Урок русского языка в 4-м классе по теме "Предложный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
  • способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
  • развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
  • воспитание коммуникативных качеств, любви к родной природе;
  • создание комфортного микроклимата, ситуации успеха, снятие усталости.

Оборудование: репродукции картин русских художников, запись музыки П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь”.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. -Посмотрите за окно, на экран. Какое время года на дворе?

    - Какая погода?

    - На улице стоит изумительная осенняя погода. И мы будем на нашем уроке говорить о красоте этого времени года. Все слова и предложения, так или иначе будут связаны с темой осени. Нам предстоит много работать, поэтому давайте сядем правильно, тетрадь под наклоном.

  3. Проверка домашнего задания
  4. Несколько учеников получают карточки с заданием.

    Карточка № 1

    Просклонять слово погода

    Карточка № 2

    Просклонять слово осень

  5. Чистописание
  6. - Наш урок начинается с минутки чистописания.

    Пп

    Пушкин погода осень

    Пушкин писал много стихов об осени.

    - С какой буквой мы будем работать?

    - Что вы о ней знаете?

    - Что написано на другой строчке? (слова)

    - Прочитайте их.

    - Сколько слогов в каждом слове? Как определили?

    - Поставьте ударение в словах? Какой слог ударный?

    - В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?

    - Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)

    - Какой частью речи являются эти слова?

    - Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)

    - Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.

    - Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

    - Как определили?

    - По интонации? (невосклицательное) ЗАПИСАЛИ

    - Итак, мы сегодня поговорим об осени, вспомните стихотворения, посвящённые этому

    времени года. Наизусть стих. “Унылая пора” с муз. сопровождением П.И.Чайковского

    “Времена года. Октябрь”

    - Многие поэты и писатели посвятили этому времени года свои произведения.

    (выставка книг)

    - Этому времени года известные художники посвящали свои картины.

    (показ картин)

    - Вы слышите музыку Чайковского “Времена года. Октябрь”……..

  7. Работа по теме урока.
  8. - Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран.

    Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова перепутаны)

    И.п.

    нет

    кто? что?

    Р.п.

    дать

    кому? чему?

    Д.п.

    есть

    кого? что?

    В.п.

    вижу

    кого? чего?

    Т.п.

    доволен

    кем? чем?

    - Нужно навести порядок.

    - Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

    - Тема нашего урока предложный падеж. Предложный падеж назван так Ломоносовым. Он

    очень часто встречается в речи, по употребляемости он на втором месте после И.п.

    - А почему предложный падеж получил такое название? (без предлогов не употребляется)

    - Что мы должны о нём узнать на сегодняшнем уроке? (узнать о предложном падеже:

    вопросы, предлоги, чем является в предложении)

    - А может вы знаете ответ хотя бы на один вопрос?

    - Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

  9. Исследовательская работа
  10. 1. Роль в предложении.

    - Предположите, какими членами предложения могут быть имена существительные в П.п.?

    - Сейчас докажем.

    - Составьте два предложения. (слайд)

    Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

    - Определите падеж имён существительных.

    - Разбор 1 предложения по членам предложения и по частям речи.

    Дедушка рассказывал о внуке.

    - Разбор 2 предложения по членам предложения и по частям речи.

    В воздухе кружились листочки.

    - Сделайте вывод. (Если сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём?, то в предложении является дополнением. Если сущ. в П.п. отвечает на вопрос ГДЕ?, то – обстоятельством.)

    - Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? Перед вами кленовые листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, подчеркните предлоги с этими словами. (выполняют на кленовых листочках)

    Я скучаю
    Что ж, я лучше помечтаю
    Очень я люблю мечтать!
    Вот бы мне царевной стать!
    Я мечтаю о …… корона
    Буду с ней сидеть на ….. трон
    Я мечтаю о …… слон
    Чтоб кататься при …. луна
    Я мечтаю о … серёжки
    Вечерами в …. полутьма
    Я мечтаю об …. орёл
    Буду с ним летать на …. воля
    Буду я учиться в …. школа
    Ой, мечтаю я уже
    О ……падеже. предложный

    - Назовите слова с предлогом.

    - Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

    - Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

  11. Закрепление изученного.
  12. - Откройте учебник на стр.77 прочитайте вывод.

    Упр. 144

    - Прочитайте.

    - О чём это стихотворение?

    - Спишите и определите падеж выделенных существительных.

    - У доски разобрать по составу слова с двойкой: озёра, морозный

  13. Физкультминутка
  14. Мы листочки осенние,
    На ветках мы сидим.
    Дунул ветер – полетели.
    Мы летели, мы летели
    И на землю тихо сели.
    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял.
    Закружились, полетели
    И на землю тихо сели.

    - В каких окошках зажгутся огни? Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом. (Проверка на слайде)

    Дерево

    прячет

    корни

    в

    земле.

    Искры

    таятся

    в

    тёплой

    золе

    В

    жёлуде

    зрелом

    спрятан

    дубок.

    В

    белой

    скорлупке

    спрятан

    желток.

    О.Дриз

    На

    дороге,

    на

    тропинке

    Пыль

    притихла

    под

    дождём.

    Приколачивать

    пылинки

    Хорошо

    таким

    гвоздём.

    Е.Трутнева

    - Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.

    - Перед вами стихотворение А.С.Пушкина об осени с пропущенными орфограммами. Списать,

    вставить пропущенные орфограммы, определить падеж выделенных существительных.

    Уж небо ос.нью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче ст.новился день,
    Л.сов т.инственная сень
    С печальным шумом обнажалась.
    Л.жился (на) поля туман,
    Гусей кр.кливых караван
    Т.нулся к югу: прибл.жалась
    Довольно скучная п.ра;
    Ст.ял ноябрь уж (у) дв.ра.

    Проверка: 1. Орфограммы;2 падежей.

    Фонетический разбор слова небо

    Не?бо- 2 слога, не-бо

    Н [н ,]- согл., мягк., зв.

    Е[э]-ударный, гласный.

    Б[б]-согл., тв., зв.

    О[а]-безударный, гласный.

    4б.,4зв.

  15. Итог урока

- Что нового узнали?

- Давайте вспомним цели урока. Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?

  • Попробуйте подобрать существительные в предложном падеже без предлогов. (Это невозможно.)

- А какой падеж, в отличие от предложного падежа, употребляется всегда без предлогов? (Именительный падеж.)

Рефлексия

- Ребята, я хочу узнать, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Перед вами лежат квадраты. Покажите

КРАСНЫЙ – не усвоил материал урока

ЖЁЛТЫЙ – я понял материал

ЗЕЛЁНЫЙ – понял, могу объяснить и привести примеры.

Домашнее задание № 146 .