Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся.

Каким же образом активизировать учащихся на уроке?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • Готовность выполнять учебные задания;
  • Стремление к самостоятельной деятельности;
  • Сознательность при выполнении заданий;
  • Систематичность обучения;
  • Стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность.

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

  • Отстаивают своё мнение;
  • Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • Задают вопросы друг другу и учителю;
  • Анализируют ответы друг друга;
  • Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
  • Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
  • Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
  • Находят несколько вариантов решения проблемы;
  • Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
  • Нахождение “ошибкоопасных мест”.

Выделяются уровни познавательной активности:

Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Словесные методы

  1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
  2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
  3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
  4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Наглядные методы

Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Наша школа является краевой экспериментальной площадкой по теме: “Конкурентоспособность школьника в условиях общеобразовательной городской школы”

А в проекте национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” конкурентоспособность характеризуют такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Эти качества я и стараюсь развивать на своих уроках.

Работая в режиме эксперимента, я учитываю индивидуальные линии развития и обучения каждого ученика. Совместно с психологами, родителями и учениками, созданы индивидуальные учебные траектории. Во второй половине дня я веду дополнительные занятия в гомогенных группах. На этих занятиях готовлю к олимпиадам, марафонам, чемпионатам, конференциям, к итоговой аттестации.

Вот некоторые достижения:

  1. Участие моих учеников в предметных мероприятиях:
  2. 2006-07 уч. год – 38%;
    2007-08 уч. год – 44%;
    2008-09 уч. год – 46%.

  3. Мои ученики принимают активное участие в школьных, краевых и всероссийских математических конкурсах, олимпиадах, чемпионатах, научно-практических конференциях.
  4. Занятость детей в математических гомогенных группах, кружках:
  5. 2006-07 уч. год – 40%;
    2007-08 уч. год – 50%;
    2008-09 уч. год – 50%.

  6. Трудоустройство выпускников (последний мой выпуск):
    66% – высшие учебные заведения;
    25% – средние учебные заведения;
    8% – работают.

Технические специальности и специальности с профилирующим предметом математика выбрали 68%.

Презентация