Занятие "Художественная роспись тканей"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: “Горячий батик”.

Формы организации занятия: фронтальная, индивидуальная.

Возраст 14-17 лет

Цели.

1. Познакомить учащихся с техникой горячего батика, как видом декоративно-прикладного искусства.

2. Сформировать представление о характерных особенностях техники горячий батик .

3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

4.Воспитывать любовь к искусству, творчеству, интерес к истории народного искусства.

Оборудование.

Для учителя. Иллюстративный материал по горячему батику; карточки этапы выполнения, схемы-эскизы цветочных композиций, ТСО лирические мелодии, магнитофон, плитка ученическая, вентилятор, утюг, газеты.

Для ученика: изобразительные материалы: набор батик, бумага формат А-4, карандаш, пяльцы, кисти, парафин.

Тип занятия мастер-класс. Практикум

Время: 45 мин.

План занятия.

1. Организационный момент -2-3 мин;

2. Беседа об искусстве батика, его характерных особенностях - 5мин;

3. Постановка художественной задачи, техника безопасности при работе с горячими материалами и утюгом.– 2-3 мин;

4. Практическая часть. Поэтапное выполнение задания. – 30 мин;

5. Подведение итогов занятия. Сообщение домашнего задания – 5 мин.

Ход занятия

1.Организационный момент. Доброе утро уважаемые коллеги, доброе утро ребята.

2. Содержание беседы. Сегодня на занятии мы продолжим изучение батика и рассмотрим следующую технику выполнения художественной росписи текстиля, а именно технику горячего батика и выполним батиковые композиции. А так же узнаем о его характерных особенностях и проверим это на практике.

Горячий батик, в переводе с яванского означает “капля воска”. Оно имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Мы, должны, с глубоким уважением относится к прошлому этого искусства, так как оно помогает черпать нам новые творческие идеи, в процессе чего появляются новые технологии в развитии ручной росписи тканей. На право первооткрывателей этого способа украшения ткани претендуют Египет Персия, Индия Китай. Но нигде искусство не достигло таких высот, как в Индонезии. За сотни лет было разработано более трех тысяч разновидностей мотивов орнаментов, каждый из которых имеет магическую силу и способность влиять на судьбу человека и его характер. А каждый цветок в этом орнаменте, имеет символическое значение. А вот в Древнем Китае, существовала глубокая вера в благотворное влияние шелка на здоровье человека, тело которого было им окутано. В старинных китайских рукописях, упоминается также о целебных искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которого лечили людей, и об особой росписи шелковых тканей, который выполняется с помощью кисточки окунаемый в горячий воск. Характерные особенности горячего батика, основаны на многократном резервировании определенных мест рисунка горячим воском или парафином.

При создании горячего батика нужно хорошо продумать все этапы работы и соблюдать строгую последовательность.

В классическом варианте рисунок на ткани резервируют воском и окунают в емкость с краской, затем высушивают и вновь повторяют последовательность работы до тех пор, пока не закроется весь рисунок резервом. В настоящее время различают несколько способов работы в данной технике: батик в одно перекрытие, в два или несколько перекрытий, роспись от пятна, и кракле.

Сегодня и в дальнейшем вам для работы понадобится подрамник, тонкий хлопок или любой шелк, жидкие красители, емкость для воды, палитра, кисти для воска и росписи. Проверьте, все ли есть в наличии для практической работы.

Для первой работы важно подобрать такой рисунок, композицию, чтобы она была цельная, без множества мелких деталей, с четкими лаконичными контурами. Это может быть абстрактная композиция, морская, цветочная, геометрическая. Если кто затрудняется с созданием собственного рисунка, сегодня можно воспользоваться предложенными схемами. Выберите рисунок и перенесите его на ткань. Пока разогревается воск, просмотрите по инструкционной карте последовательность выполнения работы и предложенный колорит. Продумайте, если есть необходимость свой цвет работы и последовательность его наложения, так как работа ведется этапами от светлого к темному. Неплохо смотрятся работы в монохромном исполнении. Предположим, что вы выбираете желто-красно-зеленую гамму.

  • Первое. Зарезервируйте те места, которые должны остаться белыми. Чтобы резервирующий состав хорошо ложился на ткань, разогревайте кисть вместе с воском.

  • Второе. Покройте всю поверхность рисунка светло желтым цветом. Хорошо просушите ткань, и покройте те места, которые должны остаться ярко желтыми.

  • Третье. Используйте ярко красный цвет, который, смешиваясь с желтым, даст оранжевый оттенок. Повторите действия с воском.

  • Четвертое. Покрываем зеленым цветом.

  • После всех этапов нужно удалить воск через проглаживание утюгом и большого количества бумаг.

Сейчас мы перейдем к выполнению практической части, и перед тем как ее начать, я бы хотела вам напомнить правила техники безопасности при работе с горячими материалами.

3. Постановка художественной задачи. Выбранный рисунок для пробной работы, выполните при помощи тройного перекрытия резервирующим составом и подобранным для этой работы колоритом. При выполнении практической части не забывайте о чувстве меры и умейте вовремя остановиться.

4. практическая часть. Выполнение работы в четкой последовательности этапов резервирования и колорирования ткани. В этом вам поможет инструкционная карта. (Приложение 1)

5. Подведение итога работы. (Анализ работ). (Приложение 2) Я благодарю вас за внимание и хорошую работу, и надеюсь, что за это время вы узнали для себя новое о технике батик и сильнее полюбили этот вид творчества. На сегодня все. В следующий раз мы продолжим знакомство с горячим батиком и новыми техниками нанесения рисунка на ткань.

Литература

Сараево Ю.С. Роспись по ткани / Ростов на Дону/ 2000.

На занятии по “Горячему батику”