Проектная деятельность учащихся как средсво развития исследовательский умений эколого-краеведческой направленности

Разделы: География


“Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным”.
А. Дистервег

Цель:

Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проектной деятельности учащихся в качестве средства развития исследовательских умений эколого-краеведческой направленности.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Теоретически обосновать возможности проектной деятельности учащихся как средства развития исследовательских умений эколого–краеведческой направленности.

3. Экспериментально подтвердить эффективность проектной деятельности в развитии исследовательских умений учащихся эколого-краеведческой направленности.

4. Разработать методические рекомендации.

Актуальность:

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

Один из возможных способов достижения указанных целей - научно-исследовательская деятельность уч-ся.

Объект:
Учебно-воспитательный процесс на уроках географии и во внеурочное время.

Предмет:
Развитие исследовательских умений учащихся эколого-краеведческой направленности.

Новизна работы:

Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности, вести экологические и краеведческие исследования.

Результативность:

В нашей гимназии успешно действует практика научно – практических конференций, на которых юные исследователи выступают с сообщениями об исследованиях, выполненных самостоятельно или под руководством учителей гимназии. Подобные мероприятия не замыкаются в рамках гимназии, а выходят на областные и республиканские уровни. Разработанные проекты применяются на практике в учебной и внеурочной деятельности.

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития творческих способностей личности ученика. Решению этих задач во многом способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу, безусловно, относится метод проектов.

В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.

Основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников является проект. Мы рассматриваем проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет важное значение для учащихся.

Метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США, основоположником этого метода был американский филосов-идеалист Джон Дьюи (1859-1952).

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектно-исследовательская деятельность как творческая по характеру проходит следующие этапы:

  • возникновение идеи или проблемы;

  • решение задачи;

  • реализация на практике.

По содержанию эти этапы можно охарактеризовать следующим образом:

1 этап – организационно-подготовительный.

На этом этапе происходит поиск проблемы, определяется тема, формируются исследовательские задачи, идёт обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования.

2 этап – технологический.

На этом этапе при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции осуществляется сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление документов.

3 этап – заключительный.

На этом этапе подводятся итоги, проводится анализ и оценка деятельности.

Таким образом, исследовательский проект – первый научный труд выпускника гимназии. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

Имея в основе поиск истинности, научно-исследовательская работа в нашей гимназии носит характер экспериментальности и по содержанию, и по форме. Это один из позитивных экспериментов первых лет работы гимназии. Можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания гимназического образования, является устойчивой формой образовательного процесса.

Среди школьников нашей гимназии особенно популярны проекты по исторической, экологической, краеведческой, комплексно-географической тематике. По способу преобладающей деятельности учащиеся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты. Их всех отличает то, что они реализуются в творческой, самостоятельной обстановке.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, они осуществляются как в урочной, так и в неурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микро социологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, решения конкретных экологических проблем своего края. В любом таком проекте проявляется творчество учащихся.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции или ролевая игра с народами.

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного географического журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставиться цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся “мозговые атаки” с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщать по школьному радио, в школьной газете, в местных периодических изданиях.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентированного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного. Поскольку технология проектного обучения ориентирована на “ создание” новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то и изменяется роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь исполнять роль “независимого консультанта”.

Классификация типов проектов, используемых в географии

Критерии

Типы проектов

Содержание Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.
Уровни интеграции Монопредметные (выполняются на материале географии)

Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов)

Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)

Продолжительность выполнения проекта Мини-проект (несколько недель)

Средней продолжительности (несколько месяцев)

Долгосрочные (в течение года)

Количество участников проекта Индивидуальные, групповые, коллективные
Использование средств обучения Традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические)

Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства

Включенность проектов в тематический план Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания)

Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

В МОУ “Гимназия №1” города Бузулука работает клуб “Юный эколог”, разработана программа дополнительного образования “Школа – окружающий мир” (на основе туристско-краеведческой деятельности детей и подростков), создана научно–методическая база подготовки организаторов туристско-краеведческой работы.

Работа по изучению местных рек, озер обогащает краеведческий кругозор, формирует интерес к географии, геологии, гидрологии, топографии, расширяет круг научных сведений юных исследователей. Работая над сбором и систематизацией материала, юные краеведы используют знания, полученные в походах, на экскурсиях, занимаются в библиотеках, консультируются у специалистов. В результате у них накапливается богатый материал в виде таблиц, диаграмм, фотографий, который потом используется в исследовательских работах учащихся, повышая тем самым их интеллект и уровень обученности.

Экологическое образование и воспитание, а так же исследовательская работа осуществляются во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, включающей в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской работе (выявляют источники загрязнения и их влияние на растительное сообщество, ставят опыты по реаклиматизации растений, наблюдают за состоянием окружающей среды, изучают уникальный лесной массив Бузулукский бор, который стал Национальным парком).

Методические рекомендации к проектной работе по географии

1. Помни, предмет география в отношении проектной деятельности уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления, построение логических цепочек и нахождения причинно - следственных связей. Дети не только получают дополнительные знания, но и воспитывают в себе экологическую и экономическую культуру.

2. Проект по географии позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой.

3. Проектная деятельность как новая технология, во многом способна повысить качество обучения, повысить работоспособность детей, разгрузить учебный процесс, а учителю в работе помогает учебно-методический комплект (УМК), созданный в процессе работы над проектом.

Наша гимназия в настоящее время проходит этап становления, а это в свою очередь сопряжено с определенными трудностями и сложностями. Мы будем опробовать много технологий, но исследовательская работа, непременно прочно войдет в жизнь гимназии.

И в заключении, хочется отметить, что образование - это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему с учителем.

Используя проектную деятельность, я добиваюсь, чтобы мои ученики были не только географически грамотными, самостоятельно мыслящими людьми, но чтобы они понимали величие и красоту родной природы, были сопричастны к проблемам своей страны, своей местности, имели страстное желание их решать. Принимали мир во всем его многообразии, чтобы они были терпимы к нравам и обычаям других народов.

См. презентацию.

Используемая литература

  1. Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников – Москва.1998 год.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований – Москва.1992 год.
  3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара.1994 год
  4. Кузнецов в.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Москва.1996 год.
  5. Новиков А.М. Научно – экспериментальная работа в образовательном учреждении. Москва. 1998 год.