Цели и задачи урока:
- формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
- развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
- воспитание коммуникативных качеств, любви к родной природе;
- создание комфортного микроклимата, ситуации успеха, снятие усталости.
Оборудование: репродукции картин русских художников, запись музыки П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
-Посмотрите за окно, на экран. Какое время года на дворе?
- Какая погода?
- На улице стоит изумительная осенняя погода. И мы будем на нашем уроке говорить о красоте этого времени года. Все слова и предложения, так или иначе будут связаны с темой осени. Нам предстоит много работать, поэтому давайте сядем правильно, тетрадь под наклоном.
Несколько учеников получают карточки с заданием.
Карточка № 1 Просклонять слово погода |
Карточка № 2 Просклонять слово осень |
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
Пп
Пушкин погода осень
Пушкин писал много стихов об осени.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете?
- Что написано на другой строчке? (слова)
- Прочитайте их.
- Сколько слогов в каждом слове? Как определили?
- Поставьте ударение в словах? Какой слог ударный?
- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?
- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)
- Как определили?
- По интонации? (невосклицательное) ЗАПИСАЛИ
- Итак, мы сегодня поговорим об осени, вспомните стихотворения, посвящённые этому
времени года. Наизусть стих. “Унылая пора” с муз. сопровождением П.И.Чайковского
“Времена года. Октябрь”
- Многие поэты и писатели посвятили этому времени года свои произведения.
(выставка книг)
- Этому времени года известные художники посвящали свои картины.
(показ картин)
- Вы слышите музыку Чайковского “Времена года. Октябрь”……..
- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран.
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова перепутаны)
И.п. |
нет |
кто? что? |
Р.п. |
дать |
кому? чему? |
Д.п. |
есть |
кого? что? |
В.п. |
вижу |
кого? чего? |
Т.п. |
доволен |
кем? чем? |
- Нужно навести порядок.
- Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Тема нашего урока предложный падеж. Предложный падеж назван так Ломоносовым. Он
очень часто встречается в речи, по употребляемости он на втором месте после И.п.
- А почему предложный падеж получил такое название? (без предлогов не употребляется)
- Что мы должны о нём узнать на сегодняшнем уроке? (узнать о предложном падеже:
вопросы, предлоги, чем является в предложении)
- А может вы знаете ответ хотя бы на один вопрос?
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
1. Роль в предложении.
- Предположите, какими членами предложения могут быть имена существительные в П.п.?
- Сейчас докажем.
- Составьте два предложения. (слайд)
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Определите падеж имён существительных.
- Разбор 1 предложения по членам предложения и по частям речи.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения и по частям речи.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Если сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём?, то в предложении является дополнением. Если сущ. в П.п. отвечает на вопрос ГДЕ?, то – обстоятельством.)
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами кленовые листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, подчеркните предлоги с этими словами. (выполняют на кленовых листочках)
Я скучаю | |
Что ж, я лучше помечтаю | |
Очень я люблю мечтать! | |
Вот бы мне царевной стать! | |
Я мечтаю о …… | корона |
Буду с ней сидеть на ….. | трон |
Я мечтаю о …… | слон |
Чтоб кататься при …. | луна |
Я мечтаю о … | серёжки |
Вечерами в …. | полутьма |
Я мечтаю об …. | орёл |
Буду с ним летать на …. | воля |
Буду я учиться в …. | школа |
Ой, мечтаю я уже | |
О ……падеже. | предложный |
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
- Откройте учебник на стр.77 прочитайте вывод.
Упр. 144
- Прочитайте.
- О чём это стихотворение?
- Спишите и определите падеж выделенных существительных.
- У доски разобрать по составу слова с двойкой: озёра, морозный
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
- В каких окошках зажгутся огни? Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом. (Проверка на слайде)
Дерево |
прячет |
корни |
в |
земле. |
|||||||||||||||||||
Искры |
таятся |
в |
тёплой |
золе |
|||||||||||||||||||
В |
жёлуде |
зрелом |
спрятан |
дубок. |
|||||||||||||||||||
В |
белой |
скорлупке |
спрятан |
желток. |
|||||||||||||||||||
О.Дриз | |||||||||||||||||||||||
На |
дороге, |
на |
тропинке |
||||||||||||||||||||
Пыль |
притихла |
под |
дождём. |
||||||||||||||||||||
Приколачивать |
пылинки |
||||||||||||||||||||||
Хорошо |
таким |
гвоздём. |
|||||||||||||||||||||
Е.Трутнева |
- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.
- Перед вами стихотворение А.С.Пушкина об осени с пропущенными орфограммами. Списать,
вставить пропущенные орфограммы, определить падеж выделенных существительных.
Уж небо ос.нью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче ст.новился день,
Л.сов т.инственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Л.жился (на) поля туман,
Гусей кр.кливых караван
Т.нулся к югу: прибл.жалась
Довольно скучная п.ра;
Ст.ял ноябрь уж (у) дв.ра.
Проверка: 1. Орфограммы;2 падежей.
Фонетический разбор слова небо
Не?бо- 2 слога, не-бо
Н [н ,]- согл., мягк., зв.
Е[э]-ударный, гласный.
Б[б]-согл., тв., зв.
О[а]-безударный, гласный.
4б.,4зв.
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним цели урока. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?
- Попробуйте подобрать существительные в предложном падеже без предлогов. (Это невозможно.)
- А какой падеж, в отличие от предложного падежа, употребляется всегда без предлогов? (Именительный падеж.)
Рефлексия
- Ребята, я хочу узнать, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Перед вами лежат квадраты. Покажите
КРАСНЫЙ – не усвоил материал урока
ЖЁЛТЫЙ – я понял материал
ЗЕЛЁНЫЙ – понял, могу объяснить и привести примеры.
Домашнее задание № 146 .