Учебно-методическое обеспечение:
Цель: повторение знаний о корне слова.
Задачи:
а) образовательные: научить учащихся подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;
б) развивающие: развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
в) воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.
Время реализации: 45 минут.
Необходимое оборудование: рабочие тетради, учебник, ручки, карандаши, пять листов формата А3, карточки “схема – корень” по количеству учащихся.
Основные понятия: корень, однокоренные слова.
План урока
№ п/п | Этапы урока | Время реализации |
I. |
Организационный момент. | 2 мин. |
II. |
Минутка чистописания:
|
7 мин. |
III. |
Словарная работа:
|
5 мин. |
IV. |
Определение темы и цели урока:
|
1 мин. |
V. |
Повторяем то, что знаем:
|
10 мин. |
VI. |
Физ. минутка. | 3 мин. |
VII. |
Закрепление пройденного
материала:
|
14 мин. |
VIII. |
Рефлексия:
|
3 мин. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, простых и цветных карандашей).
Напутственное слово учителя, направленное на положительный эмоциональный настрой детей).
У. Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Интересный урок сейчас!
Дети, улыбнитесь друг другу, как солнышко улыбается каждому из вас, и пожелайте успехов в работе.
II. Минутка чистописания.
У. Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Начали! Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой). Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешки:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
У. Ребята, откройте, пожалуйста, тетради с.22 [3], на верхней строке запишите сегодняшнее число, на следующей строке запишем вид работы: классная работа. Какие “опасные” места вам встретятся при записи этого предложения.
Д. В слове “классная” удвоенная согласная сс, в слове “работа” непроверяемая безударная гласная а.
У. Запишите это предложение, подчеркните “опасные” места.
1. Работа с рисунками.
У. Ребята, какие животные вас встречают на странице тетради?
Д. Собака или щенок, котёнок.
У. Как вы напишите клички животных?
Д. Клички животных пишутся с большой буквы.
У. Рассмотрите портрет котёнка, что интересного вы заметили?
Д. У него нет усов.
У. Нарисуйте их. А для чего котёнку усы?
Д. Чтобы ощущать разные запахи.
2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.
У. Какие буквы мы будем писать сегодня на уроке? Что вы можете рассказать о звуках данных букв? (Ответы детей.)
У. Ребята, рассмотрите, пожалуйста, заглавные буквы Ц и Щ. Как вы думаете, что общего в написании этих букв?
Д. Общие элементы: прямая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу; прямая наклонная палочка с закруглением внизу.
У. Чем эти буквы отличаются в написании от букв И и Ш?
Д. Петлёй.
(Учитель показывает образец написания элементов букв и буквы, после чего дети самостоятельно пишут по 2 элемента и по 3 буквы, сравнивая их с образцом.)
3. Чтение и запись предложения.
У. Прочитайте предложение, записанное в тетради.
Д. Щенок Цыган дружил с котёнком.
У. О ком это предложение?
Д. О щенке Цыгане.
У. Что делал щенок?
Д. Дружил.
У. С кем он дружил?
Д. С котёнком.
У. Как вы думаете, всегда ли дружат собаки и кошки? Докажите свою точку зрения.
Д. Я думаю, что нет, потому что существует поговорка “Жить как кошка с собакой”.
У. Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Д. Жить плохо, постоянно ругаться, обижать друг друга.
У. Ребята, назовите те слова, в которых при написании можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.
Д. Слово “щенок” написано с заглавной буквы, т.к. начало предложения пишется с заглавной буквы; слово “Цыган” написано с заглавной буквы, т.к. это кличка животного; в слове “дружил” сочетание ЖИ пишем только с гласной И; в слове “котёнок” проверяемая безударная гласная О, проверить кот.
У. Запишите предложение, диктуя себе по слогам. Проверьте написанное и подчеркните в словах “опасные” места.
III. Словарная работа.
(На доске записаны слова: муравей, комар, стрекоза.)
У. Ребята, прочитайте слова, записанные на доске. Как эту группу слов можно назвать одним словом?
Д. Насекомые.
У. Запишите эти слова в алфавитном порядке, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Дети читают слова и называют непроверяемую безударную гласную.)
У. В каждом из этих слов, спряталось какое-то слово. Найдите его, подчеркнув буквы нового слова. (Учитель подчёркивает найденные слова на доске.)
Д. Омар, ура, коза.
У. Ребята, а кто из вас знает кто такой омар?
Д. Это самый большой морской рак.
У. Ребята, как вы думаете, почему стрекоза получила такое название?
Д. Потому что она стрекочет.
У. Что вы можете интересного вы заметили в словах стрекоза и стрекочет?
Д. Это родственные или однокоренные слова, у них общая часть корень.
IV. Определение темы и цели урока.
У. Как вы думаете, что станет темой нашего урока?
Д. Корень слова.
У. Верно. Тема нашего урока: “Повторяем корень слова”.
У. Как по-вашему, чему мы должны научиться на уроке?
Д. Предположим, научиться подбирать однокоренные слова и выделять в них корень.
V. Повторяем то, что знаем.
1. Слушание сказки.
У. Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать сказку “Два корня”.
Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием “Грамматика” в городе “Морфология”. Одним прекрасным весенним днём встретились два корня: корень куста и корень слова.
- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечает другой.
- Этого не может быть! - возразил первый.
- Очень даже может быть, - ответил второй.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? – усмехнулся первый. – Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?
- А от меня слова новые “вырастают”, - ответил второй корень.
- Не верю, - возразил первый корень. - Покажи на примере.
- Ну что ж, будь по - твоему, - сказал второй корень.
- Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут “вырастать” новые слова, - попросил второй корень. - Выполните упражнение 42, с.38 учебника.
У. Ну что, ребята, поможем?
Д. Конечно!
2. Работа по учебнику. [2]
Упр. 42, с.38.
У. Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?
Д. Роса - капли воды на растениях, которые появляются при наступлении вечерней или утренней прохлады. Росинка - капелька росы. Росистый - покрытый росой.
У. Что общего у этих слов?
Д. У этих слов есть общая часть рос, значение всех слов связано с росой.
У. Как мы называем такие слова?
Д. Однокоренные.
У. Почему?
Д. Слова, имеют общую часть – корень и близки по значению.
У. Спишите слова. Выделите корень. Запишите слова: Холм, холмик, холмистая. Однокоренные ли это слова? Почему?
Д. Да. Значение всех слов как-то связано с холмом. У этих слов общий корень - холм.
У. От какого слова образовались слова холмик, холмистая?
Д. От слова холм.
У. Какой вывод вы можете сделать?
Д. Слова, “выросшие” из одного корня - однокоренные.
3. Слушание сказки (продолжение).
- Спасибо, дорогие ребята,- поблагодарил второй корень своих помощников.
- Выручили вы меня.
- Ну что, доказал я тебе, что от корня могут “вырастать” новые слова? – спросил второй корень первого.
- Да, доказал! Много слов “вырастает” от одного корня, - сказал первый корень.
- Что же это получается, мы оба необходимы: я для того, чтобы от меня росли растения, а ты для того, чтобы образовывались новые слова.
- Ура! Наконец – то ты всё понял! – закричал второй корень.
- Мне кажется, что мы должны с тобой подружиться, - сказал первый корень.
- Согласен! – ответил второй.
С этих пор стали они друзьями.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
У. Ребята, а какой урок вы извлекли из этой сказки?
Д. Бывает слово одно, а значений у него много. Например, слово “корень” одно, а значений два: корень растений, корень – часть слова.
У. Ребята, о каком корне мы сегодня ведём наш разговор?
Д. О корне слова.
У. А что такое корень?
Д. Корень – это общая часть однокоренных слов.
VI. Физ. минутка.
У. А сейчас мы с вами немного отдохнём. Я вам буду читать пары слов, в одних парах – однокоренные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов было названо.
Лес – лесник, стена – гвоздь, река – плот, кот – котик, сад – садовый, поле – полюшко, дом – домашний, дом – дым, гриб – грибной, обед – стол.
Молодцы!
VII. Закрепление пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Упр. 44, с. 39. (Выполняется по “шагам”)
У. Какой вывод вы можете сделать?
Д. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Встречаются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, имеют разное значение.
У. Как вы будете действовать, чтобы не ошибиться в правописании?
Д. Надо подбирать такие однокоренные слова, чтобы согласный звук слышался чётко.
2. Работа в группах.
У. А сейчас вы будете работать в группах. (Учитель разбивает класс на 5 групп). На листочке для каждой группы записан корень -гриб-, - лес-, -нос-, -сад-, - час -, ваша задача “вырастить” из этого корня новые слова, т.е. образовать однокоренные слова, записать их на листочек и выделить корень. Затем один человек от группы презентует свою работу у доски. Время на выполнение работы 5 минут.
(Ответ от группы дети представляют на листе формата А3. При ответе они прикрепляют листы к доске.)
1 группа: гриб, грибник, грибной, грибок, грибница.
2 группа: лес, лесной, лесник, лесок, лесничий.
3 группа: нос, носик, носище, носовой.
4 группа: сад, садик, садовник, садовый.
5 группа: час, часы, часовой, часовщик.
У. Как можно назвать каждую группу слов?
Д. Однокоренные слова.
У. Докажите свою точку зрения.
Д. Однокоренными называются слова, имеющие общее значение и общую часть слова – корень.
VIII. Рефлексия.
У. Итак, подведём итог нашего урока. Что такое корень?
Д. Корень – это общая часть однокоренных слов.
У. Сегодня на уроке вы прослушали сказку о двух корнях. Почему оба корня – растения и слова – важны и нужны?
Д. От этих корней что-то растёт. Например, от корня растения растут разнообразные растения, которые радуют нас, от корня слова “растут” или по-другому сказать образовываются новые слова.
У. Молодцы! Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки. Возьмите их, что вы видите?
Д. Знак – корень слова.
У. Ваша задача раскрасить этот знак нужным цветом:
- красный – урок понравился, мне всё понятно;
- жёлтый – урок понравился, но я не всё понял;
- зелёный – урок понравился, но я не понял тему урока;
- синий – урок не понравился и я не понял тему урока.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились!
Список литературы
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, М., Владос, 2001 г.
- Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки). 1 класс, М., Баласс, 2006 г.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса, М., Баласс, 2003 г.