Дидактический материал в помощь учителю математики среднего звена (к теме "Умножение и деление рациональных чисел")

Разделы: Математика


В обеспечении эффективности учебного процесса важную роль играют проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков.

В уроках контроля и оценки знаний, умений и навыков выделяют несколько этапов.

-Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, целей и задач урока.

-Проверка знания школьниками фактического материала и умения раскрывать связи в предметах и явлениях.

-Проверка знания учащимися основных понятий и умений объяснять их сущность.

-Проверка глубины осмысления учащимися знаний и их степени обобщения.

-Применение знаний в различных конкретных ситуациях.

-Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

-Итоги урока, домашнее задание.

Такая структура урока исходит из постепенного нарастания уровней знаний, умений и навыков.

Рассмотрим пример урока контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Тема: “Умножение и деление рациональных чисел”

Цель урока: проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, связанных с умножением и делением положительных и отрицательных чисел, законами умножения,

Приведением подобных слагаемых в алгебраических выражениях.

Вопросы для фронтального опроса.

- Сформулируйте правило умножения двух чисел с одинаковыми знаками. Приведите примеры.

- Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками. Приведите примеры.

- Чему равно произведение нескольких чисел, если одно из них равно нулю?

- При каких условиях а • в=0?

- Чему равно произведение а (-1)? Приведите примеры.

-Как изменится произведение при перемене знака одного из множителей?

- Сформулируйте переместительный закон умножения.

- Объясните сочетательный закон умножения.

-Запишите законы умножения, используя буквы.

- Ученик, выполняя задание на нахождение произведения 0,125•23•23•(-8), использовал следующую последовательность действий: (0,125 • (-8)) •23 •23=(-1) •23 •23= -23 •23. Какие законы он использовал?

- Какой множитель называют коэффициентом?

- Как найти коэффициент произведения, в котором несколько буквенных и числовых множителей?

- Чему равен коэффициент выражения: -а; -х; ав; -ах?

- Сформулируйте распределительный закон умножения. Запишите, используя буквы.

- Объясните, что значит привести подобные слагаемые?

- Какие законы используются для приведения подобных слагаемых в выражении 6,3у-9в-5,7у-3в?

- Сформулируйте правило деления двух чисел с одинаковыми знаками.

- Сформулируйте правило деления двух чисел с разными знаками.

- В каком случае частное двух чисел равно нулю?

Некоторые из приведённых выше вопросов можно использовать для проведения математического диктанта.

Приведённые ниже задания направлены на контроль, оценку, коррекцию знаний и умений учащихся. Первая часть не требует для выполнения мыслительной деятельности реконструктивного характера, вторая часть предполагает реконструкцию знаний и умений по изучаемой теме.

Первая группа.

1.Какие из указанных равенств верные:

1) (-7) (-6)=-42;

2) 18 (-0,3)=-5,4;

3) (-1,2) 0,3=-3,6;

4) (-4,1) • (-2,3)=8,43?

Выберите верный ответ.

Ответ: 1); 2); 3); 4); верных равенств нет.

2. Не выполняя вычислений, определите, какое произведение положительно:

1) (-5) 0,4 (-8) (-961);

2) (-9) (-3) 0,50,2 (-2,6);

3) (-25) (-0,65) (-3/4) (-4);

4) 7 (-2,7) (-0,9) 0.

Ответ:1); 2); 3); 4); не знаю.

3. Укажите произведения, имеющие равные коэффициенты:

1) 8ав и 5х (6у);

2) 1/2mnk и 3,5ав;

3) (-4) (-6ху) и 2а12в;

4) 0,03авс и 4,12авс.

Ответ: 1); 2); 3); 4); таких выражений нет.

4. Какое из выражений содержит подобные слагаемые:

1) 8в-12ав+15;

2) –2,6авс+5хс-2,6;

3) -1/2ав+4,2ср -а;

4) 54ав-3/4ав+32.

Укажите правильный ответ.

Ответ: 1); 2); 3); 4); не знаю.

5. Верно ли выполнено деление:

1) -8,1:9=0,9;

2) -4,2:14=-3;

3) 56:(-8)=7;

4) 7,3:(-1)=-7,3?

6.Укажите верные равенства:

1) -1,3 (34-25)=-1,334_1,325;

2) -2 (14+16)=-214+16;

3) (-6,7+13) (-3)=-6,7 (-3)+13 (-3).

  1. Не выполняя вычислений, определите, какое частное имеет отрицательный знак:
  1. -7,1:((-1,2) (-12));
  2. (15,4 (-0.54)):(-0,5);
  3. (22512/25):2,4;
  4. -2,4:(-17,2100).

Ответ: 1); 2); 3); 4); частных с отрицательным знакам нет.

Вторая группа.

  1. Определите знак выражения:

а) (-0,4) (-1/2):14 (-7,5):0,001 (-123);

в) 15,5:(-0,05) 4,25:1/480,8:(-10,1).

2.Упростите выражение:

а) -6,3 (-2х) 0,3;

в) – 3,1в (-20с) (-10d).

3.Выберите наибольшее и наименьшее значение среди чисел а, а?, а?, (в следующих значениях а степень увеличивается на 1 до 7), если а = -3, а =7.

Совокупность всех заданий и их последовательность охватывают все уровни усвоения знаний. Ответы на вопросы предполагают контроль, оценку и коррекцию знаний на уровне воспроизведения. Последующая серия заданий предполагает прямое применение знаний. Заключает контроль знаний и умений учащихся выполнение упражнений в изменённых ситуациях, требующее их реконструкции в соответствии с условием и требованием задачи.