Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. показать, какой вклад внесли женщины для победы в Великой Отечественной войне, в ходе рассуждений и беседы сделать вывод о том, что победа была завоёвана не только в бою
  2. развивать способность сопереживать, сочувствовать.
  3. воспитывать чувство патриотизма, гордости за наш народ и благодарности к нашим ветеранам.

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия

Слайд 1 – вступительный, тёмный экран.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами разговор на серьёзную тему, мы будем говорить о годах военных, о годах страшных для любого человека.

Слайд 2 – годы войны, фото в левом верхнем углу.

Композиция «Вставай, страна огромная»

– Что вам говорят эти числа? Да, это годы тяжких испытаний для нашей страны, кто изображён на этой фотографии военных лет?

– Что можно сказать об этих людях?

Дети высказывают своё мнение

– Да, это вчерашние студенты, вчерашние рабочие, строители, учителя, ученики, а сегодня они солдаты…

– Но на нашем классном часе мы поговорим не только о солдатах, но и тех, без кого эта победа не была бы одержана.

Слайд 2 – тема мероприятия

– Сегодня мы говорим о женщинах в годы войны, и если мужчины встали в строй, чтобы защитить свою страну, свои семьи, своих детей от фашистов, то хочу вас спросить, что в военные годы делали женщины?

Слайд 3 – женщины на войне.

Сначала дети высказывают своё мнение, а потом открывается слайд до конца)

– Посмотрите, многие из вас правы, вы назвали, что женщины встали в строй наравне с мужчинами. До Великой Отечественной войны слово «солдатка» имело такое значение: солдатка – это жена солдата. Именно в годы этой войны появилось у слова и другое значение «женщина – воин», «женщина – солдат».

– Конечно, женщины, как врачи и санитары, спасли множество жизней в военные годы, их подвиг известен, потому что поднимать солдат на ноги в тех, условиях, в которых они работали – это подвиг, под свистящими пулями, под взрывами гранат, под дулом танков они возвращали жизнь.

– Женщины осваивают новые профессии. Как вы думаете, какие это профессии могут быть? Почему женщины сменили профессию?

Мнение детей

– Да, вы правы, города опустели, а на фабриках и заводах остались только женщины и дети, они и взвалили на себя мужскую работу, ту, которая раньше считалась не по силам женским плечам, а они взвалили эту работу и выполняли её не хуже мужчин.

– Женщины – члены женской благотворительности, это женщины, которые вязали тёплые варежки, носки, шили одежду и отправляли на фронт, в помощь тем, кто их защищал и было совершенно не важно, к кому из солдат попадёт твоя посылка, главное, что эти вещи согреют, помогут выстоять, а тёплое слово и небольшого письма поддержит, ободрит и поднимет дух солдата.

– И выпало на женскую долю испытать страшное, многие из них стали беженками. Как вы думаете, почему людей так называют – беженцы или беженки?

Мнение детей

– Хочу вам показать фотографии военных лет, посмотрите на этих девчонок.

Слайд 4. фото военных лет.

– Посмотрите, на лица этих девчонок, какую военную специальность они уже приобрели, почему вы так решили?

– Вот другое фото, женщина в окопе, наравне с мужчинами.

Слайд 5. фото военных лет.

– Вот девушка – лыжница и другая, а её профессию я попрошу вас назвать. Почему вы так решили?

Мнение детей

Слайд 6. фото военных лет – женские профессии.

– О женщинах врачах мы уже говорили, но не только женщины спасали жизнь, мужчины тоже им помогали.

– А вот обратите внимание на эту фотографию. Могло ли быть такое? Кругом война, горе, смерть и вдруг, что это? Как такое могло случиться?

Дети высказывают своё мнение

– Да, как говорил один киногерой: «Война – дело проходящее, а музыка – вечна!» Трудно было на войне и именно такие небольшие концерты в минуты тишины успокаивали солдат, давали им отдохнуть душой, вспомнить о родных, о доме, о той спокойной, мирной жизни, которая у них была, и о которой каждый мечтал. После таких песен забывалась усталость и боль, хотелось идти в бой, и если надо, умереть, лишь бы те, кто остался дома, были живы. Песню в исполнении знаменитой певицы, Клавдии Шульженко, вы сейчас услышите. Её песен ждали на всех фронтах, напевали тихонько в каждом окопе и каждый думал об окончании войны.

Звучит песня «Синенький платочек»

Звучит песня «Хотят ли русские войны»

Текст звучит по ходу песни

– Помимо боевых действий, женщины остались и в тылу.

Слайд 7. Женщины в тылу.

– Посмотрите на фотографию тех лет. Известный поэт Мусса Джалиль написал стихотворение «Варварство», послушайте и постарайтесь представить себе картину того ужаса, в котором жили люди.

Муса Джалиль "Варварство":
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили вряд
Бессильных женщин, худеньких ребят,
Пришёл хмельной майор
И медными глазами окинул обречённых...
Мутный дождь шумел в листве соседних рощ
И на полях одетых мглою,
И тучи опустились над землёю
Друг друга с бешенством гоня.
Нет! Этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда вовеки,
Я видел плакали как дети реки
И в ярости рыдала мать-земля,
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало...
В последний раз ...
Шумел осенний лес,
Казалось, что сейчас он обезумел,
Гневно бушевала его листва,
Сгущалась мгла вокруг...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал издавая вздох тяжёлый,
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятие, что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья ещё нестарой женщины.
Она, смотрела ужаса полна,
Как не лишиться ей рассудка?
Всё понял, понял всё малютка:
"Спрячь мамочка меня, не надо умирать".
Он плачет и как лист сдержать не может дрожи,
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу против дула прямо.
– "Я МАМА ЖИТЬ ХОЧУ! НЕ НАДО МАМА! ПУСТИ МЕНЯ, ПУСТИ!"
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
– "Не бойся мальчик мой, сейчас вздохнёшь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач"...
И он закрыл глаза – и заалела кровь
По шее лентой красной извиваясь:
Две жизни наземь падают сливаясь
Две жизни и одна любовь...
Гром грянул, ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
О! Сколько слёз горячих и горючих,
Земля моя скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

– Страшно, было очень страшно.

Слайд 8. Новые профессии.

– Посмотрите на плакат тех лет. На нём изображена женщина, стоящая за станком. На каждом станке стояла табличка с фамилией того, кто сейчас за ним работает, и она меняет табличку с фамилией «Кузнецов» на фимилию «Журавлёва». Кто раньше работал за этим станком? Посмотрите на другое фото. Что делают женщины в этом цехе?

Слайд 9. Весенняя пахота и беженки.

– Сколько лет длилась война? Четыре страшных зимы, голодных зимы, а весной надо сеять, чтобы хоть как-то жить, сеяли на себе, впрягаясь вместо лошадей и быков. Страшное, тяжёлое время.

– Посмотрите, а это беженки, что стало с их домом? А кто рядом с ними? Маленькие дети, эти дети не играли, не веселились, война украла у них детство.

Слайд 10. Победа.

Слайд 11. Фото ветеранов.

– Посмотрите на этих женщин, у них у всех боевые награды, они ветераны, те, кто выжил, кто наравне с мужчинами подарил нам, потомкам, детство, счастье и жизнь.

Слайд 12.

– На груди у этой женщины георгиевская ленточка, ленточка, которую каждый, кого коснулась война, надевает в День Победы, как знак того, что мы помним, скорбим и никогда не забудем тех, кто остался там, на поле боя.

– Скажите, в ваших семьях есть те, кто воевал? Как зовут или звали этих людей?

Рассказы детей

– Я не зря спросила, как звали ваших дедушек и бабушек, ведь пока живы в памяти их имена, живы и их души, и их подвиг, жива память о них.

– А почтить память мы, живые, обязаны. Минута молчания!

Слайд 13 – стихи в благодарность

Слайд 14. Минута молчания

Приложение.