Цель урока: Формирование знаний о реакциях разложения.
Девиз урока: “Кто внимательно наблюдает, тот отчетливо и помнит”. Э. По
Задачи обучения:
1. Обобщить и углубить знания обучающихся о химической формуле, простом и сложном веществе, признаках химических реакций, условиях протекания химических реакций.
2. Продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций.
3. Дать представление о реакциях разложения и условиях их протекания.
Задачи воспитания:
1. Воспитывать чувство взаимопомощи и терпимости к чужому мнению.
2. Развивать коммуникативные способности учащихся через организацию работы в малых группах.
Задачи развития:
Способствовать развитию внимания, логического и творческого мышления, наблюдательности
Оборудование: проектор, компьютер, приложение 1.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым типом химических реакций, но и расширим знания по их классификации. А девизом урока мы возьмем замечательные слова известного английского писателя, автора детективов Э.По: “Кто внимательно наблюдает, тот отчетливо и помнит”. (Слайд 1)
Прежде, чем познакомиться с новым типом химических реакций, давайте вспомним, что изучает химия? (Слайд 2)
- Какие бывают вещества по составу?
- Какие вещества называются простыми?
- Какие вещества называются сложными?
Задание. Из представленного ряда формул, выбрать вещество, которое на Ваш взгляд является “третьим лишним”. Свой выбор обоснуйте. (Слайд 3)
1. H2O, O2, CH4.
2. N2, Cl2, H2SO4.
3. Cu, N2O5, FeS.
- Какие явления происходят в окружающем нас мире?
- Какие явления называют физическими?
- Какие явления называют химическими?
Задание. Определите, какое произошло явление (проводится демонстрационный опыт разложения бихромата аммония (1), или малахита (2))? Почему данное явление Вы отнесли к химическим?
Задание. Переведите проделанный опыт на язык химии. (Проверка правильности написания записи) (Слайд 4)
(NH4)2Cr2O7=N2 + Cr2O3 + 4H2O (1)
((СuOH)2CO3= 2CuO + CO2 + H2O (2))
2.Изучение нового материала
-В природе происходит очень много химических реакций, и возникает необходимость разбить их на определенные группы, т.е. проклассифицировать по определенным признакам.
- По какому признаку Вы уже классифицировали химические реакции? (теплота)
-Давайте охарактеризуем проделанную реакцию по такому признаку, как количество и состав реагирующих веществ (указанный признак записан на слайде 5) и заполним таблицу (Слайд 6).
Реакция 1 |
Реакция 2 |
|
Количество исходных веществ |
||
Состав исходных веществ |
||
Количество продуктов реакции |
||
Состав продуктов реакции |
- Ребята, вы помните, что в период алхимии, ятрохимии, когда не были известны знаки химических элементов Берцелиуса, ученые описывали химические явления символами, придуманными ими самими. Я нашла описание опыта по получению некоего газа, поддерживающего горение и дыхание, проделанного английским ученым Дж. Пристли. Чтобы нам легче было понять мысли ученого, жившего в XVIII в., перевела описание на современный язык, проделала этот опыт и предлагаю Вашему вниманию кинофрагмент. (Кинофрагмент сопровождается озвученным текстом: “При нагревании оранжевого порошка оксида ртути (II) образуются серебристые капли ртути и кислород”). Хочу спросить, кто догадался, о каком газе будет идти речь?
- Ребята, составьте уравнение проделанной реакции и заполните третий столбик таблицы.
- Почему эти реакции мы объединили в одну группу (согласно выбранному классификационному признаку)?
- Как бы Вы назвали данные реакции?
- Дайте определение реакциям разложения. (Ребята некоторое время работают самостоятельно, затем несколько определений зачитываются)
- Вернемся к проделанным опытам. При каких условиях стало возможным протекание реакций разложения бихромата аммония и оксида ртути (II). Делаем еще один вывод: необходимым условием реакции разложения является нагревание.
3.Первичная проверка знаний учащихся
Задание 1. (Слайд 7)
Его выполняют наиболее смелые учащиеся. Им необходимо изобразить пантомимой разные случаи реакции разложения:
- В результате реакции образуются два простых вещества.
- В результате реакции образуется одно простое и одно сложное вещества.
- В результате реакции образуются два сложных вещества.
Задание 2.
Пока учащиеся готовятся, в это время остальным обучающимся предлагается выполнить следующее задание. (Слайды 8, 9)
На экране проецируется утверждение. Если учащиеся с ним согласны, то поднимают красный кружочек, если нет – зеленый.
- В реакции разложения вступают одно простое и одно сложное вещества.
- В реакции разложения вступают только сложные вещества.
- Необходимым условием реакции разложения является нагревание.
- Реакции разложения – это экзотермические реакции.
- В результате реакций разложения образуются только простые вещества.
- В результате реакций разложения образуются два или более простых или сложных веществ.
- Реакция NaOH + HCl = NaCl + H2O является реакцией разложения.
- Реакция 2 NaCl = 2 Na + Cl2 является реакцией разложения.
После выполнения задания 2, учащиеся демонстрируют составленные ими пантомимы. Остальные ребята должны указать о реакциях какого типа идет речь, отметить количество и состав реагирующих веществ.
Задание 3.
Из предложенных ниже реакций выберите реакции разложения. Закончите их. (Слайд 10)
- HCl -> H2 + Cl2
- CO2 + H2O -> H2CO3
- CaCO3=CaO + CO2
- Fe + HCl = FeCl2 + H2
- KOH + HNO3= KNO3+ H2O
- HNO3 = H2O + NO2 + O2
Проводится соревнование между рядами. Кто быстрее выполнит задание. Затем осуществляется проверка выполнения задания.
Задание 4.
В школьном коридоре была обнаружена шпаргалка с левыми частями уравнений. Восстановите правую часть (Слайд 11).
HBr -> H2 + ?
Fe2O3 -> ? + ?
CuCl2 -> ? + ?
Ag2O -> ? + О2
Один учащийся выполняет на кодопленке, затем осуществляется самопроверка
- Заключительный этап
Учитель проверяет уровень усвоения нового материала.
Предлагается детям поднять красную карточку, если им все осталось понятным с урока; желтую карточку – если что-то осталось непонятным и зеленую карточку – если большая часть материала осталась непонятной.
Дома попытайтесь нарисовать реакцию разложения.
Литература
- Габриелян О.С. Химия 8 класс.
- Химия: методика преподавания. №8. 2002