Сложение и вычитание смешанных чисел (закрепление) (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: – урок – путешествие.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • углубить изучение материала по сложению и вычитанию смешанных чисел,
    • закрепить пройденный материал, при этом, продолжая формировать умения учащихся грамотно производить вычисления;
    • познакомить учащихся с историческим материалом по теме,
    • подготовить учащихся к контрольной работе, используя различные типы заданий;
    • проверить отработку навыков сложения и вычитания смешанных чисел.
  • Развивающие:
    • продолжать прививать учащимся умения и навыки самоконтроля;
    • развивать математическое мышление при решении ребусов, кроссвордов;
  • Воспитывающие:
  • воспитывать трудолюбие, способность доводить дело до конца;
  • прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения;
  • прививать чувство любви к природе.
  • Мотивационные:
    • излагать материал доступно, опираться на жизненный опыт учащихся;
    • создавать ситуацию успеха;
    • учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Оборудование:

  • оформление доски, класса:

компьютеры, мультимедийная установка, презентации Microsoft Office Power Point, учебно-электронное издание Издательства “Дрофа” и фирмы “Дос” Математика 5-11 класс, иллюстрации, фотографии, ребусы, кроссворды, “Бортовой журнал”.

  • у учащихся:

учебники Математика 5 класс, под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

– Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия), население которой составляют дробные числа. В путешествие отправляется весь наш класс на космических кораблях “Успех” и “Удача”. Экипаж космического корабля “Успех” (представить), Экипаж космического корабля “Удача” (представить). Следить за путешествием будет Центр управления полетом, который буду представлять я. Результаты вашей работы будут заноситься в “Бортовой журнал” <Рисунок 1> и в конце нашего “путешествия” будут подведены итоги.

– Мы побываем в Волшебном саду и в Музее истории дробей, наш путь будет лежать через Озеро неизвестности и Водопад Знаний. Мы увидим Город Задач и Дворец Смекалки. В дороге нам помогут строки стихотворения, которые и будут девизом нашего путешествия:

Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям.

III. Актуализация опорных знаний.

1) Космический корабль <Рисунок 2>

– Экипаж должен путешествовать на космическом корабле. Чтобы в него попасть, каждой команде надо преодолеть по 6 ступенек со своей стороны и подняться на “корабль”.

2) Операция “Компьютер” <Рисунок 3>

– Требуется проверить “блок памяти” и исправить “неполадки”.

Индивидуальная работа на компьютерах (Учебно-электронное издание Издательства “Дрофа” и фирмы “Дос” Математика 5-11 класс. Сложение и вычитание дробей. Упражнение №4).

– Все неполадки успешно устранены, можно отправляться в путь.

IV. Путешествие на планету МиФ

3) Волшебный сад <Рисунок 4>

– Поздравляю, Вы прилетели на планету МиФ и приземлились в Волшебном саду. Вам нужно сорвать по лепестку с цветов и ответить на содержащийся там вопрос.

(Листочки с вопросами прикреплены к плакату с цветами).

Закончите предложение:

  • Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями надо…
  • При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями надо…
  • Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо…
  • Чтобы записать смешанное число в виде неправильной дроби, надо…
  • Чтобы сложить смешанные числа, можно…
  • Чтобы вычесть смешанные числа, можно…

4) Озеро неизвестности <Рисунок 5>

– В “Озере неизвестности” плавают дивные рыбы – уравнения. Их нужно “поймать”, то есть решить.

(Участники команд приступают к решению уравнений, начиная с самого простого и в итоге доходя до сложного. Здесь идет соревнование, как между группами, так и в рамках одной группы.)

5) Город Задач <Рисунок 6>

Самостоятельное решение задач дифференцированных по уровню сложности.

– Благополучно переплыв Озеро неизвестности, мы подошли к Городу задач.

(Ребята, решают задачу соответствующую своей уверенности в изучении темы.)

  Липа живет века, что на века меньше, чем дуб. Сколько живет дуб?

Вяз выделяет в год кг кислорода, а клен на кг меньше. Сколько кг кислорода выделяют эти деревья?

В первый день школьники очистили от загрязнений км побережья реки, во второй день на км больше, а в третий день на км меньше, чем в первый день. Сколько километров побережья очистили школьники за 3 дня?

6) Музей истории дробей

– Ну, вот мы и пришли к Музею истории. Пройдем в его библиотеку и узнаем много интересного о происхождении дробей. Каждый экипаж подготовил свое д/з.

(Презентация, сообщения уч-ся). Приложение 1

Физкультминутка

– Немного отдохнем. Впереди у нас новые трудности.

Методики на расслабление.

7) Водопад Знаний <Рисунок 7>

-Чтобы благополучно преодолеть водопад, требуется самостоятельно выполнить тестовые задания, выбирая правильный ответ под определенной буквой и отгадать слово.

(Презентация “Смешанные числа”) [6] Приложение 2

8) Дворец Смекалки <Рисунок 8>

– И, наконец, конечный и главный пункт нашего путешествия – Дворец ЕЁ Величества – Смекалки.

Экипажи кораблей должны разгадать ребусы и решить кроссворды.

Экипаж корабля “Успех”

1. Разгадайте ребусы. <Рисунок 9>

Ответ: (деление), (число).

2. Заполните кроссворд.

  1. Число, показывающее, на сколько делится целое.
  2. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
  3. Число, состоящее из целой и дробной частей.

Ответ:

1. Знаменатель. 2. Правильная. 3. Смешанное.

Экипаж корабля “Удача”

1. Разгадайте ребусы <Рисунок 10>

Ответ: (сложение) (дробь)

2. Заполните кроссворд.

  1. Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему.
  2. Часть целого.
  3. Число, показывающее, сколько берётся частей целого.

Ответ: 1. Неправильная. 2. Дробь. 3. Числитель.

V. Подведение итогов

Ну, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться домой.

Давайте подведем итоги работы и запишем результаты в нашем бортовом журнале.

(Выставление оценок)

VI. Домашнее задание.

Повторить весь материал по теме, с. 207, № 963, № 965;

По желанию: разгадать кроссворд “Смешанные числа”.

Используемые источники:

  1. Поурочные планы планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др., “Математика. 5 класс” (6 – е издание, 2000 г.) В 3 частях. Составитель Г.И. Григорьева – Волгоград: Учитель АСТ, 2003
  2. Математика 6 учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / под. ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. 8-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2006.
  3. Дорофеев Г.В. ,Петерсон Л.Г. Математика 5 класс, Часть 2, М: Издательство “Ювента”, 2006.
  4. Арифметика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /С.М.Никольский, С.С. Решетников и др. – 4-е изд. М: Просвещение, 2003
  5. Петерсон Л.Г. Математика 4 класс, Часть 3, М: Издательство “Ювента”, 2008.
  6. http://www.uroki.net/
  7. http://www.uroki.net/ docnach/docnach39. htm