Тема: “Горячий батик”.
Формы организации занятия: фронтальная, индивидуальная.
Возраст 14-17 лет
Цели.
1. Познакомить учащихся с техникой горячего батика, как видом декоративно-прикладного искусства.
2. Сформировать представление о характерных особенностях техники горячий батик .
3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
4.Воспитывать любовь к искусству, творчеству, интерес к истории народного искусства.
Оборудование.
Для учителя. Иллюстративный материал по горячему батику; карточки этапы выполнения, схемы-эскизы цветочных композиций, ТСО лирические мелодии, магнитофон, плитка ученическая, вентилятор, утюг, газеты.
Для ученика: изобразительные материалы: набор батик, бумага формат А-4, карандаш, пяльцы, кисти, парафин.
Тип занятия мастер-класс. Практикум
Время: 45 мин.
План занятия.
1. Организационный момент -2-3 мин;
2. Беседа об искусстве батика, его характерных особенностях - 5мин;
3. Постановка художественной задачи, техника безопасности при работе с горячими материалами и утюгом.– 2-3 мин;
4. Практическая часть. Поэтапное выполнение задания. – 30 мин;
5. Подведение итогов занятия. Сообщение домашнего задания – 5 мин.
Ход занятия
1.Организационный момент. Доброе утро уважаемые коллеги, доброе утро ребята.
2. Содержание беседы. Сегодня на занятии мы продолжим изучение батика и рассмотрим следующую технику выполнения художественной росписи текстиля, а именно технику горячего батика и выполним батиковые композиции. А так же узнаем о его характерных особенностях и проверим это на практике.
Горячий батик, в переводе с яванского означает “капля воска”. Оно имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Мы, должны, с глубоким уважением относится к прошлому этого искусства, так как оно помогает черпать нам новые творческие идеи, в процессе чего появляются новые технологии в развитии ручной росписи тканей. На право первооткрывателей этого способа украшения ткани претендуют Египет Персия, Индия Китай. Но нигде искусство не достигло таких высот, как в Индонезии. За сотни лет было разработано более трех тысяч разновидностей мотивов орнаментов, каждый из которых имеет магическую силу и способность влиять на судьбу человека и его характер. А каждый цветок в этом орнаменте, имеет символическое значение. А вот в Древнем Китае, существовала глубокая вера в благотворное влияние шелка на здоровье человека, тело которого было им окутано. В старинных китайских рукописях, упоминается также о целебных искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которого лечили людей, и об особой росписи шелковых тканей, который выполняется с помощью кисточки окунаемый в горячий воск. Характерные особенности горячего батика, основаны на многократном резервировании определенных мест рисунка горячим воском или парафином.
При создании горячего батика нужно хорошо продумать все этапы работы и соблюдать строгую последовательность.
В классическом варианте рисунок на ткани резервируют воском и окунают в емкость с краской, затем высушивают и вновь повторяют последовательность работы до тех пор, пока не закроется весь рисунок резервом. В настоящее время различают несколько способов работы в данной технике: батик в одно перекрытие, в два или несколько перекрытий, роспись от пятна, и кракле.
Сегодня и в дальнейшем вам для работы понадобится подрамник, тонкий хлопок или любой шелк, жидкие красители, емкость для воды, палитра, кисти для воска и росписи. Проверьте, все ли есть в наличии для практической работы.
Для первой работы важно подобрать такой
рисунок, композицию, чтобы она была цельная, без
множества мелких деталей, с четкими лаконичными
контурами. Это может быть абстрактная
композиция, морская, цветочная, геометрическая.
Если кто затрудняется с созданием собственного
рисунка, сегодня можно воспользоваться
предложенными схемами. Выберите рисунок и
перенесите его на ткань. Пока разогревается воск,
просмотрите по инструкционной карте
последовательность выполнения работы и
предложенный колорит. Продумайте, если есть
необходимость свой цвет работы и
последовательность его наложения, так как работа
ведется этапами от светлого к темному. Неплохо
смотрятся работы в монохромном исполнении.
Предположим, что вы выбираете желто-красно-зеленую
гамму.
Первое. Зарезервируйте те места,
которые должны остаться белыми. Чтобы
резервирующий состав хорошо ложился на ткань,
разогревайте кисть вместе с воском.
- Второе. Покройте всю поверхность рисунка светло желтым цветом. Хорошо просушите ткань, и покройте те места, которые должны остаться ярко желтыми.
- Третье. Используйте ярко красный цвет, который, смешиваясь с желтым, даст оранжевый оттенок. Повторите действия с воском.
- Четвертое. Покрываем зеленым цветом.
- После всех этапов нужно удалить воск через проглаживание утюгом и большого количества бумаг.
Сейчас мы перейдем к выполнению практической части, и перед тем как ее начать, я бы хотела вам напомнить правила техники безопасности при работе с горячими материалами.
3. Постановка художественной задачи. Выбранный рисунок для пробной работы, выполните при помощи тройного перекрытия резервирующим составом и подобранным для этой работы колоритом. При выполнении практической части не забывайте о чувстве меры и умейте вовремя остановиться.
4. практическая часть. Выполнение работы в четкой последовательности этапов резервирования и колорирования ткани. В этом вам поможет инструкционная карта. (Приложение 1)
5. Подведение итога работы. (Анализ работ). (Приложение 2) Я благодарю вас за внимание и хорошую работу, и надеюсь, что за это время вы узнали для себя новое о технике батик и сильнее полюбили этот вид творчества. На сегодня все. В следующий раз мы продолжим знакомство с горячим батиком и новыми техниками нанесения рисунка на ткань.
Литература
Сараево Ю.С. Роспись по ткани / Ростов на Дону/ 2000.
На занятии по “Горячему батику”