Информационные технологии на уроке по основам православной культуры в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Познакомить с евангельским повествованием о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем.

Задачи:

  1. Познакомить с евангельским рассказом о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем.
  2. Обогащать словарный запас школьников новыми словами историко-культурологического значения.
  3. Пробуждать интерес младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству.

Оборудование: оформление доски, мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник А. В. Бородина “Мир внутри и вокруг нас”, рабочая тетрадь А. В. Бородина “Мир внутри и вокруг нас”.

Тип урока – изучение нового материала.

На уроке используются словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические методы обучения. Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.

Новые слова и понятия: Симеон Богоприимец, Сретение Господне, Анна Пророчица, Мессия.

Ход урока

I. Организационный момент Приветствие.

Сообщение темы и цели урока ( Слайд 2, 3)

II. Актуализация знаний. Игра “Проверь себя”/

– Давайте вспомним все, что мы изучали на прошлых уроках. Хорошо ли вы помните, с какими событиями связаны названия городов и стран. (Слайд 4, 5)

III. Основная часть.

1. Рассказ учителя.

Рассказ учителя об истоках события, которое отмечается христианами как праздник Сретения Господня. Это событие произошло в Иерусалиме незадолго до злодейства царя Ирода и бегства Святого Семейства в Египет. О предстоящем рождении в Иудее Спасителя мира предсказывали пророки, слова которых были записаны и входят в состав Библии, поэтому многие люди знали и ждали этого события. Благочестивый старец Симеон находился в особом ожидании, так как ему было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит пришествия на землю Мессии.

(Слайд 6, 7, 8)

2. Работа с новыми словами (учебник с. 76-77).

Детям дается объяснение нового слова “Мессия”. Мессия по-древнееврейски значит то же, что Христос по-гречески – “помазанник”.

3. Работа с текстом и иллюстративным рядом учебника. Работа с интерактивной доской.

Чтение текста учебника с. 72-73.

Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней,

Мать Его и Иосиф принесли Младенца в храм. По древнему еврейскому обычаю мальчиков-первенцев посвящали Богу. Для совершения обряда родители приносили в храм ребенка на 40 день после рождения. При этом полагалось принести жертву Господу: молодого барашка, голубя или горлицу. (Слайд 9)

В тот день Святой Дух повелел Симеону скорей идти в храм. Войдя, праведный старец увидел Младенца на руках Святой Матери. Симеон с радостью и со слезами взял Младенца на руки и произнес: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка”. Это означает: “Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира”. (Слайд 10, 11).

Этот день празднуется православными христианами. Праздник называется Сретение, что означает “Встреча”.

В этот день была в храме и Анна Пророчица. Она много лет служила Богу постом и молитвой и тоже ждала пришествия Спасителя мира. Узнав Христа, она стала славить Господа и рассказывать в Иерусалиме о пришествии на землю Мессии, о встрече с Ним в храме. (Слайд 12)

4. Первичная проверка и корректировка полученных знаний.

– На какой день после Рождества Христова произошло событие с которым познакомились на уроке?

– Для чего Мария и Иосиф принесли Младенца Христа в храм?

– Какую жертву Богу принесла Мария?

– Почему старца Симеона назвали Богоприимцем?

5. Работа в рабочей тетради.

– А сейчас выполним задание в тетради. Откройте тетради на с. 25.

Прочитайте задание первого упражнения. Будем вставлять пропущенные буквы в новые слова. Чтобы не допустить ошибку, внимательно смотрите на доску. (Слайд 13.)

  • С__меон Богопр__имец Срет__ние Г__сподне
  • Анна Пр__рочница Мес__ия

Как понимаете слово “СРЕТЕНИЕ”?

СРЕТЕНИЕ – ВСТРЕЧА

СРЕТЕНИЕ – двунадесятый праздник Православной Церкви. Это один из главных праздников. Таких праздников всего двенадцать, поэтому он называется двунадесятым. (Слайд 14,15)

6. Работа с иллюстративным рядом.

А сейчас рассмотрим православные иконы Сретения Господня, проследим, как икона “рассказывает” о важных подробностях этого события. (Слайд 16, 17)

7. Закрепление знаний.

Чтобы выяснить хорошо ли вы работали на уроке, мы с вами отгадаем крестословицу по теме нашего урока. Откройте тетради на с. 26. Найдите задание №3. (Слайд 18).

8. Народные погодные приметы.

С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если на Сретенье оттепель – весна ранняя и теплая, если холодно – весна холодная; если на Сретенье напьется петух воды – наберется пахарь беды (т. е. зима затянется). Примечали, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного. И хоть говорили: 'Покров – не осень. Сретенье – не зима. На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает', – но ждали еще и морозов. 'Солнце на лето, зима на мороз' – это тоже о дне Сретения. Бывало, что несколько суток стояли настоящие, по-январски трескучие морозы. А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбрую, начинают выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева.

(Слайд 19, 20, 21)

9. Подведение итогов урока.

– Проверь себя. Хорошо ли ты помнишь, кого как зовут.

Спаситель мира – Пресвятая Богородица –

Обручник Марии – Мать  Пресвятая Богородицы –

Отец Марии – Старец, прозванный Богоприемцем –

(Слайд 22)

Когда празднуется сретение господне ?

  • Почему старца Симеона назвали Богоприимцем?
  • Кто такой Мессия?
  • Почему праздник называется “Сретение Господне”?

Презентация