В обеспечении эффективности учебного процесса важную роль играют проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков.
В уроках контроля и оценки знаний, умений и навыков выделяют несколько этапов.
-Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, целей и задач урока.
-Проверка знания школьниками фактического материала и умения раскрывать связи в предметах и явлениях.
-Проверка знания учащимися основных понятий и умений объяснять их сущность.
-Проверка глубины осмысления учащимися знаний и их степени обобщения.
-Применение знаний в различных конкретных ситуациях.
-Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
-Итоги урока, домашнее задание.
Такая структура урока исходит из постепенного нарастания уровней знаний, умений и навыков.
Рассмотрим пример урока контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Тема: “Умножение и деление рациональных чисел”
Цель урока: проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, связанных с умножением и делением положительных и отрицательных чисел, законами умножения,
Приведением подобных слагаемых в алгебраических выражениях.
Вопросы для фронтального опроса.
- Сформулируйте правило умножения двух чисел с одинаковыми знаками. Приведите примеры.
- Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками. Приведите примеры.
- Чему равно произведение нескольких чисел, если одно из них равно нулю?
- При каких условиях а • в=0?
- Чему равно произведение а • (-1)? Приведите примеры.
-Как изменится произведение при перемене знака одного из множителей?
- Сформулируйте переместительный закон умножения.
- Объясните сочетательный закон умножения.
-Запишите законы умножения, используя буквы.
- Ученик, выполняя задание на нахождение произведения 0,125•23•23•(-8), использовал следующую последовательность действий: (0,125 • (-8)) •23 •23=(-1) •23 •23= -23 •23. Какие законы он использовал?
- Какой множитель называют коэффициентом?
- Как найти коэффициент произведения, в котором несколько буквенных и числовых множителей?
- Чему равен коэффициент выражения: -а; -х; ав; -ах?
- Сформулируйте распределительный закон умножения. Запишите, используя буквы.
- Объясните, что значит привести подобные слагаемые?
- Какие законы используются для приведения подобных слагаемых в выражении 6,3у-9в-5,7у-3в?
- Сформулируйте правило деления двух чисел с одинаковыми знаками.
- Сформулируйте правило деления двух чисел с разными знаками.
- В каком случае частное двух чисел равно нулю?
Некоторые из приведённых выше вопросов можно использовать для проведения математического диктанта.
Приведённые ниже задания направлены на контроль, оценку, коррекцию знаний и умений учащихся. Первая часть не требует для выполнения мыслительной деятельности реконструктивного характера, вторая часть предполагает реконструкцию знаний и умений по изучаемой теме.
Первая группа.
1.Какие из указанных равенств верные:
1) (-7) • (-6)=-42;
2) 18• (-0,3)=-5,4;
3) (-1,2) •0,3=-3,6;
4) (-4,1) • (-2,3)=8,43?
Выберите верный ответ.
Ответ: 1); 2); 3); 4); верных равенств нет.
2. Не выполняя вычислений, определите, какое произведение положительно:
1) (-5) •0,4• (-8) • (-961);
2) (-9) • (-3) •0,5•0,2 • (-2,6);
3) (-25) • (-0,65) • (-3/4) • (-4);
4) 7 • (-2,7) • (-0,9) • 0.
Ответ:1); 2); 3); 4); не знаю.
3. Укажите произведения, имеющие равные коэффициенты:
1) 8ав и 5х (6у);
2) 1/2mnk и 3,5ав;
3) (-4) • (-6ху) и 2а•12в;
4) 0,03авс и 4,12авс.
Ответ: 1); 2); 3); 4); таких выражений нет.
4. Какое из выражений содержит подобные слагаемые:
1) 8в-12ав+15;
2) –2,6авс+5хс-2,6;
3) -1/2ав+4,2ср -а;
4) 54ав-3/4ав+32.
Укажите правильный ответ.
Ответ: 1); 2); 3); 4); не знаю.
5. Верно ли выполнено деление:
1) -8,1:9=0,9;
2) -4,2:14=-3;
3) 56:(-8)=7;
4) 7,3:(-1)=-7,3?
6.Укажите верные равенства:
1) -1,3 (34-25)=-1,3•34_1,3•25;
2) -2 • (14+16)=-2•14+16;
3) (-6,7+13) • (-3)=-6,7 • (-3)+13• (-3).
- -7,1:((-1,2) • (-12));
- (15,4 • (-0.54)):(-0,5);
- (2251 •2/25):2,4;
- -2,4:(-17,2 •100).
Ответ: 1); 2); 3); 4); частных с отрицательным знакам нет.
Вторая группа.
- Определите знак выражения:
а) (-0,4) • (-1/2):14 • (-7,5):0,001• (-123);
в) 15,5:(-0,05) •4,25:1/4•80,8:(-10,1).
2.Упростите выражение:
а) -6,3• (-2х) •0,3;
в) – 3,1в • (-20с) • (-10d).
3.Выберите наибольшее и наименьшее значение среди чисел а, а?, а?, (в следующих значениях а степень увеличивается на 1 до 7), если а = -3, а =7.
Совокупность всех заданий и их последовательность охватывают все уровни усвоения знаний. Ответы на вопросы предполагают контроль, оценку и коррекцию знаний на уровне воспроизведения. Последующая серия заданий предполагает прямое применение знаний. Заключает контроль знаний и умений учащихся выполнение упражнений в изменённых ситуациях, требующее их реконструкции в соответствии с условием и требованием задачи.