которую вы сейчас слышите. Какие чувства она вызывает?
4. Групповая работа
Давайте прочитаем текст вслух. С этим текстом мы будем работать в группах.
- Слайд 4. (Задание для работы в группах) Класс делится на 5 групп, с первым предложением работают все, а далее - по одному предложению на группу, на работу отводится 8-10 минут.
5. Проверка работы групп.
На доску выносятся схемы предложений. Вопросы защищающим ответ группы у доски.- Слайд 5. (Проговаривание характеристики предложения при комментарии схемы).
Предложение простое, двусоставное, распространенное, постановка тире обусловлена подлежащим и сказуемым, выраженными неделимым словосочетанием и существительным.
- Слайд 6.
Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными: одно – одиночным деепричастием, другое – деепричастным оборотом.
- Слайд 7.
Предложение простое, двусоставное,
распространенное, осложнено обособленным
обстоятельством с предлогом несмотря на.
Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, обстоятельство, выраженное фразеологическим оборотом, не обособляется.
- Слайд 9.
Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным приложением.
- Слайд 10.
Предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим в постпозиции.
6. Обобщение знаний об обособлении обстоятельств
, добавление схемы №3 к общему списку случаев обособления.- Слайд 11 - Ответьте на следующие вопросы.
- Слайд 12 - Ответ на вопрос по тексту.
7. Подведение итогов урока.
- Какой материал был повторен на уроке? Какими случаями обособления обстоятельств мы дополнили материал, изученный на прошлом уроке?
- Что каждый из вас сегодня понял, осмыслил? (Рефлексия)
- Спасибо за урок.