Тип урока: – урок – путешествие.
Задачи урока:
- Развивающие:
- продолжать прививать учащимся умения и навыки самоконтроля;
- развивать математическое мышление при решении ребусов, кроссвордов;
- Воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие, способность доводить дело до конца;
- прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения;
- прививать чувство любви к природе.
- Мотивационные:
- излагать материал доступно, опираться на жизненный опыт учащихся;
- создавать ситуацию успеха;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Оборудование:
- оформление доски, класса :
компьютеры, мультимедийная установка, презентации Microsoft Office Power Point, учебно-электронное издание Издательства “Дрофа” и фирмы “Дос” Математика 5-11 класс, иллюстрации, фотографии, ребусы, кроссворды, “Бортовой журнал”.
- у учащихся:
учебники Математика 5 класс, под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
– Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия), население которой составляют дробные числа. В путешествие отправляется весь наш класс на космических кораблях “Успех” и “Удача”. Экипаж космического корабля “Успех” (представить), Экипаж космического корабля “Удача” (представить). Следить за путешествием будет Центр управления полетом, который буду представлять я. Результаты вашей работы будут заноситься в “Бортовой журнал” <Рисунок 1> и в конце нашего “путешествия” будут подведены итоги.
– Мы побываем в Волшебном саду и в Музее истории дробей, наш путь будет лежать через Озеро неизвестности и Водопад Знаний. Мы увидим Город Задач и Дворец Смекалки. В дороге нам помогут строки стихотворения, которые и будут девизом нашего путешествия:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям.
III. Актуализация опорных знаний.
1) Космический корабль <Рисунок 2>
– Экипаж должен путешествовать на космическом корабле. Чтобы в него попасть, каждой команде надо преодолеть по 6 ступенек со своей стороны и подняться на “корабль”.
2) Операция “Компьютер” <Рисунок 3>
– Требуется проверить “блок памяти” и исправить “неполадки”.
Индивидуальная работа на компьютерах (Учебно-электронное издание Издательства “Дрофа” и фирмы “Дос” Математика 5-11 класс. Сложение и вычитание дробей. Упражнение №4).
– Все неполадки успешно устранены, можно отправляться в путь.
IV. Путешествие на планету МиФ
3) Волшебный сад <Рисунок 4>
– Поздравляю, Вы прилетели на планету МиФ и приземлились в Волшебном саду. Вам нужно сорвать по лепестку с цветов и ответить на содержащийся там вопрос.
(Листочки с вопросами прикреплены к плакату с цветами).
Закончите предложение:
- Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями надо…
- При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями надо…
- Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо…
- Чтобы записать смешанное число в виде неправильной дроби, надо…
- Чтобы сложить смешанные числа, можно…
- Чтобы вычесть смешанные числа, можно…
4) Озеро неизвестности <Рисунок 5>
– В “Озере неизвестности” плавают дивные рыбы – уравнения. Их нужно “поймать”, то есть решить.
(Участники команд приступают к решению уравнений, начиная с самого простого и в итоге доходя до сложного. Здесь идет соревнование, как между группами, так и в рамках одной группы.)
5) Город Задач <Рисунок 6>
Самостоятельное решение задач дифференцированных по уровню сложности.
– Благополучно переплыв Озеро неизвестности, мы подошли к Городу задач.
(Ребята, решают задачу соответствующую своей уверенности в изучении темы.)
Липа живет века, что на века меньше, чем дуб. Сколько живет дуб?
Вяз выделяет в год кг кислорода, а клен на кг меньше. Сколько кг кислорода выделяют эти деревья?
В первый день школьники очистили от загрязнений км побережья реки, во второй день на км больше, а в третий день на км меньше, чем в первый день. Сколько километров побережья очистили школьники за 3 дня?
6) Музей истории дробей
– Ну, вот мы и пришли к Музею истории. Пройдем в его библиотеку и узнаем много интересного о происхождении дробей. Каждый экипаж подготовил свое д/з.
(Презентация, сообщения уч-ся). Приложение 1
Физкультминутка
– Немного отдохнем. Впереди у нас новые трудности.
Методики на расслабление.
7) Водопад Знаний <Рисунок 7>
-Чтобы благополучно преодолеть водопад, требуется самостоятельно выполнить тестовые задания, выбирая правильный ответ под определенной буквой и отгадать слово.
(Презентация “Смешанные числа”) [6] Приложение 2
8) Дворец Смекалки <Рисунок 8>
– И, наконец, конечный и главный пункт нашего путешествия – Дворец ЕЁ Величества – Смекалки.
Экипажи кораблей должны разгадать ребусы и решить кроссворды.
Экипаж корабля “Успех”
1. Разгадайте ребусы. <Рисунок 9>
Ответ: (деление), (число).
2. Заполните кроссворд.
- Число, показывающее, на сколько делится целое.
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
- Число, состоящее из целой и дробной частей.
Ответ:
1. Знаменатель. 2. Правильная. 3. Смешанное.
Экипаж корабля “Удача”
1. Разгадайте ребусы <Рисунок 10>
Ответ: (сложение) (дробь)
2. Заполните кроссворд.
Ответ: 1. Неправильная. 2. Дробь. 3. Числитель.
V. Подведение итогов
– Ну, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться домой.
Давайте подведем итоги работы и запишем результаты в нашем бортовом журнале.
(Выставление оценок)
VI. Домашнее задание.
Повторить весь материал по теме, с. 207, № 963, № 965;
По желанию: разгадать кроссворд “Смешанные числа”.
Используемые источники:
- Поурочные планы планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др., “Математика. 5 класс” (6 – е издание, 2000 г.) В 3 частях. Составитель Г.И. Григорьева – Волгоград: Учитель АСТ, 2003
- Математика 6 учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / под. ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. 8-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2006.
- Дорофеев Г.В. ,Петерсон Л.Г. Математика 5 класс, Часть 2, М: Издательство “Ювента”, 2006.
- Арифметика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /С.М.Никольский, С.С. Решетников и др. – 4-е изд. М: Просвещение, 2003
- Петерсон Л.Г. Математика 4 класс, Часть 3, М: Издательство “Ювента”, 2008.
- http://www.uroki.net/
- http://www.uroki.net/ docnach/docnach39. htm