Цели урока: Познакомить с евангельским повествованием о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем.
Задачи:
- Познакомить с евангельским рассказом о Сретении Господа Симеоном Богоприимцем.
- Обогащать словарный запас школьников новыми словами историко-культурологического значения.
- Пробуждать интерес младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству.
Оборудование: оформление доски, мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник А. В. Бородина “Мир внутри и вокруг нас”, рабочая тетрадь А. В. Бородина “Мир внутри и вокруг нас”.
Тип урока – изучение нового материала.
На уроке используются словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические методы обучения. Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.
Новые слова и понятия: Симеон Богоприимец, Сретение Господне, Анна Пророчица, Мессия.
Ход урока
I. Организационный момент Приветствие.
Сообщение темы и цели урока ( Слайд 2, 3)
II. Актуализация знаний. Игра “Проверь себя”/
– Давайте вспомним все, что мы изучали на прошлых уроках. Хорошо ли вы помните, с какими событиями связаны названия городов и стран. (Слайд 4, 5)
III. Основная часть.
1. Рассказ учителя.
Рассказ учителя об истоках события, которое отмечается христианами как праздник Сретения Господня. Это событие произошло в Иерусалиме незадолго до злодейства царя Ирода и бегства Святого Семейства в Египет. О предстоящем рождении в Иудее Спасителя мира предсказывали пророки, слова которых были записаны и входят в состав Библии, поэтому многие люди знали и ждали этого события. Благочестивый старец Симеон находился в особом ожидании, так как ему было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит пришествия на землю Мессии.
(Слайд 6, 7, 8)
2. Работа с новыми словами (учебник с. 76-77).
Детям дается объяснение нового слова “Мессия”. Мессия по-древнееврейски значит то же, что Христос по-гречески – “помазанник”.
3. Работа с текстом и иллюстративным рядом учебника. Работа с интерактивной доской.
Чтение текста учебника с. 72-73.
Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней,
Мать Его и Иосиф принесли Младенца в храм. По древнему еврейскому обычаю мальчиков-первенцев посвящали Богу. Для совершения обряда родители приносили в храм ребенка на 40 день после рождения. При этом полагалось принести жертву Господу: молодого барашка, голубя или горлицу. (Слайд 9)
В тот день Святой Дух повелел Симеону скорей идти в храм. Войдя, праведный старец увидел Младенца на руках Святой Матери. Симеон с радостью и со слезами взял Младенца на руки и произнес: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка”. Это означает: “Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира”. (Слайд 10, 11).
Этот день празднуется православными христианами. Праздник называется Сретение, что означает “Встреча”.
В этот день была в храме и Анна Пророчица. Она много лет служила Богу постом и молитвой и тоже ждала пришествия Спасителя мира. Узнав Христа, она стала славить Господа и рассказывать в Иерусалиме о пришествии на землю Мессии, о встрече с Ним в храме. (Слайд 12)
4. Первичная проверка и корректировка полученных знаний.
– На какой день после Рождества Христова произошло событие с которым познакомились на уроке?
– Для чего Мария и Иосиф принесли Младенца Христа в храм?
– Какую жертву Богу принесла Мария?
– Почему старца Симеона назвали Богоприимцем?
5. Работа в рабочей тетради.
– А сейчас выполним задание в тетради. Откройте тетради на с. 25.
Прочитайте задание первого упражнения. Будем вставлять пропущенные буквы в новые слова. Чтобы не допустить ошибку, внимательно смотрите на доску. (Слайд 13.)
- С__меон Богопр__имец Срет__ние Г__сподне
- Анна Пр__рочница Мес__ия
Как понимаете слово “СРЕТЕНИЕ”?
СРЕТЕНИЕ – ВСТРЕЧА
СРЕТЕНИЕ – двунадесятый праздник Православной Церкви. Это один из главных праздников. Таких праздников всего двенадцать, поэтому он называется двунадесятым. (Слайд 14,15)
6. Работа с иллюстративным рядом.
А сейчас рассмотрим православные иконы Сретения Господня, проследим, как икона “рассказывает” о важных подробностях этого события. (Слайд 16, 17)
7. Закрепление знаний.
Чтобы выяснить хорошо ли вы работали на уроке, мы с вами отгадаем крестословицу по теме нашего урока. Откройте тетради на с. 26. Найдите задание №3. (Слайд 18).
8. Народные погодные приметы.
С днем Сретения Господня связано множество погодных примет: какова погода на Сретенье, такова и весна будет; если на Сретенье оттепель – весна ранняя и теплая, если холодно – весна холодная; если на Сретенье напьется петух воды – наберется пахарь беды (т. е. зима затянется). Примечали, что если с вечера в канун Сретения небо будет усеяно звездами, то и весна пожалует позднее обыкновенного. И хоть говорили: 'Покров – не осень. Сретенье – не зима. На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает', – но ждали еще и морозов. 'Солнце на лето, зима на мороз' – это тоже о дне Сретения. Бывало, что несколько суток стояли настоящие, по-январски трескучие морозы. А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбрую, начинают выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева.
(Слайд 19, 20, 21)
9. Подведение итогов урока.
– Проверь себя. Хорошо ли ты помнишь, кого как зовут.
Спаситель мира – Пресвятая Богородица –
Обручник Марии – Мать Пресвятая Богородицы –
Отец Марии – Старец, прозванный Богоприемцем –
(Слайд 22)
Когда празднуется сретение господне ?
- Почему старца Симеона назвали Богоприимцем?
- Кто такой Мессия?
- Почему праздник называется “Сретение Господне”?