Открытый урок по теме "Изготовление дидактической игрушки матрешки" для учащихся 6-го класса коррекционной школы VIII вида

Разделы: Технология


Цель занятия:

коррекционно-образовательная - закрепить навыки по подготовке ткани к раскрою, выполнять раскрой изделий по шаблону, выполнению аппликации, вышивки, обработке открытых срезов “матрёшки” окантовочной лентой.

коррекционно-воспитательная - воспитывать культуру труда, выполнять правила Т.Б. при работе с ножницами, утюгом, ручной иглой, при работе на швейной машине, совершенствовать рациональное использование ткани при раскрое.

коррекционно-развивающая - вырабатывать умения ориентироваться в задании по образцу готового изделия, чертежу, пользоваться технологической картой, выполнению аппликации, выполнению тамбурного стежка, шва “рококо”. Отрабатывать правильные приёмы работы на швейной машине, выполнение ВТО изделия.

Оборудование: шаблоны, лоскуты ткани и синтепона, ножницы, английские булавки, иглы для ручных работ, швейные машины, утюг, образцы готовых изделий (набор из 7 “Матрёшек”), технологические карты, презентация к уроку (см. Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие (сдача дежурной ученицей раппорта о готовности группы к уроку, сведения об отсутствующих в классе).

II. Повторение изученного материала по теме: “ Материаловедение”.

Вопросы учащимся:

  1. Перечислите свойства тканей.
  2. Назовите виды волокон животного происхождения.
  3. Назовите нити в тканях, идущих вдоль кромки.
  4. Назовите специалистов, работающих на ткацкой фабрике.
  5. Перечислите инструменты, необходимые для работы с тканью.

III. Сообщение познавательных сведений:

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Из лоскутков можно выполнять разнообразные изделия, которые могут украсить ваш дом и быт (это прихватки, грелки на чайник, прикроватные коврики, лоскутные одеяла, диванные подушки, и, конечно же, всевозможные мягкие игрушки).

Сегодня на уроке мы с вами выполним развивающую игрушку “Матрешка”.

Вопросы к учащимся:

Обратите внимание, и скажите, почему эта игрушка так называется? (Потому что она состоит из 7 деталей, которые прячутся одна в другую)

Скажите, пожалуйста, какую геометрическую форму имеют все матрёшки? (Полукруг)

Сможете назвать размеры матрёшек? (Большая, поменьше, ещё меньше, средняя, меньше средней, ещё меньше и самая маленькая

Так из скольких деталей состоит эта игрушка? (Из 7 деталей)

А из скольких деталей состоит каждая “Матрёшка”? Ребята берут в руки готовые образцы игрушки и внимательно рассматривают, а затем пытаются ответить.

Как вы уже заметили, “Матрёшка” представляет собой форму арки или полукруга. Размер самой маленькой “Матрёшки” 8 x 8,5см. Размер каждой следующей “Матрёшки” увеличивается на 2 см по высоте и ширине.

Мы с вами начнём выполнять эту поделку с самой маленькой “Матрёшки”, чтобы можно было бы подогнать застёжки при выполнении последующих 6 “Матрёшек”.

Составление плана работы:

  • раскроить детали матрешки;
  • пришить “волосы”;
  • вышить “нос”, “глаза”, “рот”;
  • окантовать нижний срез;
  • окантовать округлый срез;
  • оформить застежку.

На доске вывешивается план работы. На парты учащимся выдаются технологические карты по выполнению “Матрёшки”.

Глядя на готовый образец, скажите какие материалы нам сегодня будут необходимы для работы? (Ткань белая и цветная, лоскутки однотонной цветной ткани, синтепон, шерстяные и швейные нитки, окантовка)

Назовите инструменты, которые будут необходимы для работы. (Ножницы, английские булавки, швейные иглы, швейная машина.

Прежде, чем мы приступим к практической работе, давайте повторим правила ТБ:

  • при работе с ножницами;
  • при работе с иголками и булавками;
  • при работе на швейной машине;
  • при работе с утюгом.

IV. Практическая работа.

Используя технологическую карту и глядя на готовый образец, учащиеся читают последовательность операций, которые необходимо выполнить во время практической работы, а затем, если нет никаких вопросов, переходят к выполнению практической работы (cм. Приложение 2).

В процессе выполнения практической работы с учащимися дважды проводятся физкультпаузы, которые помогают снимать напряжение с глаз, позвоночника, общей и мелкой моторики, органов дыхания (cм. Приложение 3).

V. Анализ выполненной работы.

Каждая из учащихся анализирует свою работу, сравнивая её с готовым образцом. Находят, если есть дефекты, называют причину их возникновения и как их устранить.

VI. Отчёт о работе.

VII. Подведение итогов работы.

Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились?

VIII. Выставление оценок.

Уборка рабочих мест.